Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".
консультация (4 класс) на тему

Михеева Елена Евгеньевна

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.                                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_uchastiya_roditeley.docx519.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Консультация для родителей учащихся

<Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения.>

Составитель: Михеева Елена Евгеньевна

2014г.

г.Подольск

Содержание:

  1. Вступление.------------------------------------------------3

  1. Теоретическое обоснование содержания

     работы образовательного учреждения

      с родителями и формы этой работы. ------------------4-13

  1. Практическое применение.-----------------------------14

  1. Заключение.------------------------------------------------17

  1. Список литературы.---------------------------------------18

  1. Приложение.-----------------------------------------------19-20

Вступление.

             Актуальность  этой темы в том, что школе необходимо уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, развитию творческой и свободной личности ребенка.                                                                                    

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.                                                                                                                                        

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.  Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.                                                                              Известно, что наиболее эффективное развитие способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала осуществляется в условиях разнообразной деятельности, а где как не в семье возможно включение ребенка в самые многообразные виды деятельности.

           Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.  Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных, жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

            Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.                                                

Теоретическое обоснование.

  Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации  программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

         - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;

-         проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;

-         активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.);

-         построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).

Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика («портрет выпускника начальной школы»), особую роль, в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса: 

-      любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;

осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

-      активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;

-       умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

уважающего своих родителей и других людей;

-      осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

     

 В основе ФГОС лежат Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Названные Концепции представляют собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в семье и школе.

    Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.

   Ступени реализации Концепций отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе.

                   

 Различают следующие ступени:

 

       1.Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни  имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

       2.Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

        3.Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

        4.Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

   

 Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

      - участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации;

     - обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

   

 Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.

Для обеспечения реализация ФГОС рекомендуется организация комплексной методической работы с родителями и общественностью, которая может быть представлена следующим содержанием.

Содержание работы образовательного учреждения с родителями в реализации идеи ФГОС нового поколения.

         Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.

       Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
  • участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Направления содержательной деятельности с родителями:

                      - Изучение семей обучающихся: 

пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;

индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.

                 - Психолого-педагогическое просвещение родителей:

родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;

встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;

встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;

встреча с юристом, психологом. “Права и обязанности ребенка ”.

             - Массовые мероприятия с родителями, организация совместной          общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;

мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”;

конференция “Круг семейного чтения”;

совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;

выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;

совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

            - Проведение открытых мероприятий для родителей;

конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;

конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;

конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;

организация благоустройства и озеленения школьного двора;

ремонт и оформление классных кабинетов.

             - Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

создание Управляющего совета;

организация деятельности Родительского комитета;

организация деятельности Клуба молодой семьи;

создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;

разработка системы договоров между родителями и школой;

беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;

обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

             - Работа в составе школьного совета:

участие родительского комитета в разработке Устава школы;

участие в работе школьных и общественных Советов  (родительских       советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).

проведение общешкольных  классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности  в разработке плана реализации  ФГОС и Концепции.

           - Повышение педагогической культуры родителей:

знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

изучение закономерностей развития ребенка;

содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

           - Пропаганда здорового образа жизни в семье:

родительские практикумы по закаливанию;

практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

клуб любителей семейных путешествий;

совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

         - Повышение правовой культуры родителей:

изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

изучение Конвенции  ООН о правах ребенка;

изучение Закона РФ “Об образовании”;

программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.

Методы работы с родителями: 

  • наблюдение;
  • индивидуальные беседы;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • диагностика;
  • анализ детских рисунков и рассказов о семье;
  • метод коллективно-творческой деятельности.

Формы работы с родителями.

 - Формы участия родителей в управлении ОУ: 

  • а) инвесторы-спонсоры;
  • б) социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
  • в) эксперты качества образования;
  • г) защитники прав и интересов ребенка.

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

 - Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

 Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

 Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы

воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

 Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

 Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

 

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

 Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

 

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

 Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Виды родительских собраний

  а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

  б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являются формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

  в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса

  г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

   д) собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

  е) итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса

 Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

 Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и его развитие в дошкольный период.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

 Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

 Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Практическое применение.

В свете требований ФГОС я использую различные виды работы с родителями. Особое внимание уделяю проведению родительских собраний не в традиционной форме, когда учитель освещает проблемы обучения и воспитания   как лектор, а при активном участии родителей. Стараюсь использовать работу в микрогруппах. Еще мною опробована форма проведения совместного с детьми родительского собрания, которая, по моему мнению, эффективна при решении нравственных вопросов.

 Родительское собрание в 4 классе « О детской дружбе».

Цели:

  1. Выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг
  2. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

Участники: учащиеся 4 класса, родители и классный руководитель.

Подготовка.

  1. За две недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержание материалов книг и журналов, предлагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.
  2.  Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью « И снова о драках» (« семья и школа»,1987г. №3) и познакомить с ее содержанием всех родителей.
  3. С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного содержания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»:

       - «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова,

       - «Перышко» В. Осеевой,

       - «Высшая мера наказания» Б.Никольского,

       - «Терешка» В. Косова,

       - «Мои друзья Колька и Сергей» В.Клевцова,

       - «Над кем лучше смеяться» Л.Сергеева,

       - «Требуется друг» А.Барто.

