Конспект родительского собрания по теме "Адаптация первоклассников"
консультация (1 класс) на тему
Данное родительское собрание уместно провести в конце 1 четверти, так как оно способствует лучшему пониманию родителями проблемных моментов у детей и поиску их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 1 классе
«Адаптация первоклассников к школе»
Цели: 1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
2. Дать практические советы по организации общения родителей с первоклассником.
Подготовка к собранию.
I. Отпечатать анкеты для родителей.
Уважаемые (Ф. И. О. родителей)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до … дата).
1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:
а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?
2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:
а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?
3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?
4. Чем болел Ваш ребёнок?
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
а) да;
б) нет?
6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?
7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?
8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?
9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?
10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?
Вопросы для обсуждения
1. Возрастные особенности первоклассников.
2. Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
3. Советы и памятки для родителей.
4. Родительский практикум.
* В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!
Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Возрастные особенности первоклассников.
- Формируется самооценка личности. Важно поддерживать ребенка. Ценить даже малый успех.
- Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.
- Дети возбудимы, легко отвлекаются,
- Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.
Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников (см. Приложение
Уровни адаптации:
- Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
- Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
- Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
- Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).
Показатели адаптационных затруднений:
* Недостаточная реализация личностного потенциала;
* Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;
* Трудности в общении;
* Острое переживание неудач;
* Неадекватная самооценка;
* Несамостоятельность, поиск причин во вне.
Советы родителям:
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги.
«Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них.
Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать…
Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и память ребёнка
Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми.
Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно».
Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Памятка родителям первоклассника (см. Приложение)
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе.
Полезные фразы для ребенка (см. Приложение)
Уважаемые родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть – чуть волшебниками, не разрушайте в ребёнке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний.
Возьмите себе в союзники терпение, внимание и понимание, и тогда всё у вас получится!
Практическая часть (Родители рассаживаются за четыре стола по собственному желанию. Каждая группа выбирает себе педагогическую ситуацию, обсуждают её, высказывает своё мнение).
Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:
а) Смотри, веди себя как следует.
б) Сегодня увидимся в … часов.
в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.
г) …………………………………………………………………………
Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:
а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу.
б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!
в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)
г) …………………………………………………………………………
Ситуация 3. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:
а) Что сегодня получил?
б) Что сегодня было интересного в школе?
в) Чему сегодня научился?
г) …………………………………………………………………………
Ситуация 4. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:
а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.
б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)
в) Всегда в одно время, даже если со слезами.
г) …………………………………………………………………………
Памятка родителям первоклассника
1. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
2. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
3. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
4. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
5. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
6. Старайтесь придерживаться режима дня. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
Полезные фразы для ребенка
- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся, чужого не бери.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого не проси.
- Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
-Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
* В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура - (витамины).
* Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. -(режим дня, контроль времени для занятий, просмотра телепередач, у компьютера)
* Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. - (режим дня, список дел, планинг)
Когда уместна тревога?
Обычно
* Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
* Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
* Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
* Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
* Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
Опасно
* Полное отсутствие интереса к учёбе,
* Делает уроки только «из-под палки»
* Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
* Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию
* Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
* Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков
Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/02/picture-390218-1712044528.jpg)
Конспект родительского собрания для будущих первоклассников.
Данный материал предназначен для проведения первого родительского собрания для будущих первоклассников.Цель родительского собрания: Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в п...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/02/picture-390218-1712044528.jpg)
Конспект родительского собрания для будущих первоклассников.
Данный материал предназначен для проведения первого родительского собрания для будущих первоклассников.Цель родительского собрания: Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в п...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/02/picture-390218-1712044528.jpg)
Конспект родительского собрания для будущих первоклассников.
Данный материал предназначен для проведения первого родительского собрания для будущих первоклассников.Цель родительского собрания: Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-180081-1358310818.jpg)
Конспект родительского собрания "Телевизор и книги в жизни первоклассника"
Данный материал поможет в подготовке беседы с родителями о влиянии на ребенка просмотра телевизионных передач, о правилах борьбы с телеманией. Презентации дает наглядную информацию о способах привития...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-1030063-1543689454.jpg)
Конспект родительского собрания "Проблемы адаптации первоклассников в школе"
Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.Система взаимоотношений детей в классе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305887-1610956008.jpg)
Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"
Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/13/picture-1512157-1707821552.jpg)
Конспект родительского собрания "Особенности адаптации первоклассников"
Конспект родительского собрания "Особенности адаптации первоклассников"...