Родительское собрание на тему: Хороший тон - лучший воспитатель»( при составлении было использовано методическое пособие Кулинич Г.Г. "Вредные привычки: профилактика зависимостей:1-4 классы.",2009 г.,Москва
консультация (2 класс) на тему

Реймхе Мария Владимировна

 Материал данного собрания способствует повышению культуры взаимодействия родителей и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: Хороший тон - лучший воспитатель»

Цель: формирование педагогической культуры родителей

Задачи: способствовать повышению культуры взаимодействия родителей и детей; обсудить проблему наказаний; заострить внимание на большой роли положительного родительского примера в вопросах воспитания; рассмотреть причины распространения вредных привычек и пристрастий; ознакомить с результатами тестирования, прокомментировать; провести тренинг для родителей.

Предварительная работа:

Работа со специалистами, подбор литературы, подготовка и распечатка тестов, заданий тренинга; работа с родительским активом по вопросам выступлений.

Участники: учитель, родители, психолог, социальный педагог.

Ход собрания:

                                   -Везде хороший тон - забытая картина…

                                     - А как воспитывал тогда ты дочь и сына?

                                                              Из разговора родителей

УЧИТЕЛЬ:  Хороший тон в семье – понятие объемное.  Это все:  и взгляд, в котором доброта и тепло, и ваша речь, которая успокоит и приободрит, и даже вещи, которые воспитывают правильное отношение к жизненным ценностям. Это вся атмосфера домашних взаимоотношений, начиная с « доброе утро» и заканчивая дежурством на домашней кухне. Это умение разобраться в душевных переживаниях всех членов семьи, умение наказать и поощрить.

   Уставший человек приходит с работы домой. Позади все тревоги рабочего дня. По дороге домой он думает: « Мой дом – моя крепость!». А придя домой, всегда ли он видит свою « крепость» нерушимой и прочной:? Или стихия современной жизни продолжает бушевать и дома? Грубость, раздражение, нервозность…Люди, вспомните, ведь вы связаны кровными узами. А эти узы предполагают любовь т взаимоуважение. И не забывайте о том, что вы постоянно находитесь под неустанным вниманием своих детей.

… Хороший тон начинается с порога, чистого, прибранного. А продолжается в комнатах, которые не обязательно должны кричать о роскоши и богатстве. Совсем наоборот. И скромная обстановка может быть милой и уютной. Именно хорошим вкусом и любовью к своему жилищу мы и начинаем воспитание  в наших детях любовь ко всему прекрасному: виду, картине и к себе, как к самому прекрасному творению этого мира.

  Хороший тон дома продолжает хороший тон общения. Вы замечаете, как вас встречают  в чужом доме? Иногда из всего этого процесса проглядывает довольно неприятная картина. Да, нам бывает часто неприятно. Но ведь ростки внимания и сердечности, которые мы ждем впоследствии от других людей, закладываются тоже в детстве. Дети, которые становятся взрослыми, учатся у вас. А как вы и ваши домашние встречают друг друга на пороге своего дома? Или у вас это вообще не принято?

  В воспитании все взаимосвязано. Казалось бы, какое отношение имеет хороший тон, к примеру, к той же проблеме табакокурения и алкоголя? Ан, нет. Папа раздражен, поэтому он курит. У папы неприятности на работе, поэтому он выпил. Да, всякое в жизни бывает. Но пап принес все это в свой дом. Значит, вот как ведут себя взрослые, когда им плохо, когда у них что- то не ладится. Когда я вырасту, я тоже смогу себе это позволить. Подражание- это часть детского существования, часть их непростой жизни. Жизни, полной нового, любопытства и познания, восприятия явлений сложного взрослого мира.

РОДИТЕЛИ: А как же насчет того, что дома можно и расслабиться? А тут приходится, оказывается, снова держать, что называется лицо и спину.

УЧИТЕЛЬ: Но разве можно считать, что близкие люди менее восприимчивы к вашим недостаткам, капризам и расслаблениям, чем посторонние? Вы можете ранить их душу еще больше, чем чужую.

РОДИТЕЛИ: Люди в семье связаны родственными узами. И эти узы помогают не обращать на какие- то  недостатки внимания, прощать близкое многое.

УЧИТЕЛЬ: Но вы не можете гарантировать, что так будет всегда. Придет время, когда это всепрощение закончится. И тогда жизнь рядом с, казалось бы, такими родными и близкими людьми становится адом. А рядом дети, которые впитывают все нюансы нового состояния семейной атмосферы в доме. Или, вернее сказать, вашего противостояния. Следует сохранять хотя бы внешнее благополучие во избежание открытых скандалов, свидетелями которых становятся дети. Иначе ваш непогрешимый родительский ореол будет постепенно меркнуть и исчезать. А вы начнете задавать вопрос: « А почему ребенок вырос таким?» А ведь все началось с неуважения друг  к  другу  в семье и демонстрации такого положения дел перед своими детьми. И не следует говорить о всепрощении. Скорее, в семье должно быть какое- то снисхождение, которое может кончиться не грубым замечанием, а доброй шуткой, возвращающей человека на путь истинный без зла и обиды.

   Внимание друг к другу. Приучайте и детей с раннего возраста к таким простым вещам, как принести, помочь, подать, встретить, улыбнуться, пожелать что-то хорошее, притом не только в праздники, но и в будни. Чем больше у детей хороших привычек, меньше места остается для плохих.

   Часто родители, думая, что дети еще малы, не обращают на них внимание, демонстрируя им свои плохие привычки. Громкая зевота и несвежий носовой платок на столе, раскачивание на стуле, сопение, некрасивые жесты. Привыкнув к этому с детства, взрослому отвыкать уже слишком трудно.

    Порядок, опрятность и бережливость - вот хороший тон настоящей хозяйки дома. Пример опрятности и аккуратности дают детям родители. Не позволяйте детям  являться к столу неумытыми, с грязными руками, непричесанными или неряшливо одетыми. Дети должны знать, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, не лезть постоянно в еду руками.

  Хороший тон задают оба родителя. При этом жене, матери отводится особая роль. Она - душа дома. Именно ей присуще такое качество, как терпение. Терпение и доброта ко всем членам семьи. Конечно, любому терпению может прийти конец. Но следует научиться вовремя замолчать. Умение молчать -  большое искусство и плод хорошего воспитания.

ПСИХОЛОГ:  Хороший то- это разумные методы воспитания. Давайте вернемся к ребенку, который спешит домой после школы. Не только взрослый думает о своем доме, как о крепости. Ребенок спешит домой, чтобы поделиться своими впечатлениями, достижениями, хочет услышать похвалу. И тон, которым родители сказали ему « отстань», как и сами неприветливые слова, могут увести его в мир телевидения и компьютера, где все тихо и красиво, где нет злого окрика мамы и ремня папы.

  Да, ремня. Дети не всегда являются домой с хорошими новостями. Они время от  времени получают двойки, дерутся, измазывают новые костюмы. И вот тут грядет наказание. Любой вид наказания - это насилие над личностью.

РОДИТЕЛИ: но и не наказывать нельзя. Иначе это получится вседозволенность.

УЧИТЕЛЬ: Да, это так. Но наказание должно быть справедливым, не оскорбляющим личность ребенка. Что же имеют в результате наши дети в результате наказания? Боль, обиду, невысказанный вопрос « За что?». Хороший тон в воспитании знаком не многим. НА защиту детей против насилия встают целые государства и нации. Ребенок слаб, им легко повелевать, его легко оскорбить. Поэтому для тех, кто не знаком с правилами хорошего тона в воспитании, и в защиту оскорбленных и униженных детей ООН И была принята Конвенция о правах ребенка. Провозгласить права - это одно, а вот следить за их исполнением совсем другое. Дети зачастую не знакомы с такими важными для них документами и своими правами. А взрослые далеко не всегда заинтересованы в том, чтобы дети знали свои права и могли их защищать. Поэтому все оскорбления в свой адрес, весь тот « дурной тон», которой свойственен многим взрослым, включая родителей, дети воспринимают как обычные меры воспитания.

ПСИХОЛОГ: Не всегда семья становится « колыбелью воспитания». Бывает она и « колыбелью насилия». Переживаемый эмоциональный стресс при любом виде насилия (физическом, психологическом) настолько велик, что впоследствии  у ребенка развивается посттравматические стрессовые расстройства. Нарушается сон, растет волна непослушания. Ребенок становится раздражительным. Возникают трудности с концентрацией внимания. Портится характер, он становится взрывным. Родители недоумевают, откуда у ребенка появляется непредсказуемая реакция на те или иные явления? А все дело в том, что ему просто что- то могло напомнить о том моменте его жизни, когда ребенок был унижен и оскорблен. Одним из результатов  плохого, неверного воспитательного, если его можно так назвать, тона является формирование у ребенка заниженной самооценки. Подвергаясь различного рода унижениям, угрозам дети приходят к выводу о том, что они большего и не заслуживают. Сначала с болью в голосе, а потом уже и с озлоблением они произносят: « Значит, я плохой, поэтому меня не любят и наказывают. Да, я плохой. Пусть меня бьют и наказывают. Мне все равно. Есть люди, которые меня понимают и смогут защитить.» Так рушится мир семьи, взаимопонимания. Так наши дети уходят от нас в мир двора, девиантного (отклоняющегося от норм и правил) поведения и вредных привычек.

СОЦИАЛЬНЫЙ педагог: Все больше наблюдается отчуждение родителей от детей. Многие так и говорят: « Для воспитания есть школа». Школа, конечно, может многое. Но никакое школьное воспитание не сможет заменить правильное семейное. В чем же кроются причины все более омолаживающего девиантного поведения детей и распространение среди них вредных привычек и пристрастий?

