Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов
статья по чтению (2 класс)

Воронова Людмила Евгеньевна

В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.

Это усвоение связей и основных признаков понятий, явлений, например, природоведческого, исторического содержания; усвоение элементов понятий, обобщенных выводов, развитие познавательных мотивов и интересов, формирование ценностного отношения к знаниям, умениям самостоятельно оформлять собственные высказывания с учетом соответствующего стиля речи, приобретать нужную информацию для дальнейшего ее использования в учебных и жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов

Научно-художественные, научно-познавательные тексты имеют свои особенности и свои способы проработки, которые педагогу важно учитывать во время работы:

- эстетическая функция в таких текстах не является ведущей;

- отсутствие подтекста;

- такие тексты всегда одноплановые, действительность реальная и объективная.

В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.

Это усвоение связей и основных признаков понятий, явлений, например, природоведческого, исторического содержания; усвоение элементов понятий, обобщенных выводов, развитие познавательных мотивов и интересов, формирование ценностного отношения к знаниям, умениям самостоятельно оформлять собственные высказывания с учетом соответствующего стиля речи, приобретать нужную информацию для дальнейшего ее использования в учебных и жизненных ситуациях [12,с. 88].

Такие тексты способствуют также развитию логического, понятийного мышления школьников.

Научно-художественные, научно-познавательные тексты отличаются от художественных также логикой изложения, точным, лаконичным языком. Для полноценного освоения содержания таких текстов важным является логическое мышление, опора на схемы, графики, зарисовки деталей объектов и тому подобное.

Если при проработке художественных произведений основными методами и приемами служат такие, которые обеспечивают полноценное восприятие учащимися художественного образа произведения, средств художественной выразительности в соответствии с их функциями в произведении, развитие эмоционально-чувственной сферы учеников, то в работе с научно-художественными, научно-познавательными текстами преобладают аналитические методы.

Во время отбора таких текстов в активный читательский круг младших школьников, проработка Заголовки, которые имеют форму вопросов, а также риторические вопросы, особые конструкции обращения до читателя по ходу развития содержания и др, усиливают диалогическую сущность научно-художественных произведений для младших школьников, способствуют более глубокому проникновению ребенка в смысловую ткань текста.  

Анализ заголовков научно-художественных, научно-популярных произведений в учебниках по литературному чтению позволяет выделить следующие его типы: заголовки, отражающие основную тему или проблему произведения, связанные с выдающимися фигурами, историческими событиями, календарными датами  и др.

Начальное ознакомление учащихся с научно-художественным текстом на уроках литературного чтения имеет место во 2 классе. В то же время на уроках по естествознанию ученики работают с научно-познавательными текстами на ежедневных занятиях. Важно, чтобы преподаватель применял методику проработки таких текстов с учетом их особенностей. Кроме того, чтение научно-художественного текста должно сопровождаться дифференцированной инструкцией или помощью педагога, в зависимости от уровня развития читательских умений школьников. Особенно значимым такое педагогическое сопровождение является для учащихся с высоким уровнем развития читательских умений (с целью дальнейшего их успешного продвижения в читательской деятельности), так и с недостаточным уровнем (для выравнивание возможностей учащихся в чтении и понимании текстов)

С целью более сознательного различения научно-художественных текстов среди других, понимание их отличий, целесообразным является применение приема сравнения произведений, схожих по содержанию, но разным по функционально-стилевым особенностям. Такую работу можно проводить, начиная со 2 класса.

В 3-4 классах прием сравнения осложняется тем, что дети, с опорой на приобретенный читательский опыт работы с художественными и научно-художественными текстами, могут самостоятельно их сравнить и различить, аргументируя свой ответ.

Например, внимательно прочитай отрывки из художественных и научно-познавательных текстов. Указать лишь отрывки из научно-познавательных текстов. Устно обоснуй свой выбор.

Во время первичного чтения учеником научно-художественного текста происходит его целостное, глобальное и элементарное аналитическое восприятие. На этом этапе дети должны уловить общее содержание текста, его тему (о чем говорится в тексте). Несмотря на то, что перед учениками на этом этапе не ставится задача понять детали, все же важно, чтобы они во время первичного восприятия учились выделять интересные факты, события, собственно, то, что именно привлекло их внимание

Важными умениями, которые существенно влияют на уровень полноты осмысления научно-художественного текста, является установление причинно-следственных связей, способность сделать выводы по прочитанному. Стоит обратить внимание на то, что для большинства учеников 2 класса эти умения являются пока непосильными. В то же время соответствующая работа все же должна проводиться. Например, сначала дети знакомятся с понятиями “причина” и “следствие”, отрабатывают их понимание на материале сложноподчиненных предложений. («Когда температура воздуха стала выше, снег сразу начал таять“; «из-за того, что Солнце обладает огромной силой тяжести, оно удерживает планеты вокруг своей орбиты”). Далее ученики с помощью учителя во время анализа произведения учатся распознавать последовательные и причинные связи в тексте, отвечая на вопрос: «что произошло?», «почему?» анализировать в контексте синтаксические конструкции со словами “потому что”, «из-за того что», «с тех пор» и т.д.

Необходимой предпосылкой овладения этим умением является целостное понимание школьниками содержания текста, отдельных его частей, выделения в них существенных признаков предметов или явлений.

В 3-4 классах школьники способны самостоятельно найти в тексте важные ключевые слова, словосочетания, предложения, которые помогают проследить описание явления, определенного факта, события и на этом почве построить смысловую цепочку чтения, затем объединить их в смысловые блоки. Как уже отмечалось, этому будет способствовать абзац, сигнализирующий о завершении одного смыслового сообщение и начало другого.

После этого ученик продумывает наиболее точные формулировки пунктов плана, который в научно-художественном тексте выступает как средство осознания логического содержания. Его составление требует не столько применения речевых умений, сколько читательских.

Отдельно стоит сказать о приеме перечитывания, который является обязательным во время работы с любым видом текста, и особенно, с научно-познавательным это позволит ученику, осмыслить текст целостно, глубже понять признаки понятий, явлений, взаимосвязи между ними.

Сегодня мы являемся свидетелями того, что у большинства наших учеников после первого прочтения отсутствует потребность в перечитывании текста, а также отдельных его частей с целью поиска  ответов на поставленный вопрос или нужной информации. Как следствие, школьник дает неточный, неправильный, расплывчатый ответ или додумывает, фантазирует, опираясь на свой жизненный опыт. Аналогичный результат имеем и во время выполнения домашних заданий, когда ученик один раз, отчасти невнимательно читает условие задачи или математической задачи. Приблизительное, неточное понимание, если оно входит в привычку, будет негативно влиять на уровень учебной деятельности ребенка в целом.

Если в научно-познавательном тексте описывается один факт, явление, историческое событие и необходимо, чтобы ученики определили главную информацию об этом факте или событии, они могли выполнить ряд последовательных, взаимосвязанных учебных действий. А именно:

- прочитать заголовок, определить ориентировочную тему (о чем будет идти речь в тексте);

- прочитать текст, поделить на смысловые части (абзацы);

– перечитать каждую часть, понять, о чем главном говорится в каждой;

- выделить ключевые понятия, термины, в т. ч. незнакомые;

- найти внешнее описание предмета, объекта, явления;

– определить по тексту, какие признаки имеет, например, предмет, явление;

- определить взаимосвязь этого предмета с другими;

- установить причинно-следственные связи;

– дать свою оценку, выразить свое отношение к содержанию; осознать, какая информация оказалась новой, какая – знакомой, известной ранее;

– решить, с какой целью автор сделал это сообщение, описал этот факт, явление; выводы, которые из этого можно сделать

Как показывает школьная практика, самостоятельно проработать текст, применяя такую последовательность действий, ученики способны в конце 3-го и в 4-м классе. Школьники 2-х классов прорабатывают научно-познавательные тексты с помощью и под руководством учителя.

Более сложными являются научно-художественные, научно-познавательные тексты, в которых факты или явления описываются в сравнении. Тогда анализ содержания такого текста проводится в контексте применения этого умения. Определяя опорные слова, ученик должен обратить внимание одновременно на два факта и параллельно (выбрав различные обозначения) осуществлять сортировку содержания (речевого материала), который характеризует каждый факт или событие; определить, что в них (фактах) есть общего, чем они различаются. После этого школьник делает общий вывод.

После того, как ученик разберется во взаимосвязях,  он устанавливает, какие факты являются основными, главными. Здесь применяется прием выделения и сопоставления существенной и несущественной для понимания главного информации. То есть ученик делает аналитический вывод, с какой целью был написан этот текст, что основное раскрыл автор содержанием.

На рефлексивном этапе работы с текстом, школьники коллективно обсуждают, какую новую информацию они получили из этого текста, для чего нужно это знать и где можно применить знания в учебно-познавательной деятельности и в жизненном опыте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формирование у учащихся младших школьников навыков беглого чтения

Рекомендации родителям первоклассников для работы по увеличению скорости чтения детей и формированию у них интереса к чтению....

Формирование у учащихся младших школьников навыков беглого чтения

Рекомендации родителям первоклассников для работы по увеличению скорости чтения детей и формированию у них интереса к чтению....

Формирование у учащихся младших школьников навыков беглого чтения

Рекомендации родителям первоклассников для работы по увеличению скорости чтения детей и формированию у них интереса к чтению....

Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.От  результативности этого сложного и кропотливого процесса  зависит фундамент в...

«Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения».

В процессе обучения  в начальной школе  формируется языковая личность младшего школьника.  Учитель начальных классов  раскрывает младшим школьникам богатство и красоту   ...

«Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения».

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности. В проце...