Исследовательская деятельность учащихся в начальной школе.
статья (1 класс) на тему

Костенко Анна Александровна

Исследовательская деятельность это организованная, познавательная  деятельность учащихся, соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью  и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская  деятельность учащихся в начальной школе.

Исследовательская деятельность одна из активных форм обучения  в современной начальной школе. Исследование - детская потребность, которая обусловлена возрастными биологическими особенностями.

Исследовательская деятельность это организованная, познавательная  деятельность учащихся, соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью  и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений и навыков.

В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

– Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.
– Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.
– Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
– Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

Этапы исследовательской деятельности:

-Выбор темы.

-Постановка целей и задач.

-Гипотеза исследования

-Организация исследования

-Подготовка к защите работы.

Введение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные критерии, повышается уровень и качество образовательного процесса, возникает интерес у  обучающихся и их родителей в саморазвитии, а это так необходимо в сегодняшнем мире. Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна. Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок в школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике могут растеряться, поэтому очень помогает мультимедийное сопровождение.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социализация учащихся в начальной школе" Доклад.

Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе....

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Работа с родителями первоклассников как один из способов адаптации учащихся к начальной школе

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания дете...

Направления и функции контроля навыков чтения учащихся в начальной школе

В статье определены основные направления и функции контроля навыков чтения учащихся в начальной школе...

Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе

Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...

Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100"

В данной статье описывается мой небольшой опыт по формированию самооценки младших школьников....

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...