Методические рекомендации по развитию фонематического слуха в средней группе
учебно-методический материал на тему

Гулян Эрмине Гарегиновна

Это методическая разработка поможет и воспитателям и родителям развивать фонематический слух детей 4-5 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Что же такое фонематический слух?

   Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.


Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий. Оно включает формирование правильного звукопроизношения ,интонационными средствами выразительности и развитие фонематического слуха. Для развития фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, где дети определяют наличие того или иного звука в слове. Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, а затем в отдельных словах, фразах,  в связной речи(при пересказе сказок, рассказов, описании игрушек ,картин).Успешных результатов помогает достичь приём усиленного выделения звука голосом(з-з-зайка),а в связной речи-использование специального речевого материала (чистоговорки , потешки , считалки).  Предложите ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на; повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.

У воспитанников средней группы значительно возрастает  интерес к звучанию слова, поэтому целесообразно использовать игровые приёмы. Они помогают ребёнку услышать ,как звучит слово, произнести его, выделяя все звуки. Например в гости к детям пришёл Фея с волшебной палочкой. Она обращается к детям: «Ребята ,я молчу ,вы молчите, и волшебная палочка молчит, но как только палочка дотронется до какого-нибудь предмета, нужно назвать его. И так, палочка, начинай!». Фея палочкой касается предметов ,а дети произносят(хором или по одному)слова так , чтобы слышались составляющие их звуки(з-за-а-н-на-ав-ве-ес-ск-ка-а).

    Работа с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга, позволяя детям успешно усваивать программу.

1.Ребёнок слышит интонационно выделенный звук в  словах и может сравнить  его со звуками окружающего мира.

2.Ребёнок слышит  интонационно произносит заданный звук в словах.

3.Ребёнок может произнести заданный звук изолированно.

4.Ребёнок может определить и назвать первый звук в слове.

Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будут проходить и наши занятия, но носить обучающий характер.

                                       Игра "Большой или маленький"

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так же следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

        Игра "Пропустим мы во двор слов особенных набор".

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: "Во двор мы будем "пропускать" только слова с заданным звуком". Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук. 

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра «Повтори правильно»

 Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша- са.

Автор: воспитатель ГБДОУ №73 Приморского района г. Санкт-Петербург

                    Гулян Э.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический физкультурный праздник для средней группы Доу

Тематический физкультурный зимний праздник для средней группы ДОУ  "Снежная Королева"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

Цель:Знакомство с качествами предметов.Образовательные задачи:1.    Продолжать учить детей характеризовать предметы по  их качествам: цвету, форме, фактуре, вкусу. 2....

Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа.

Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Вода весной" (средняя группа)

Тема: «Вода весной»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: углубление и обобщение знаний о весенних природных явлениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница вода" (средняя группа)

Тема: «Волшебница-вода»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формирование знаний у детей о значимости воды, о ее пользе для человека, о различных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Кувшинка" (средняя группа)

Тема: «Кувшинка»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: развитие интереса детей к лепке, учить лепить, используя уже знакомые приемы лепки....