Многое кроется в педагогическом невежестве родителей, слишком поверхностном знании индивидуальных и психологических особенностей своего ребенка.

Применение явно  «не  тех» методов воспитания, создание конфликтных ситуаций.

Недооценка положительных черт своего ребенка

Неверие в физические, интеллектуальные и нравственные силы ребенка приводят к унижениям и оскорблениям ребенка со стороны родителей. А самого ребенка - к обиде, отчуждению и недоверию к родителям.

Несогласованность родительских требований к ребенку.

Постоянные назойливые назидания, пренебрежение интересами ребенка, грубое обращение сводят все наши воспитательные усилия на нет

Отсутствие должного контроля за учебой и поведение ребенка со стороны родителей.

Если вами, родители, нарушены хотя бы некоторые ранее перечисленные пункты, то, как можно винить ребенка в том, что за свою еще такую недолгую жизнь он уже накопил столько отрицательного.

ПСИХОЛОГ: Многие родители оценивают ситуацию в семье положительно. Каково же их удивление, когда они узнают о том, что их дети совершенно другого мнения. Необходимо знать, каким видит окружающий мир и свою семью ваш ребенок. Знания помогут понять причины возникновения многих проблем ребенка.

Психолог знакомит с результатами теста « Рисунок семьи».

УЧИТЕЛЬ: Семейная педагогика, накопившая опыт воспитания детей во многих странах советует:

Стараться понять своего ребенка

Стараться постигнуть способ мышления своего ребенка, научиться разбираться в мотивах его поступков.

Приобретать собственные методы воспитания, ставящие целью положительное развитии личности ребенка

Установить равное участие всех членов семьи в домашних делах.

   Семья- это та среда, где ребенка окружают наиболее близкие ему люди. Хороший тон, заданный в семье родителями, гармоничная семейная атмосфера, установки, ценности станут основными факторами, которые формируют и развивают сильную и самодостаточную личность, способную разумно оценивать жизненные ценности и достойно противостоять соблазнам и бедам

ПСИХОЛОГ: Предлагаю небольшой практикум: все родители делятся на группы. Каждая получает задание отстоять свою точку зрения по предлагаемому вопросу. Две другие группы приводят доводы, которые опровергаю представленную точку зрения.

Учитель: Давайте подведем итоги нашего собрания (вместе с родителями)

  • Следует пересмотреть свое отношение к некоторым вопросам семейного воспитания
  • Необходимо обращать внимание на роль в воспитании детей положительного родительского примера
  • Наказание не должно быть не жестоким, но справедливым
  • Повышение культуры педагогических знаний - задача каждого родителя.

СИТУАЦИЯ 1  «ОПЯТЬ ДВОЙКА»

 Ваш ребенок достаточно умный и сообразительный. Но время от времени он получает по какому-то предмету двойку. Выскажите все за и против, развивая мысль, по следующим суждениям:

-Ничего страшного в этом нет. Эти двойки не отражаются на конечном результате его успеваемости ха четверть.

-А что за ученик без двоек? Я тоже получал. И ничего, разумным вырос. Выучился и стал довольно успешным человеком.

-Нет уж, хватит. Пора этому положить конец. Где мой  ремень?

СИТУАЦИЯ 2: «В КОТОРЫЙ РАЗ ИЗМАЗАННЫЙ КОСТЮМ»

Опишите свою реакцию на результат.

- Опять? Снимай быстрее. Сейчас почищу.

-Да как же мне это надоело. Сколько можно. Все, хватит, будешь наказан. А вот еще отец домой придет. Так, что готовься.

СИТУАЦИЯ 3: «У НАШЕГО МАЛЬЧИКА ВСЕ СИНЯКИ ДА ШИШКИ»

 Ваш ребенок часто дерется с другими ребятами. Какова ваша реакция на очередную драку?

- Тебя снова побили? Опять этот драчун Вовка? Ничего, я вот схожу к его родителям. Мало ему не покажется.

- Снова побили? Так тебе, слюнтяю, и надо. Учись давать сдачи. И не раскисай, а то я еще добавлю.

-Сынок, а что происходит? В чем там у вас дело? Тебе больно? Давай я все прижгу, а ты рассказывай, рассказывай…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Профилактика вредных привычек в раннем детстве".

Доклад был посвящен одной из самых актуальных проблем современного общества - вредным привычкам: алкоголь, курение, наркомания, их профилактике в раннем возрасте; негативным воздействиям их на физичес...

Родительское собрание по теме « Книга - твой лучший друг»

Целью методической разработки родительского собрания по теме «Чтение – лучшее учение» в начальных классах малокомплектной школы, учитель Белянцева Светлана Вячеславовна, является привитие любви к чтен...

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание на тему "Чтение - вот лучшее учение"

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнк...