Роль домашнего задания в воспитании самостоятельности младшего школьника».
статья на тему

Филимонова Алевтина Анатольевна

Материал к родительскому собранию о роли домашнего задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_domashnego_zadaniya_v_vospitanie_samostoyatelnosti.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Роль домашнего задания в воспитании самостоятельности младшего школьника».

Цель проведения-определить методы и приёмы  в воспитании самостоятельности ребенка.

Задачи:

-ознакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки;

-дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности.

Ход собрания

I.        Подготовительный этап

  1. Подготовить текст беседы для родительского лектория.
  2. Подготовить упражнения для тренинга.
  3. Составить и провести текст анкеты-опросника для учащихся и анкет для родителей.

II.        Организационный этап

На столах разложить анкеты-опросники для родителей, памятки с рекомендациями по воспитанию самостоятельности.

III.        Этап педагогического всеобуча.

Классный руководитель.

Самостоятельность и ответственность - два понятия, неразрывно  связанные между собой. С проблемой воспитания самостоятельности сталкиваются практически  все  родители: у кого-то дети не в меру самостоятельные, а кто-то устал  контролировать каждый их шаг. Наши дети, едва встав на ноги, хотят сами принимать самостоятельные решения. Но, к сожалению, уже на первых порах у них возникают проблемы. Хотел исследовать лужу - промочил ноги, захотел посмотреть, что внутри игрушки, - сломал ее. И взрослые начинают применять свои санкции: не лезь, не бери, не делай этого и т. п.

Но зачастую получается так, что ребёнок  хочет  что-либо делать  по-своему, подразумевая  при этом, что за последствия его поступков  будет отвечать не он, а, как и  раньше, родители. Очень удобная позиция, при которой не нужно заранее задумываться о правильности своего выбора. Все равно помогут, поддержат  в  трудную  минуту, сделают как надо, исправят ошибки. В  такой ситуации можно капризничать, упрямиться, отстаивать свои права, наперед зная, что все простят, хуже не будет, а может быть, будет даже и лучше, в чем-то выгоднее (купят новую игрушку, помогут с уроками и т. п.). Ребенок  или взрослый,  понимающий, что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них, начинает относиться к такого рода поступкам намного более обдуманно. Конечно, нельзя перегибать палку ни в ту, ни в другую сторону. Если мы учим ребенка нести ответственность за  принятое  решение, это не значит, что мы бросаем его на произвол судьбы или перестаем о нем заботиться. Это значит лишь то, что мы начинаем относиться  к  нему, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, который может попросить помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Степень самостоятельности детей в младшем школьном  возрасте  зависит и от их личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребенка с достижениями других детей. Некоторым достаточно,  чтобы  взрослые  контролировали  результаты их деятельности, а другим необходим  контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если все-таки ребенок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что все изменится за неделю или месяц. Надо набраться  терпения и начинать исправлять свои собственные ошибки. Воспитание самостоятельности, передача ответственности ребенку в этом случае должна быть постепенной.

С чего же начать процесс воспитания самостоятельности? С выполнения домашнего задания.

Каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности – учебе.

Экспресс-опрос

Ответьте на вопросы

  • Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить ДЗ?
  • Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  • Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями в выполнении ДЗ?
  • Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил ДЗ небрежно?
  • Чем занимаетесь вы, когда ребенок учит уроки?
  • Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения ДЗ?

«Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают  к  самостоятельной  работе, воспитывают чувство ответственности,  помогают  овладевать  знанием, навыками». Н. К. Крупская

Функции домашнего задания.

  • обобщения, систематизации либо применения полученных знаний и умений на практике
  • для самостоятельной проработки нового материала.
  • также для устранения пробелов в знаниях, подготовки к контрольным мероприятиям  или к работе над новым материалом;
  • развития умения работать с источниками информации, находить нужную информацию.

. Как же приучить ребенка к выполнению ДЗ?

Попробуем разобраться в этом все вместе. Предлагаю поработать по группам. Каждая группа получает задание, за 3 минуты вы должны предложить решение своей педагогической задачи.

Работа в группах с последующим обсуждением.

Задание 1.

Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять ДЗ и когда не помогают.

Если помогают родители

Если ребенок предоставлен сам себе

Решение: разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание 2.

