Советы родителям
консультация (3 класс) по теме

Медведева Светлана Викторовна

В этом разделе собран материал для помощи родителям в воспитании своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Развитие внимания в младшем школьном возрасте

Как любой другой психический процесс, внимание на протяжение всей жизни меняется. В младшем школьном возрасте оно становится все более произвольным, по сравнению с дошкольниками, но еще недостаточным по сравнению с учениками средних и старших классов.

Как и память, внимание нуждается в тренировке и  учитель младших классов должен тренировать способность учеников к удержанию внимания, делая его все более и более произвольным.  Для всех младших школьников внешние впечатления всегда отвлекающий фактор. Учитель не в состоянии справиться один с тренировкой внимания ребенка – это и задача родителей, задача семейного воспитания. Дети, находясь дома, также способны тренировать внимание. Например, разговорами или рассказами о событии дня. Пересказы прочитанного и вообще чтение – очень формирует внимание ребенка.

Тут в который раз встает вопрос о просмотре мультиков. Мультики и игры – это то, что держит внимание ребенка благодаря постоянно меняющейся картинки и слишком быстрым событиям. Детям нет нужды фиксировать свое внимание произвольно для того, что бы получить информацию – она сама привлекает свое внимание и сама льется и в уши и в глаза

В целом младшие школьники начинают с возможности концентрировать свое внимание в течение десяти минут. Затем эта цифра постепенно увеличивается до двадцати минут, в подростковом возрасте достигая всего лишь сорока-сорока пяти минут. Время концентрации внимания на протяжении пятидесяти минут – хороший взрослый результат. Не требуйте от своего ребенка его, попробуйте сначала на себе – взрослом человека – можете ли вы выдержать хотя бы подростковую норму.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Развитие памяти в младшем школьном возрасте

Это только так кажется, что уж в этом возрасте память у ребенка должна, наконец, «доразвиться» до взрослого уровня и отвечать нашим, взрослым требованиям. На самом же деле все обстоит не так просто и в возрасте шесть/семи – одиннадцати /двенадцати лет память ребенка все еще развивается до понятного и приемлемого нами, взрослыми, уровня.

Память детей в это м возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.

Один из даров этого возраста – механическая память, память без осмысления. Память, которая позволяет ребенку освоить пласт материала, не вдаваясь « в подробности», не выстраивая связь между предметами, не вдумываясь. К сожалению, последствия этого дара весьма плачевны – ребенок уже к средней школе настолько привык зубрить, что теряет интерес к учебе и способность к активному синтезу. Однако объемы возрастают, выучить все наизусть уже не представляется возможным и дети, не обладающие уникальной памятью. Хронического отличника, попадают в западню, которая приводит к снижению не только оценок, но и к снижению мотивации на саму учебу.

Развитие и совершенствование смысловой памяти – вот приоритет родителей и учителей в этом возрасте. И именно эта память позволяет использовать так называемые мнемонические приемы – приемы, помогающие что-либо запомнить или вспомнить. Самый простой пример – узелок на носовом платке, завязанный с тем, что бы напомнить своему обладателю о неком деле или предстоящем событии. Ребенок, освоивший мнемонические приемы существенно облегчит себе жизнь в последующем, когда ему потребуется оперировать все более и более массивными данными.

Осознанность – вот еще одна черта памяти и вообще личности ребенка в этом возрасте. Таким образом родительская задача состоит не столько в том, что бы проверить, что там ребенок «навызубривал» за последний час, но в том, что бы показать ему взаимосвязь предметов и событий, обучить ребенка мнемоническим приемам и при этом ухитриться не отбить у ребенка желание учиться, не превратить процесс обучения и научения в процесс тупой зубрежки.

Тренировка памяти: переставили предметы в доме, просим ребенка найти. Вспоминать когда произошли те или иные события относительно других. например наблюдения за погодой



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника" (1—4-й классы)

Цели и задачи:

Показать родителям возможности развития памяти;

Дать информацию о способах помощи ребенку с недостатками памяти;

Дать информацию о способах развития памяти с помощью мнемических приемов.

Ход собрания

I. Память можно и нужно развивать.

Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной ( или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается

Однако природа мудра и экономна. Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.

Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной памяти.

Если же человек, стараясь запомнить, использует для этого какие – либо приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти.

Очень важно понять, что, как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

Психологи утверждают следующее:

Память можно и нужно развивать;

Это может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;

Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;

Природную память можно тренировать;

Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;

Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.

Человек с хорошей памятью всегда успешнее управляет своей интеллектуальной деятельностью и жизнью в целом.

II. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти.

