Трудности адаптации первоклассника
методическая разработка (1 класс) на тему

Методические рекомендации по проведению родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_adaptatsii_pervoklassnika.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности адаптации первоклассников к школе

Задачи собрания:

  1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.
  2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма работы:  круглый стол.

Основные вопросы для обсуждения:

     - Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

     - Психологические трудности первоклассников к школе.

     - Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному  

       обучению.

 Оформление классного кабинета к собранию:

  1. На школьной доске – тема собрания.
  2. К собранию готовится выставка первых рисунков первоклассников на тему «Мои первые дни в школе».
  3. Родительский комитет готовит фотовыставку: «Ура! Мы – школьники».
  4. Если есть такая возможность, и кто-то из родителей снимал первый школьный день на видеокамеру. То можно посмотреть фильм вместе.

Ход собрания.

  1. Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка.        

   Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребенка. Как его поздравили члены семьи, какие подарки получил ребенок в кругу семьи в честь того, что он стал школьником.

      2. Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: « Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство».

   Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

       3. Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

   Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений знакомят родителей с проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на:

  • Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
  • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
  • Наблюдение родителей за правильной позой аво время домашних заданий, соблюдение освещения рабочего места.
  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  • Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
  • Организация правильного питания.

    Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

    Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

    4. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».

    Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

    Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

    Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.

    Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

    Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

    Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

    Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

    Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физическое и психическое наказания.

    Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

    Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

    Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

    5. Итог собрания.

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и, с их помощью, готовить его к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за оценки не плачь, будь гордым. С учителем из-за оценок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.

     Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Родительское собрание Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: Изучение механ...

"Трудности адаптации первоклассников в школе"

- создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;- роль самооценки ребёнка в адаптации к школе;- первое условие школьного успеха – самоценность ребён...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Материал к родительскому собранию в 1 классе...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"

ПЛАН СЦЕНАРИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ  В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....

Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"

Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...