Рекомендации для родителей детей с нарушениями слуха.
консультация на тему

Шмагина Надежда Николаевна

Основные рекомендации для родителей детей с нарушеным слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_detey_s_narusheniyami_sluha.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для того, чтобы ваш ребенок научился хорошо говорить, он должен хорошо слышать. В этом ему помогает слуховой аппарат. Но очень важно научить ребенка эффективно использовать его возможность слышать в СА. Для этого надо:

  1. Чтобы ребенок носил СА постоянно в течение всего дня.
  2. Вызывать у ребенка интерес к звукам.
  3. Развить у него желание прислушиваться к разным звукам, голосу.
  4. Развить у него желание пользоваться голосом и речью для общения.
  5. Помочь ему научиться понимать слова и говорить.

Для достижения этих целей:

  1. Чтобы научиться слышать понимать речь и говорить ребенок должен носить слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня.
  2. Учите ребёнка правильно пользоваться и ухаживать за СА. Надевать и снимать аппараты следует в выключенном состоянии. После того, как  выключили аппарат, необходимо вынуть батарейку из батарейного отсека, в противном случае батарейка быстро сядет. Поскольку дети часто потеют, СА становится влажным, что бы он долго работал, нужно постоянно его сушить в специальной сушильной камере для аппаратов или положить на салфетку. Не забывайте 1-2 раза в неделю чистить ушной вкладыш, т.к. он забивается серой, что ухудшает звучание СА.  
  3.  Узнайте у дефектолога, учителя или воспитателя как Ваш ребёнок слышит в СА. Большинство детей в слуховых аппаратах слышат все звуки, речи (буквы) на расстоянии более 2-4 м. часть детей с диагнозом глухота в СА реагируют на низкие и достаточно громкие звуки. Cупермощные СА усиливают звуки на 40-45 дБ, это позволяет скомпенсировать снижения слуха у глухих детей до II степени, что позволяет ему научиться понимать речь слухозрительно. Для того чтобы понять, как ваш ребёнок слышит в СА, рассмотрите таб. 2.2

Таблица  2.2

Средние пороги слуха на частотах

500, 1000, 2000, 4000 Гц.

Среднее значение усиления СА

Пороги слуха в СА (дБ нПС)

Восприятие разговорной и громкой речи

Восприятие шепотной речи

16-25 дБ (пограничное снижение слуха)

4-10 дБ

12-15 дБ (норма)

>10м

6 м

26-40 дБ (I ст. т/у)

10-20 дБ

16-20 дБ (норма)

10м

6 м

41-55 дБ (II ст. т/у)

20-30 дБ

21-25 дБ (пограничное)

10м

6 м

56-70 дБ (III ст. т/у)

30-40 дБ

26-30 дБ (I ст. т/у)

6-3м

2 м

  1. дБ (IV ст. т/у)

40-45 дБ

31-45 дБ (I - II ст. т/у)

6-3м

2 м

>91 дБ (глухота)

>46 дБ

45-55 дБ (II ст. т/у)

3м – у уха

Нет – у уха

 Пороги слуха, которые могут быть достигнуты при адекватном слухопротезировании у детей с разной степенью снижения слуха и восприятие звуков

Из таб. 2.2 видно, что современные СА детей со II, III, IV степенью тугоухости можно научить реагировать на окружающие звуки и речь, научить узнавать свое имя, отдельные слова и предложения, слышать даже шепотную речь.

  1. Для восприятия звуков необходимо обеспечить хорошие условия, поскольку детям даже в хороших СА трудно учиться слушать в шумных помещениях. Дома не оставляйте телевизор постоянно работающим, он затрудняет спонтанное восприятие звуков и речи ребёнком.
  2. Не закрывайте лицо, когда вы разговариваете с ребёнком, при обычном общении. Говорите естественно, внятно не быстро (но не по слогам и не по словам) не кричите. Говоря что-то, привлекайте внимание ребёнка, повторите предложение, если он не понял, делайте паузы между своими репликами. Если ребёнок умеет читать, и он не узнал слово или фразу на слух, можно написать это слово или фразу и дать прочитать ребёнку, а потом снова повторить. Используйте естественные жесты, когда говорите, если надо объяснить ребёнку значение нового слова. Только потом повторите это слово без жестов.
  3. Необходимо дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и речевые звуки, сравнивать их, запоминать.
  4. Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам, проявляете живой интерес к ним, объясняйте что звучало (звенело, гремело, стучало, шуршало и т.д.), как звучало и как называется. Научите ребёнка искать звуки. Если есть возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку повторить, пусть ребёнок назовет что это и как звучит. Пример: звонит телефон: «Слышишь? Слушай, что это? Что звонит, знаешь?  Телефон звонит, где телефон? Найди телефон. Как звонит телефон? Телефон звонит громко/тихо».
  5. Постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте свои и его действия, интересуйтесь, что ребёнок делал в школе, что ел на обед, как прошел день, чего нового он узнал сегодня.
  6. Помогайте ребёнку составлять фразы, задавайте наводящие вопросы.
  7. Создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать, не поворачивайтесь, пока он Вас не позовет по имени, голосом, не помогайте, пока он не попросит устно.
  8. В процесс развития и воспитания необходимо, что бы были привлечены все, кто заботится о ребенке, — братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию слухового аппарата.

В данной статье даны полезные советы родителям о  слуховых аппаратах...

Полезная информация для родителей детей с нарушением слуха

Полезная информация для родителей, чьи дети носят слуховые аппараты. Как правильно ухаживать за слуховыми аппаратами....

Советы и рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения развития

Советы и рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения развития....

Рекомендации для родителей детей с нарушением зрения «Как помочь ребенку учиться»

Причины низкой эффективности учебного процесса у ребёнка с нарушением зрения. Отношение к такому ребенку в семье и в школе, помощь ему в учёбе. Рекомендации школьного психолога....

рекомендации для родителей детей с нарушениями зрения

рекомендации для родителей, упражнения для глаз, список рекомендуемой специальной литературы для чтения...

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе....