Как помочь первокласснику овладеть навыком письма
консультация (1 класс) на тему

Свищева Инна Алексеевна

    Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивается первоклассником, а в тетради появляются лишь каракули. «В чём же дело?- беспокоятся родители - Ведь ребёнок старается».  Нервничает ребенок, волнуются родители, не доволен учитель. А причина в недостаточно развитой ручной ловкости. Это значительно затрудняет овладение навыком письма, а в последующем и совершенствование его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь первокласснику овладеть навыком письма

(Практикум для родителей)

    Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивается первоклассником, а в тетради появляются лишь каракули. «В чём же дело?- беспокоятся родители - Ведь ребёнок старается».  Нервничает ребенок, волнуются родители, не доволен учитель. А причина в недостаточно развитой ручной ловкости. Это значительно затрудняет овладение навыком письма, а в последующем и совершенствование его.

    Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках физкультуры  и технологии. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, ещё до поступления в школу, и продолжать его совершенствовать в течение всего периода обучения в двух первых классах.

    Степень развития ручной ловкости у детей 5-7 летнего возраста можно определить  по количеству бросков мяча диаметром 10 сантиметров о стену с расстояния 1 метр. Если за 30 секунд ребёнок бросил и поймал мяч больше 24 раз – координация движений его рук хорошая, от 24 до 19 раз – удовлетворительная, меньше 19 раз – плохая.

    Совершенствовать координацию рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. При этом нельзя забывать и о других физкультурных занятиях, поскольку у детей с низким уровнем ручной ловкости, как правило, плохо развита и общая координация и быстрота движений. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом. Родители должны всячески поощрять их к таким играм, а при первой возможности играть с детьми в мяч.

    Научите ребёнка перекладывать, а затем и перебрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой; ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360 градусов, приседания). Время от времени проверяйте насколько эффективны эти занятия. Сделать это можно с помощью очень простых контрольных упражнений:

  1. Ударять мяч о пол и ловить его после отскока сначала хватом снизу, затем сверху.
  2. Ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить поочерёдно каждой рукой отдельно, потом обеими руками.
  3. Бросать мяч о стенку с расстояния полтора- два метра и ловить его двумя, а затем одной рукой. Темп бросков постепенно ускорять.
  4. Метать в цель, расположенную на высоте 1 метр, 1,5 метра, 2 метра, мячи разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой.

   По мере совершенствования ручной ловкости ребёнок будет легче справляться с этими контрольными упражнениями. Возрастёт темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.

Упражнения для развития ручной ловкости

1.И.п. – стоя или сидя,

руки вытянуты перед грудью,

пальцы разведены.

Сильно сжать пальцы в кулаки,

задержаться в этом положении на 2-3 секунды,

затем разжать и расслабить кисти и

встряхнуть ими.

Повторить 4-6 раз.

2.И.п.- стоя или сидя,

руки вытянуты перед грудью,

пальцы правой руки сжаты в кулак.

Разжать пальцы правой руки и

одновременно сжать в кулак пальцы левой руки,

вернуться в И.п.

Повторить 20 и более раз,

постепенно убыстряя темп.

3.И.п.- стоя или сидя,

ладони вместе,

пальцы переплетены.

Попеременно сгибать и разгибать пальцы.

Повторить 20 – 30 раз.

4.И.п. – сидя, руки с разведёнными пальцами

лежат на ровной горизонтальной  поверхности.

В течение 30 – 60 секунд поочерёдно постукивать

по опоре пальцами то одной, то другой, то обеих рук.

5.И.п. – сидя или стоя,

руки согнуты перед собой.

Касаться большим пальцем

поочерёдно указательного,

среднего, безымянного,

мизинца.

Темп выполнения и сила

надавливания постепенно возрастает.

Повторить 15 - 20 раз.

6.И.п. – сидя или стоя,

ладони вместе,

пальцы переплетены.

Сгибать их и разгибать кисти

в лучезапястных суставах.

Повторить 10 – 20 раз.

7.И.п. – стоя или  сидя,

руки вытянуты перед грудью,

пальцы разведены.

Развернуть ладони наружу,

вернуться в И.п.

Повторить 15 – 20 раз.

8.И.п. – стоя или сидя,

руки согнуты в локтях

перед грудью ладонями кверху.

Потряхивая руками,

сгибать и разгибать расслабленные кисти.

П овторить 15 – 20 раз.

Литература

Лопухина И. С.  «Логопедия, речь, ритм, движение»  С – П., 1999

Аллан Фромм «Популярная педагогика» Екатеринбург, 2004