Главные вкладки

    Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"
    материал (1 класс) на тему

    Бахтина Светлана Ивановна

    Родительское собрание

     

    «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе»

     

    1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
    2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
    3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
    4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
    5. У современных детей более слабое здоровье.
    6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

               Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д.

              Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям,  существует у всех первоклассников.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_adapt_atsiya.docx54.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Роженцовская СШ

    Бахтина Светлана Ивановна

    Родительское собрание

    «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе»

    Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

    Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

    Участники: классный руководитель, родители, приглашённые.

    Основные вопросы для обсуждения на родительском собрании:

    1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
    2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
    3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
    4. Родительский практикум по проблеме.

    Ход собрания

    Педагогика должна стать наукой для всех

    – и для учителей, и для родителей.

    В.А.Сухомлинский

    1. Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребёнка    (фильм с линейки) 

    СЛАЙД 2

         Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребёнка, как его поздравляли члены семьи, в честь того, что он стал школьником. (Приложение 1.)

    1. Эмоциональный настрой на собрание

    Родительский практикум в виде игры «Радуга  чувств»  СЛАЙД 3

       На доске  радуга, каждая дуга которой выражает  самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.  После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование.  Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).

    1. Обсуждение вопроса посредством фронтальной беседы  СЛАЙД 4

      Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно то, что объединяет вас – это наши дети.

       Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулу родительской педагогики.

      Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их.

    Закон семьи =______+________+_______+________

                                   ед.тр.    знач. похв.     тр.уч.     разд. благ.

    - У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?  СЛАЙД 5

    I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

    II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

    III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

    IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

       Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит,  ребенок состоится, как человек, как личность.    

      Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа?

    (Высказывания родителей, обсуждение).

        Обобщим сказанное: «Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем более, несколько десятилетий тому назад».

    Современный первоклассник имеет следующие особенности:

    СЛАЙД 6.

    1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
    2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
    3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
    4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
    5. У современных детей более слабое здоровье.
    6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

      СЛАЙД 7. Школа тоже не та. Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение. Задачи построения такого обучения:

    • Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование.
    • Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.
    • Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:
    • уметь принимать учебную задачу;
    • находить способы её решения;
    • отбирать нужные средства;
    • контролировать свои шаги;
    • самому оценивать полученные результаты.

      Какие плюсы даёт такое обучение?

    Ученику: развитие интеллекта, воли, психический процессов,  формирование потребности учиться; радость от своей деятельности; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству.

    Учителю: изменение взгляда на образование ученика; технологию развития личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества.

    Родителям: уверенность в успешном будущем своего ребёнка.

    Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д.

     Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям,  существует у всех первоклассников.

       Слайд 8: Адаптация -  процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

    Психологические условия адаптации первоклассников к школе

    Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

    Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

    Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями.

    Слайд 9: Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом.

    Задание для родителей

    -Что обеспечит успех ребёнка в школе?

    -Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

       Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

    а) Физическое здоровье.

    б) Развитый интеллект.

    в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

    г) Умение считать и читать.

    д) Выносливость и работоспособность.

    е) Аккуратность и дисциплинированность.

    ж) Хорошая память и внимание.

    з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

    - Обоснуйте свой выбор.

    Вывод:

     Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни - школьное обучение.

    Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

    СЛАЙД 10, 11, 12

    Уровни адаптации

    Содержание

    Высокий уровень

    - Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

    - Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

    - Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

    - Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

    - Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

    - Занимает в классе благоприятное статусное положение

    Средний уровень

    - Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

    - Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

    - Усваивает основное содержание учебных программ.

    - Самостоятельно решает типовые задачи.

    - Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

    - Общественные поручения выполняет добросовестно.

    - Дружит со многими одноклассниками

    Низкий
    уровень

     

    - Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

    - Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

    - Наблюдаются нарушения дисциплины.

    - Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

    - Самостоятельная работа с учебником затруднена.

    - При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

    - К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

    - Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

    - Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

     

    Легкую адаптацию и адаптацию средней тяжести можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. В свою очередь,  выраженность и длительность самого процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения.

    Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

    Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

    Слайд 10:  Прежде всего, желательно, когда вы каждый день будете интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:

    «Что сегодня было самое интересное?»,

    «Чем вы занимались на уроке чтения?»,

     «Что веселого было на уроке физкультуры?»,

    «В какие игры вы играли?»,

    «Чем вас кормили сегодня в столовой?»,

    «С кем ты подружился в классе, в школе?» и т.д.

    Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.

    Поддержите его в этой трудной ситуации.

    Слайд 13:   Очень актуальные  слова  Владимира Абрамовича Караковского, педагога, народного учителя СССР: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».

    Слайд 11: Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь.

    Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

    Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

    Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.

    Слайд 12:  Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

    Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать.

    Я  очень прошу вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

    Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом.

    Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка.

    1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии  других людей.
    2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
    3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
    4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
    5. Создавать  благоприятный климат в семье.
    6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.
    7. Поощрять ребёнка, и  не  только за учебные успехи.

    Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

     Вывод:

    Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.

      Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение  к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

       

    Когда уместна тревога?

        Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.

    Обычно

    Опасно

           Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

    Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.

    Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

    Ничего не интересно, безразличие  ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

    Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

    Делает уроки только «из-под палки».

    Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

    Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается  постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней,  которые  кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.

    Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

    Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.

    Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

       Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

    Функциональное  развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе.

    Возраст от  7 до 8 лет  - период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия  очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам развития, но и по паспортному и биологическому возрасту.

    Все органы и системы  организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют   так называемые  «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка  и организм наиболее уязвим.

    Одним из таких периодов является период 7 – 8 лет, то есть тот возраст, когда начинается системное обучение в школе.

    Динамику возрастных изменений наглядно показывает физическое развитие ребенка (основные показатели – рост, масса тела). Ребенок растет не по дням, а по часам. На 6 –8 году жизни приросты  длины тела составляют 8 – 10 см,  а  прибавление массы тела 2 – 2,5 кг.   В течение учебного года дети растут мало, зато летом так вытягиваются, что  в сентябре их просто не  узнать. Наиболее трудный период в течение учебного года  –   декабрь-февраль. И если в этот период у первоклассников отмечается снижение массы тела, то оно свидетельствует об отрицательном влиянии  всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе на организм ребенка. В идеале  -  снижения массы тела быть не должно.

    В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется  по форме, размерам, внутреннему строению. Ребенку  очень сложно длительно удерживать  статическую нагрузку, то есть сидеть неподвижно. Понятно, что неправильная поза в это время может легко привести к нарушению осанки.

    Очень чувствителен к деформирующим воздействиям позвоночный столб, не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому всегда следует обращать внимание на ребенка, сильно облокотившегося на парту или стол при чтении, рисовании, письме.

    У детей 7 – 8 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а в костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому дети хорошо справляются с бегом, прыжками, ходят на лыжах, но выполнять движения, где необходимо участие мелких мышц  ребенок не готов (затруднения при письме).

    Очень тяжелы и статические нагрузки, так как мелкие мышцы спины, удерживающие правильную позу, развиты слабее. Поэтому даже тяжелый портфель или сумка в одной руке могут стать причиной искривления позвоночника кроме всего, не завершена еще нервная  регуляция  движений.

    В это же время продолжается развитие  и совершенствование сердечно-сосудистой системы, а это значит, что  сердечно-сосудистая система  становится  уязвимой, то есть организм более остро будет  реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды,  которыми могут быть чрезмерные статические  и умственные нагрузки (об этом нужно помнить, загружая ребенка дополнительными кружками школами).  

    Нервная система ребенка еще довольно слабая и инертная. Лишь к 9 – 10 годам произойдет заметное и довольно резкое изменение,  и дети смогут работать  длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. В данный период развития ребенок физиологически не обладает такими возможностями.

    К началу обучения в школе  совершенствуется зрительный анализатор, однако структурное развитие глаза не завершено. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещённость, неправильное положение тетради или книги, неправильная поза – все это  приводит к нарушениям зрения.

    Мы остановились на самых основных моментах физиологического развития организма ребенка при поступлении в школу. Кроме того,  что в школу поступают дети с разным уровнем развития, разным паспортным возрастом, каждый имеет разный уровень здоровья. А  успешность обучения во многом зависит от того, с каким здоровьем пришёл ребенок в 1 класс.

    К сожалению,  в наше время  «здоровыми»,  начинают обучение  примерно 20% детей.

    Условно  дети делятся на  3 группы здоровья:

    I гр.    -  редко болеющие дети, имеющие нормальное физическое развитие,

                   нормальное психическое развитие;

    II гр.  -   дети, имеющие функциональные отклонения ( на грани здоровья и  

                   болезни);

    III  гр. -  дети,  имеющие хронические заболевания;

    Важно знать, что адаптация – это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма.

    По данным обследования примерно 50 – 60% детей адаптируются  в течение первых 2-3 недель.  У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу.

    Примерно  30% детей  требуется больше времени  для привыкания к новой жизни. Эти дети предпочитают до конца  I  полугодия  игровую деятельность  учебной, часто дерутся, капризничают, плачут.

    Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели  обучения.

    Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети,  с нормальным функционированием всех органов и систем и гармоничным физическим развитием.

    Психологические  особенности развития ребёнка 7-8 лет

    Психологические особенности детей 7-8 лет выражаются в том, что  длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других  важных характеристик психики ребенка.

    Развитие личности ребенка 7-8 лет.

    Основным изменением в сознании ребёнка стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

    Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать,  отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

    Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Но так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дети данного возраста искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче,  ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко может проявляться дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных. Основа популярности -  только нравственные качества: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. Позиция непопулярного ребенка - отчужденное отношение, где сверстник  - конкурент, а  главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «Я». 

    Ведущей потребностью  становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.

    Общение ребенка 7-8 лет.

    Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно-личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления.

    Взрослый выступает носителем  социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира.

    Ведущая  потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

    В общении с сверстниками выражены следующие проявления возраста:

    • инициирование общения;
    • первые привязанности;
    • потребности  друг в друге, в признании и уважении;
    • соревновательное подражание:
    • высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
    • возникает дифференциация детей по их положению в группе.

    Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра, переходящая в учебно-познавательную. Особенность игры этого возраста  в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

    В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 7 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может  переключиться на что-то неожиданное, новое и  привлекательное. К 8 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний.

    Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться  так называемая   «потеря  детской непосредетсвенности», которая выражается в  манерничании, кривлянии и паясничании. Это поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. То есть ребенок хочет что-то показать взрослым своим «нарочитым» поведением.

    Также можно наблюдать такие моменты в поведении ребенка в кризисном этапе 7 лет:

    • Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам. И

     демонстративно делать то, что родителям категорически не нравится.

    • В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения

    поведения с позиции «Я не маленький!», при этом пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых,  не всегда логично и верно.

    • Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как

     взрослые или как «популярные» сверстники).

    Одновременно с трудными моментами кризиса, появляются и позитивные стороны этого периода:

    - Появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга. Ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям никак нельзя воспитателю или тренеру в спорте или продавцу в магазине. То есть ребенок понимает и принимает определенные правила общения с внешним миром, вне семьи.

    - Ребенок получает способность обобщать свои переживания, то есть понимать, что он чувствует (гамму чувств) и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.

    Развитие психических процессов ребенка 7-8 лет.

    Восприятие.

    Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,

    целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны:  форма, цвет,  величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.

    Память.

    Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит  себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько  других направлений: мышление, внимание, воображение.  В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.

    Мышление.

    По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых,  так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту.

    Ребенок 7-8 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»).

    Воображение.

    Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее  просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

    Речь.

    Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и  читают, то  к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге.

    Начинает формироваться письменная речь.

    Увеличивается словарный запас – 3000 слов

    Игры с ребенком 7-8 лет

    Основным видом игр  становятся сюжетно-ролевые игры с правилами. То есть каждый играющий берет на себя роль и четко придерживается выбранному сюжету и правилам. Это могут быть сюжеты из ежедневной жизни (детский сад, семья и т.д.), профессии, сказочные сюжеты.

    Также продолжаются, но усложняются по возрасту:

    • Конструкторы
    • Пазл
    • Настольные игры (с акцентом на интеллектуальный компонент)

    Методики определения комфортности и затруднений

     ребенка  в школе

          Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

    Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

    - к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам;

    - приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;

    - поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой,  делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость.

            Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

    Методики

     

    «Пять вопросов в конце недели»

    Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

    - Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?

    - Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

    - Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?

    - Какой из дней запомнился более всего? Почему?

    - С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

    «Беседа по классной фотографии»

    Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».

    В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

     

    «Как я закончу четверть (год)?»

    За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

     

    «Плюсы и минусы школьного дня»

    Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

     

    «Копилка школьных успехов»

    Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

    Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку неполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача - сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.

    Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

    Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.

    Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе.»

    Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как ес­ли бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адапта­ции детей к первому году обучен...

    Родительское собрание на тему: "Трудности адаптации первоклассников в школе".

    Знакомство родителей с трудностями адаптации детей в первый  год  учёбы. Практические советы по организации общения родителей с первоклассниками....

    Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе».

    Сообрание, в котором даются советы по адаптации ребенка к школе....

    Родительское собрание,на тему:"Трудности адаптации первоклассников к школе."

    1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Форма работы: круглый стол.Основные...

    «В семье ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников к школе»

    Разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «В семье ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников к школе»...