Как сделать подготовку ДЗ делом привлекательным?

Решение: для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т.п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Задание 3.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Решение: не отмечать ошибки самому. Направить внимание ребенка на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен  научиться анализировать свои ошибки.

Задание 4.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям?

Решение: не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Задание 5.

Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?

Решение: до тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Анкета для учащихся

  1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?
  2. Как долго ты выполняешь домашнее задание?
  1. час                 2 часа                3 часа и более
  1. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?
  2. Какие предметы ты готовишь с трудом?
  3. Кто помогает тебе готовить уроки?
  4. В чём заключается помощь?
  5. Где находишь дополнительную информацию к урокам?
  6. Какие школьные предметы тебе интересны?

Предлагаю вам несколько решений, которыми вы можете воспользоваться, приучая ребёнка к самостоятельности.

  • Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом - выберите то, что наиболее
    соответствует вашему укладу жизни).
  • Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению совместных планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.
  • Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал
    работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела.
    Если заметили, что он отвлекся, - спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.
  • Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания - он должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобное задание в классе, - ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре - это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой - приучит сына или дочку пользоваться справочной литературой. Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, т. д.). Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты.
  • Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.
  • Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т. д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.
  • Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему садиться за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
  • Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забыть ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.
  • Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.

Итог собрания

МАМЫ И ПАПЫ

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения.

Родителям вручаются «Совет родителю от ученика» (Приложение 2)

Источники информации:

http://www.zavuch.info/methodlib/278/72740/

http://www.edu54.ru/node/1393

Приложение 2

Советы родителю от ученика

  1. Не балуйте меня, вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я прошу. Просто я испытываю вас.
  2. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  3. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
  4. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это поколеблет мою веру в вас.
  5. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть.
  6. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам.
  7. Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне ваше чрезмерное внимание. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
  8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимание на ваши слова, если вы скажете их с глазу на глаз.
  9. Не пытайтесь обсуждать моё поведение в разгар конфликта. По некоторым причинам, от меня не зависящим, мой слух притупляется в это время, а моё желание сотрудничать с вами отсутствует. Будет нормально, если вы предпримите определённые шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
  10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, насколько я хорошо знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.
  11. Не заставляйте меня думать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  12. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  13. Не требуйте от меня, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  14. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому смиритесь с этим.
  15. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие «хвори». Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, ведь это привлекает ко мне так много внимания.
  16. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я перестану вам задавать вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
  17. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то скоро обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
  18. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, честно заслуженная, иногда забывается. А честно заслуженный нагоняй не забывается, если только честно заслуженный.

Приложение 1

Работа в группах с последующим обсуждением.

Задание 1.

Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять ДЗ и когда не помогают.

Если помогают родители

Если ребенок предоставлен сам себе

Задание 2.

Как сделать подготовку ДЗ делом привлекательным?

Задание 3.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Задание 4.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям?

на его обещания не приходится.

Задание 5.

Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в организации рабочего места младшего школьника для выполнения детьми домашнего задания или творческой деятельности.

В начальной школе очень важно при взаимодействии классного руководителя с родителями обратить внимание на организацию рабочего места для выполнения домашнего задания или творческих работ. Необходимо с...

Родительское собрание "Роль домашнего задания в воспитательности самостоятельности младшего школьника".

Родительское собрание с презентацией, которое проводится в форме собрания- практикума.На нём рассматривают методы и приёмы  в воспитании самостоятельности ребенка. Решаются следующие задачи:-озна...

Воспитание самостоятельности младших школьников.

Воспитание самостоятельности младших школьников. Главнейшей задачей школы является забота о всестороннем развитии каждого школьника. Ее решение требует от педагога серьезной разносторонней работы.Зада...

Роль домашнего задания в воспитании и обучении школьника

В данном материале даны некоторые рекомендации родителям по выполнению домашних заданий в начальной школе. Как поддержать мотивацию к выполнению домашней работы, работоспособность ребенка? надеюсь, чт...

"Воспитание самостоятельности младшего школьника в ГПД"

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Воспитание самостоятельности младшего школьника начинается с первого дня пребывания его в школе как во вре...

Рекомендации для родителей по развитию и воспитанию самостоятельности младших школьников

Самостоятельность – это ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами. Самостоятельность – основно...