Воспитание талантливого читателя
статья (1 класс) на тему

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Недаром русская пословица гласит: «Чтение – вот лучшее учение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_talantlivogo_chitatelya.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание талантливого читателя

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко, обучить детей технике чтения, но еще труднее научить детей читать с увлечением. Чтение для ребенка – не отдых, не развлечение, а очень сложный процесс. Огромная работа ума, чувств.

Часто взрослые задают вопрос: нужно ли читать книги. Можно же получить информацию при помощи компьютера, телевизора. Но эта информация подается наглядно. Она не развивает умственные способности детей, не учит мыслить, не пробуждает способность анализировать. Печатная (живая) книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждение мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Роль книги в жизни ребенка огромна.

Но талантливого увлеченного читателя можно воспитать только при участии взрослых. Мы часто задаем себе вопрос: что и как читать нашим детям. Особенно сегодня эта проблема стоит очень остро. Прилавки магазинов заполнены огромным количеством детских изданий, причем часто весьма сомнительного качества. Тексты даны в сокращении, не учитываются медицинские аспекты (шрифт, бумага). Некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги, не соответствующие их возрасту, не понимая, что это не приносит пользы младшим школьникам. Они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора.

Научить ребенка читать правильно, правильно выбирать книгу можно чаще всего собственным примером. Взрослый читатель сам для себя в присутствии ребенка выбирает книгу вместе с ним. Совместные переживания, обсуждение прочитанного способствует началу литературного образования ребенка – читателя. Необходимо читать вместе с детьми. Именно просто чтение формирует читателя, приносит радость маленькому человеку, помогает накапливать разнообразные переживания. Со временем у ребенка приобретается читательский опыт, так как под руководством родителей читаются произведения разных жанров. Воспитывая творческого читателя, взрослые могут уберечь детей от «дурного» чтива.

Большое значение воспитание любви к книге у детей младшего возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Например, наличие собственной библиотеки – полочки с книгами. Это возможность обмениваться книгами с товарищами. Это стимул к возникновению интереса к чтению. Так же можно использовать прием «прерванного» чтения (кто-то из взрослых начинает читать ребенку вслух, на самом интересном месте). Увлеченный событиями в книге и охваченный желанием узнать, что произойдет с героями дальше, в большинстве случаев ребенок продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые обязательно должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность. Можно даже дома завести «листок скорости чтения», использовать различные поощрительные приемы. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора, название произведения и даже художника-оформителя. Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Рассматривать рисунок ребенка тоже надо научить. Родители задают вопросы, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассматривал изображаемое. Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное и обязательно могли объяснить, чем и понравились произведения.

Семейное чтение – сейчас проблема. В русской педагогике всегда заботились о домашнем чтении. Выпускались специальные издания, в чтении которых пронимала участие вся семья. Сейчас тоже выпускаются серии книг – «Мои первые книжки», «Книга, здравствуй». Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает понять друг друга. Взрослым становятся близки детские интересы и увлечения. В таких семьях дети с нетерпением ждут вечера, когда все читают вслух. При такой тренировке дети привыкают читать громко, выразительно, чётко. Выразительное чтение оказывает огромное влияние на общее развитие, способствует повышению культуры устной речи.

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития умственного, языкового, речевого, нравственного. Вот почему в начальной школе такое большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, которые складывается из двух сторон: смыслового – понимания содержания и смысла читаемого, т.е. правильностью и выразительностью чтения.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Недаром русская пословица гласит: «Чтение – вот лучшее учение».

Учитель начальных классов школы №78 г. Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание талантливого ребёнка. Из опыта работы.

Статья с конференции «Развитие творческого потенциала одарённых детей средствами олимпиадного движения»....

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

воспитываем талантливого читателя Методическая разработка

Методическая разработка  , как провести родительское собрание, с играми, памятками...

Опыт практической работы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

Особое внимание в описании опыта работы обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, ...

«Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...