Нарушение памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у ребенка является наиболее сохранным.

Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух материал, подлежащий запоминанию. При недостаточной технике чтения текст может читать кто – либо из взрослых – иначе усилия, затрачиваемые на сам процесс чтения, будут отвлекать ребенка от запоминания материала.

Большую помощь в запоминании может оказать также использование магнитофона (диктофона).

Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.

При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить. Однако этот метод больше подходит для подростков: для младшего школьника конспектирование может оказаться непосильной задачей.

При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания.

В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по оному четверостишию, не пытаясь повторить все стихотворение целиком. Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

III. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.

Необходимость использования мнемических приемов.

Вы должны понять, что простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно многого достичь, используя разнообразные мнемические приемы.

Совершенно очевидно, что не все приемы в разной степени доступны каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы.

При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Вы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “почему”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Приемы запоминания могут быть разнообразными.

Группировка материала

Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части – классы. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на столько частей, или классов, был разделен подлежащий запоминанию материал.

Ассоциации

Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.

Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д., поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.

Схематический образ

К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.

Можно использовать для обучения методику 2пиктограмма”. Ребенку для запоминания предлагаются простые фразы (типа “Девочке подарили куклу”). Ребенок для запоминания каждой такой фразы, делает какой – нибудь как можно более простой и схематичный рисунок. После того как этот прием будет освоен на конкретном материале, следует давать фразы с более отвлеченным значением (например: “Учиться никогда не поздно”).

В результате подобных занятий действие по подбору подходящего схематического образа автоматизируется и в дальнейшем начинает осуществляться ребенком во внутреннем плане, без создания соответствующего рисунка.

Опорные пункты Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.

Структурирование материала

Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных действий. К ним в первую очередь относится структурирование материала, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на упорядочение ее.

IV. Сила – в развитии.

Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся.
В основе быстрого роста любого растения – много факторов, но первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае – это природная память.

Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания “переплетаются” с соседними, как бы “шепчутся” друг с другом, подобно листьям.

Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей.

Когда же учащийся запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое.

Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из – за своей неразвитой памяти. Те же, кто сумел чего – либо добиться в жизни, умели управлять своей память и развивать ее.

VI. Заключительная часть.

Подведение итогов, ответы на вопросы родителей (если они возникают), родителям дается возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по проекту

Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, доклад, электронная презентация, и т.д. И да же какая-то полезная социальная деятельность (посадка растений, поздравление ветеранов и прочее)

Содержание проекта:

  1.  Идея (цель) проекта

Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования?)

Предмет исследования

Формулировка проблемы

Выдвижение гипотезы (предположения)

  1.  Разработка плана проекта

Что я буду создавать(узнавать), где я буду это искать

  1. Описание проекта (Описание этапов работы)

Лучше с фотографиями или схемами - рисунками

Проверка гипотезы  может осуществляться следующими способами:

  1. Наблюдение, опыты;
  2. Исследование разных источников информации;

МБОУ средняя школа №3 г. Лысково

Проект

«название»

Выполнил: ученик 3 «А» класса

ФИ

Учитель: С.В. Медведева

Мини-рисунок изделия

г.Лысково, 2015г.

  1. Творческая деятельность
  1. Вывод: соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов.
  2. Самооценка проекта

Оформление работы:

Титульный лист

Каждый этап работы на новом листе, оформлен красочно рукой ребенка (рукописный вариант) или в печатном варианте (схемы можно от руки)

Рекомендации по проекту

Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, доклад, электронная презентация, и т.д. И да же какая-то полезная социальная деятельность (посадка растений, поздравление ветеранов и прочее)

Содержание проекта:

  1.  Идея (цель) проекта

Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования?)

Предмет исследования

Формулировка проблемы

Выдвижение гипотезы (предположения)

  1.  Разработка плана проекта

Что я буду создавать(узнавать), где я буду это искать

  1. Описание проекта (Описание этапов работы)

Лучше с фотографиями или схемами - рисунками

Проверка гипотезы  может осуществляться следующими способами:

  1. Наблюдение, опыты;
  2. Исследование разных источников информации;

МБОУ средняя школа №3

 г. Лысково

Проект

«название»

Выполнил: ученик 3 «А» класса

ФИ

Учитель: С.В. Медведева

Мини-рисунок изделия

г.Лысково, 2015г.

  1. Творческая деятельность
  1. Вывод: соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов.
  2. Самооценка проекта

Оформление работы:

Титульный лист

Каждый этап работы на новом листе, оформлен красочно рукой ребенка (рукописный вариант) или в печатном варианте (схемы можно от руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

Пять отдельных советов родителям...