             4.За неделю до собрания родителям раздаются бланки, анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем (Приложение1)

             5. Классным руководителем проводится анкетирование учащихся (Приложение 2)

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1.  В классной комнате оборудуются рабочие места для четырех микрогрупп и ведущих собрания. На столах лежат : текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.
  2. Классная доска поделена на три части. На первой части написано определение понятия «дружба» из толкового словаря В.И. Даля: « Дружба - …бескорыстная стойкая приязнь», а на второй половинке помещены следующие пословицы о дружбе:

- Без беды друга не узнаешь.

- Друг познается в несчастии.

- С хорошим товарищем веселее в удаче, легче в беде.

 - Недруг поддакивает, а друг спорит.

- Дружба дружбе рознь, а иную брось.

- Твоя свобода махать кулаками заканчивается, где начинается нос твоего соседа.

Третья часть доски остается свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.

                 Ход проведения собрания.

Первая часть.

  1.  Родители и дети занимают отведенные места для работы в микрогруппах. В каждую мигрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора рабочей группы.
  2. Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему, знакомит с регламентом.
  3. Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как она проявляется? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов не существует. Но над этим вопросом должен задуматься каждый. Понятие, противоположно дружбе – эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга (чтение определения В.И.Даля). На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе сказал что-нибудь хорошее, не потому , что это выгодно. Ты дружишь с человеком, потому-то он близок тебе, близки его интересы и взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за красивые глаза. Умеет человек красиво, модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг.
  4. Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные вопросы в конце и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.
  5. Защита правил. Каждая микрогруппах кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

В конце представления правил дружбы дети находят соответствующую пословицу, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.

Правила дружбы еще раз читаются, делается обобщение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы.

Правила дружбы:

  • Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но в радости.
  • Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, школьными принадлежностями – всем, чем могло бы помочь другу.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай!
  • Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо – не стесняйся признаться и исправить.

После принятия решения дети уходят из класса, а родители продолжают работать еще 15 мин.

Вторая часть.

  1. Родители читают и обсуждают статью журнала.
  2. Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования.

Заключение.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Во-первых, между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Это характеризует не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.

 Во-вторых, объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

 В-третьих, управленческая деятельность.

Федеральный государственный стандарт образования второго поколения предполагают расширить задачи родителей при получении нашими детьми образования. Регулярно расписываться в дневнике, посещать родительские собрания, решать за ребенка трудные задачки – это вчерашний день. Сегодня родительские функции гораздо шире и глубже. Это и забота об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, и содействие их саморазвитию и самопознанию, конкурентоспособности. Родители обязаны сопровождать личностный рост ребенка на протяжении всей его школьной жизни в тесном сотрудничестве сначала с первой учительницей, потом с классным руководителем и учителями-предметниками.                                                            Отсюда следует, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Родители должны сами осознавать возможность  и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается воспитание родителей.                                                  Только целенаправленная, систематическая и совместная деятельность педагогов с родителями поможет эффективно воздействовать на детей, воспитывая всесторонне развитую, творческую и свободную личность.

  1. Литература:
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ)      
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ)  
  4. .Концепция  модернизации   российского  образования на  период до 2020 года.
  5. Национальная    образовательная   инициатива  «Наша новая школа»

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).

  1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
  2. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).

  1. Настольная книга классный руководитель./ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов Н./Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
  2. Организация внешкольного досуга./ Сост. В.П.Шашина. – Ростов н/Д, 2002. – 351 с.
  3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
  4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.
  5. 13.Калейдоскоп родительских собраний/   Е. Н. Степанов,  Л.В.Галактионова и др. – Москва 2003г.

                                                                                                             Приложение1.

Анкета для родителей.

1. Есть ли у вашего ребенка друзья? Если нет, то задумывались ли, почему? Кто виноват в том, что друзей нет?

2.Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

3.Как вы встречаете друзей своего ребенка?

- всегда доброжелательно, приветливо

- в зависимости от настроения

- сухо, с недовольным видом?

4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то  почему?

 5.Кого бы хотели видеть другом своего ребенка?

                    - только отличника

                   - хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем

                      вашему  ребенку

 6.Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?

 7. Дружите ли вы семьями?

 8. Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то    обязательства по отношению к другу?

 9.Как вы считаете, ваш ребенок – хороший друг?

 10.Как вы поступите, если между детьми возникает конфликт?

 

                                                                                            Приложение 2.

Анкета для детей.

1.Есть ли у тебя в классе друг?

2.Что ты больше всего ценишь в своем друге?

3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

4. Что значит дружить хорошо?

5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты еще с кем-то дружил?

6. Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?

7.Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья: отличника, хорошего и доброго ученика, который будет тебе подчиняться, тебе все равно, как он учится, лишь бы он был добрый, честный справедливый?

9.Приходит ли друг к тебе домой?

10. Как его встречают твои родители? (приветливо, по настроению, с недовольным видом)

11.Бываешь ли ты в гостях у друга?

12. Как тебя там встречают (приветливо, по настроению, с недовольным видом)

13.Ты считаешь себя хорошим другом?

14.Что нужно делать для того чтобы все дети класса жили дружно?

15.Что можешь сделать ты для этого?