Партнёрство семьи и школы в формировании личности человека
учебно-методический материал на тему

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс педагогических знаний. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedag._chteniya.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Поповой Ф.М. на педагогических чтениях 15.04 2015г.

«Партнёрство семьи и школы в формировании личности человека.»

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья(слайд 2) Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс педагогических знаний. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения (слайд 3) "Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание". Ушинский утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя и учителя для ребенка, определению жизненного пути для своих детей. И велика роль учителя начальных классов в организации этой работы (слайд 4)Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.     Когда я принимаю первый класс , меня волнует , что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и папы перед началом учебного года. После этого мы начинаем оформлять портфолио каждого ученика,(слайд 5) в котором первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. (слайд 6)А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы уходя из школы, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса, намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей, в процессе первого в учебном году родительского собрания, цели нашей с ними совместной деятельности.    Выделяю в своей работе с родителями  3 блока: (слайд 7)

§ родительские собрания;

§ организация досуга;

§ индивидуальные и групповые консультации

Родительские собрания строятся с учётом возрастных особенностей детей и психологического климата коллектива, имеют свою целенаправленность – просвещение родителей. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.(Слайд 8) Тематика наших родительских собраний  разнообразная. Это и информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; (слайд 9)и разговор о духовном развитии ребенка, об особенностях его школьной деятельности, о взаимоотношениях в классе и др. На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом. Широко использую при проведении собраний компьютерные технологии в качестве презентационного материала, а также различные релаксационные минутки, поучительные видеоклипы. На собрании провожу  тесты для родителей. После родительского собрания каждому выдаю  памятки , заповеди разумного воспитания, рекомендации родителям.  Важное значение в работе с родителями отвожу индивидуальным и групповым консультациям. Их цель – развитие одарённых детей и создание ситуации успеха нуждающимся в помощи. Это своего рода родительские университеты по предложенным темам: «Что делать, если..», «Одарённый ли мой ребёнок», «Радость творить вместе». В работе с родителями я опираюсь и на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей класса. В поле зрения  комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе, организует экскурсии.(слайд 10)

В своей работе с родителями я использую много разных вариантов сотрудничества: это и спортивные соревнования, и конкурсы, и праздники и экскурсии. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка. При непосредственном участии родителей в классе проходят  такие мероприятия, как :

«День Знаний» (1 сентября);(слайд 11)

«Новогодний огонёк» (слайд 12)

«Моя мама - самая лучшая»;(слайд 13)

.В этом учебном году прошли соревнования «Папа, мама, я –спортивная семья» (слайд 14) Всё это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомиться с их школьными друзьями.Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.(слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и школа в формировании личности ребенка.

Семья для ребенка - это не только место его рожднения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи. Школа может помочь родителям пр...

Презентация "Семья и школа в формировании личности ребенка"

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, т...

"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень  важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...

Тема: Роль семьи и школы в формировании личности ребенка.

Выступление на родительском собрании...

Родительское собрание в 3 "а" классе на тему : "Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка"

Данный материал может быть использован на родительском собрании в начальной школе....