родительское собрание в 1 классе "Как привить любовь к чтению"
консультация (1 класс) на тему

Рекомендации для родителей по привитию любви к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе "Как привить любовь к чтению"

Цели: помочь родителям осознать ценность детского чтения ,познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса, дать рекомендации по этой теме.

 «Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг»

А.П.Чехов

При подготовке к собранию проводится анкетирование родителей.

Анкета для родителей

1. Любит  ли ваш ребенок  читать?

2. Что чаще всего предпочитает  ваш ребенок?

3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

5. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу?

7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу?

8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера?

-Сколько времени должен читать ребенок, как заинтересовать чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы  сегодня мы постараемся ответить.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы их дети быстро и выразительно читали, имели  интерес к чтению. В век компьютерных  технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети часто увлекаются компьютером и телевизором, теряют интерес к чтению. Поэтому замедляются  процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают задание, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Ни для кого не секрет, что желание читать, интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Чтобы книга стала ребенку другом, родители должны придерживаться двух правил:

- воспитывать маленького читателя личным примером,

-ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основным  условием успешного формирования ребенка –читателя является  единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги  и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Эта истина была известна еще древним римлянам.

В 1 классе родители должны быть терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас родителям кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберитесь терпения, чтобы не отбить у ребенка желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится пусть даже маленькой удачей в преодолении трудностей.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые сами читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что теперь они отдохнут. А спустя какое–то время родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания.

Избежать подобного помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения.  Родители вдруг осознают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием. Этот пример может стать заразительным для всех.

Как организовать чтение:

 1. Сделайте книги доступными для ребёнка. Пусть они лежат везде, где есть вероятность появления минуток, в которые нечем себя занять. И, конечно, важный шаг в привитие читательской культуры создание домашней библиотеки. Пусть ребёнок поучаствует в выборе места для неё, или в расстановке книг на полках.

 2. Даже когда ребёнок научился читать сам, необходимо продолжать иногда читать ему вслух.

Читатель начинается с собеседника и слушателя. Для детей младшего школьного возраста слушание является важной составляющей понимающего чтения. Взрослый посредством выразительного чтения формирует правильность восприятия текста ребёнком. Он обращает внимание на важные детали, имеет возможность повлиять на морально-нравственную оценку произведения.

 3. Очень важно обсуждение с ребёнком прочитанного произведения. Это помогает ему запомнить то, что он услышал и прочитал, разобраться со своими впечатлениями. Кроме того, учит высказываться о прочитанном и выражать свои мысли , эмоции. А ещё это даёт возможность родителям поговорить с детьми о каких-то важных темах, затронутых в книге. Если вы покажете свою заинтересованность в личности ребёнка и его личном мнении, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.

 4. Для увеличения интереса к чтению дают творческие работы на основе прочитанного. Это могут быть рисунки или поделки, инсценировки.

 5. Самое главное органично встроить книгу в вашу семейную жизнь. Пусть станет традицией чтение на ночь, чтение после обеда, совместное чтение, чтение с младшими в семье, чтение в дороге, на даче или в путешествии; покупка новых книг всей семьёй.

6. Попробуйте увлечь ребёнка ведением читательского дневника. Ему понравится собирать свою коллекцию прочитанных книг. Его можно наполнять понравившимися фразами из книги, собственными рисунками, распечатанными картинками или наклейками. Такой дневник можно будет, например, показать ребятам в классе.

 Рекомендации:

        Читая ребёнку вслух, остановиться на самом интересном месте, а на следующий день спросить: И что там было дальше?

        Оставить книгу, которая (как вы предполагаете) заинтересует ребёнка, на видном месте. Пусть ему кажется, что он стал читать её по собственному желанию, без подсказки (отчасти так и будет).

Не заставляйте ребёнка дочитывать книгу до конца, его она ему неинтересна. У него должно быть ощущение свободы, которую даёт чтение.

 Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально измените факты, чтобы проверить, запомнил ли его ребёнок.

        Для того, чтобы ребёнок читал, необходимо, чтобы домашние были для него в этом примером.

 Откажитесь иногда от других дел и займите это время чтением книги (не журнала). Ребёнок должен видеть, что вам это нравится. Возможно, у него возникнет любопытство: от чего вы получаете такое удовольствие?

Обсуждайте прочитанную книгу с другими членами семьи. Пусть ребёнок видит ваш интерес к прочитанному. Покажите ему, что может заинтересовать в книге.

Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши впечатления.

 

В начальной школе ученики осваивают чтение вслух и чтения молча (про себя).

Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным.

Чтение молча– это чтение «глазами» без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения молча.

Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению молча.                                                      

 Труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слух и зрение, мышление и память. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом и чтение молча.                                                            

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 40. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 45. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 50.

 Для развития  беглости чтения у детей важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому если вы хотите помочь освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Применяйте маленькие хитрости: вы вернулись с работы, вам нужно заняться срочно какими-то домашними делами и вы просите своего ребенка почитать книгу. Так у ребёнка возникает ощущение, что он не просто упражняется в технике чтения, а делает что-то полезное. Конечно, тут желательно найти такую книжку, которая увлекла бы ребёнка.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

Числительных быть не должно.

Прилагательных должно быть мало.

Короткие слова тоже нужно учитывать.

Рекомендации по развитию техники чтения

Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения.

Если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.                                                                                                                                  

Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.

 Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживаете его уверенность в своих силах.

                Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв.

Для записей прочитанного надо вести читательский дневник: название книги, фамилия автора, год и место издания. Ученик отмечает основную идею произведения и то, что ему понравилось или не понравилось. Записи ведутся свободно. Название книг и фамилии авторов следует подчеркивать.

Знакомство с памятками и их обсуждение.

Надо приучать детей делать записи о прочитанном. Они способствуют сознательному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему? Это сложно, но начинать надо с малого.

Правила чтения для учащихся (распечатать для каждого ученика)

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.

2. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен

3. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

4. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.

5. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

6. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

7. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

8. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

9. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

10. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

Как готовить домашнее задание по чтению (распечатать для каждого ученика)

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.

2. Посмотри, кто автор произведения.

3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

8. Составь план пересказа текста.

9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.

12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Советы родителям

  1. Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
  2. Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
  3. Рассказывайте детям сказки.
  4. Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
  5. Устраивать семейные чтения. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
  6. Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
  7. Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
  8. Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
  9. Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
  10. Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Как привить любовь к чтению"

Сообщение на родительском собрании "Как привить любовь к чтению"...

Родительское собрание в 1 классе "Как привить любовь к чтению"

Собрание проводится с целью помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, познакомит их с результатами развития читательских умений учащихся клас...

Родительское собрание в 1 классе "Как привить любовь к чтению"

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений уч...

Родительское собрание по теме "Как привить любовь к чтению у детей"

Мой конспект родительского собрания на тему "Как привить любовь к чтению у детей"...

Родительское собрание "Как привить любовь к чтению"

              Цели: 1.     Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как ...

Как привить любовь к чтению - родительское собрание

Роль книги в жизни каждого человека....

Родительское собрание «Как привить любовь к чтению»

Можно жить и быть счастливым,не овладев математикой.Но нельзя быть счастливым,  не умея читать.Тот, кому недоступно искусство чтения, –невоспитанный человек, нравственный невежда.В.А. Сухомлински...