Логопедические упражнения для развития умения воспринимать словесную инструкцию при работе с детьми с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Газетдинова Фируза Файзерахмановна

   Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов. Выполняя не то. Что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка. Недостаточностью краковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности.  Умения своевременно реагировать на вопрос учителя. Отличить новую задачу от старой. Четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.

    Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе обучения. Предлагаемые упражнения помогут при формировании и развитии умения воспринимать словесную или письменную инструкцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические упражнения для развития умения воспринимать словесную инструкцию при работе с детьми с нарушениями речи

   Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов. Выполняя не то. Что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка. Недостаточностью краковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности.  Умения своевременно реагировать на вопрос учителя. Отличить новую задачу от старой. Четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.

    Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе обучения. Предлагаемые упражнения помогут при формировании и развитии умения воспринимать словесную или письменную инструкцию.

1.«Объясните Кузе». Логопед дает  ученикам какое-нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для Кузи.

Кузя – выдуманный дктьми персонаж, который хочет, но не хочет учиться. В начале курса занятий ученики рисуют портреты Кузи. На каждом занятии один из портретов помещается в рамочку на доске.

2. «Знакомый – незнакомый». Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до 10. Логопед дает инструкцию: « Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления – (-). Логопед диктует словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины. В конце работы проводится выборочная проверка, например: « Кто поставил (+) под цифрой 3?. Это было понятие «гласные звуки». Объясните, что это такое».

Это упражнение полезно проводить 3-4 занятия подряд.

3. « Что нового?». Ученикам предъявляется текст для списывания или читается текст диктанта, в который введена новая для детей информация. По прочтении текста логопед задает вопросы: «Что нового вы узнали? Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали?».

Прием «Что нового?» при анализе текста способствует развитию умения отличать новую уче6ную инструкцию от прежней, знакомой. ( Например, часто бывает, что дети, получив задание писать слова в столбик, пишут их в строчку – это происходит по инерции или потому, что не услышали в интрукции нового.)

4. «Светофор». У детей красный и зеленый сигналы. Логопед быстро читает 10-12 утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если утверждение верно, дети поднимают зеленые сигналы, если неверно – красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны противоречивые ответы.

Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В согласных звуках обязательно есть шум.

5. «Или «нет», или «да», а не знаешь – беда!» Логопед читает 8-10 утверждений, среди которых есть неверные и верные. После каждого он называет имя кого-нибудь из учеников, и тот отвечает «да», если согласен с данным утверждением, и «нет», если не согласен . После этого ответа логопед обращается ко всем детям, и они хором сообщают свое мнение («да» или «нет») или говорят: «Беда!», если вызванный ученик ответил неправильно. «Попавший в беду ученик  получает штрафную карточку. По  окончании игры его нужно будет  «выручить», то есть задать вопрос или предложить какое-нибудь задание. Например, придумать предложение из пяти слов или слово со звуком «р» и т. д.

Это упражнение требует большей концентрации и внимания.

6. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Дети записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставитььвместо них звездочку.

Прием способствует развитию концентрации и переключения, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

7. « Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию. Повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и четко представляют себе, что делать. Примеры заданий:

1) В тексте подчеркнуть все буквы С, вычеркнуть все буквы З.

2)В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а бкувы Ц – вычеркнуть. После команды « Внимание!», наоборот, вычеркнуть все буквы Ч, подчеркнуть все буквы Ц.

8. «Внимание и счет». Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции зхвука, которым отличается пара слов. Например: борода – города, редкий – резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран, балка – палка, лиловый – ледовый.

Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.

Использованная литература:

Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М.: Новая школа, 1996.

Быстрова Г.А., Сизова Э.А. и др. Логопедические игры и задания. СПб.: КАРО. 2004.

Меттус Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками. СПб.: КАРО. 2006.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа. 1995.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

  Развитие мозга -  это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Использование речевых физминуток при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

При систематическом использовании речевых физминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, поставленные звуки быстрее автоматизируются , прочнее входят в речь ребенка и легче используются ...

Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями речи различной этиологии.

Арт-технологии применяются для развития коммуникативных навыков....

Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с нарушениями речи

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном ит...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Известно, что ребёнку, имеющему нарушение речи, труднее осваивать программу русского языка, чем его сверстникам. Нарушения речи, как устной, так и письменной, требуют, прежде всего, своевременной корр...

Подвижные игры в работе с детьми с нарушениями речи.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку,...