Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста на этапе перехода в среднюю школу
статья (4 класс) на тему

Эта статья знакомит родителей с психологическими особенностями учащихся начальной школы на этапе их перехода в среднюю школу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности учащихся младшего       школьного возраста на этапе перехода в среднюю школу.

Беседа с родителями.

Учитель: Прохорова Ю. А.


Если говорить о готовности младшего школьника к переходу в 5 класс, то нужно иметь в виду, что эта готовность имеет несколько составляющих:

  1. Физическая готовность (состояние здоровья, устойчивость к заболеваниям, наличие хронических болезней). В средней школе система обучения такова, что часто отсутствующий ребенок  может пропустить большое количество учебных тем без возможности восстановить и отработать этот материал на дальнейших уроках, так как остальные дети будут уже изучать следующую тему. Такой ребенок будет нуждаться в дополнительной работе с учителем, которая увеличит и без того большую нагрузку на ослабленный болезнями организм. Кроме того, смена учительского состава, изменение требований, переход к новому уровню интеллектуальной и психической деятельности и для здорового ребенка является определенным стрессом, а у ослабленного ребенка может вызвать резкое ухудшение состояния.
  2. Психофизиологическая готовность (сформированность и зрелость мозговых структур). Внешние признаки недосформированности  нервных процессов: импульсивность, расторможенность или наоборот астеничность, быстрая утомляемость. Такие дети показывают одну и ту же внешнюю картину в поведении: невнимательность, рассеянность, забывчивость, легкая отвлекаемость от поставленной задачи, плохая работа по образцу. Для таких детей необходим щадящий режим работы, специальная организация их  поведения и работы на уроке. В начальной школе возможность для этого есть, так как дети постоянно находятся на виду у одного учителя, программа младших классов и режим прохождения материала позволяют организовать дифференцированное обучение таких детей. В средней школе организовать работу подобным образом учителю сложно. Поэтому основная нагрузка по сохранению психофизиологического равновесия ребенка ложится на родителей. Компенсация нервных процессов обязательно произойдет, у одних детей раньше (в 5-6 классах), у других позже (до 9-10 класса), родители должны это понимать и не требовать от ребенка того, чего он пока не может достигнуть (например, учиться на 4 и 5).
  3. Интеллектуальная готовность (знания, умения и навыки, которые ребенок должен получить в начальной школе). Существуют программные требования, государственный стандарт, который по роду своих должностных обязанностей должен выполнять учитель. Уровней выполнения государственного стандарта всего 2: усвоено (ребенок имеет по предмету 5, 4 или 3) и не усвоен (ребенок имеет по предмету 2 или 1). То есть, если ребенок получает годовую оценку 5, 4, 3, значит он готов к переходу в среднюю школу, он получил тот минимум, который позволит ему продолжить обучение. Степень готовности разная, что и отражено в разных отметках. Связано же это с тем, что дети  пришли в 1 класс с разным стартовым уровнем интеллектуального развития, имели разную обучаемость (скорость восприятия и усвоения нового материала). У одних детей навыки формировались быстрее и качественнее, другим детям времени, отведенного для этого на уроках, не хватало, и им требовалась дополнительная тренировка, а зачастую и повторное объяснение материала. Там, где эта работа родителями систематически проводилась, результаты улучшались.
  4. Социально-психологическая готовность  (сформированность основных компонентов учебной деятельности, новообразования младшего школьного возраста, качественно иной, более «взрослый» тип отношений с учителями и одноклассниками).

В период перехода в среднюю школу происходят существенные изменения в психике ребенка, Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает ранее сложившиеся у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Память становится мыслящей, а восприятие думающим.

 

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая преображает не только познавательную деятельность ребенка, но и характер его отношения к окружающим людям и к самому себе. Рефлексия – это способность понять те процессы, которые происходят с тобой во время обучения или в процессе общения с другими людьми, способность осознать причины возникновения явлений и возможные их последствия.

К концу младшего школьного возраста должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность и способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Внешние признаки их недоразвития те же, что и  у детей с психофизиологическими проблемами. Но методы коррекции  здесь должны применяться совершенно другие, так как у этих детей зрелый мозг, и основная проблема только в их  неумении сказать себе слово «надо». Готовый к обучению в средней школе ребенок демонстрирует хорошо сформированную ориентировку на «систему требований». Ему все равно, кто ему эти требования предъявляет, он будет их выполнять и в отсутствие своего учителя.

В дальнейшем саморегуляция и произвольность закрепляются и распространяются не только на ситуации, связанные с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

В этом возрасте появляется качественно иная учебная мотивация. Если раньше она была направлена только на получение новых разнообразных знаний, то теперь сюда добавляется желание найти общие закономерности и новые способы освоения. Такой путь познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению у ребенка переходит в область личностно-значимых. К сожалению, есть и альтернативный путь развития, когда в складывающейся иерархии ценностей учение не занимает достойного места, а главным стимулом и конечным результатом учебы выступает отметка. Рубеж 3-5 классов, по свидетельству многих психологов, может характеризоваться значительным снижением интереса к учебе. Связано это отчасти и  с тем, что дети начинают не просто принимать на веру все, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывают в результате развития рефлексии собственные взгляды, собственное мнение, в том числе и представления о ценности учения. Иногда в результате образуется своеобразный «мотивационный вакуум», который характеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают, а новые (собственные) еще не возникли или не сформировались до конца.

В рассматриваемом переходном периоде наибольшие изменения во внутренней позиции ребенка связаны не с учебной деятельностью, а с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе, и, к сожалению, в дальнейшем, как показывают исследования, имеет тенденцию сохраняться именно неблагополучный статус. Если в младшем школьном возрасте на определение статуса в значительной степени влияли нормы «взрослой» морали, то к концу 3 класса на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами «настоящего товарища».

Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается, как правило, в пользу первых, что приводит к появлению потребности у детей в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего родителями.

К началу обучения в средней школе дети приходят с разным уровнем общей готовности. Бывает, что у ребенка есть определенные проблемы, которые по объективным и субъективным причинам не были решены в начальной школе, отчасти и из-за того, что они не приводили к серьезным нарушениям. Но такие дефекты могут проявиться в среднем звене. Поэтому детям и родителям нужно быть очень внимательными к мнению новых учителей. Установление контакта с новыми педагогами зачастую осложняется тем, что и дети, и родители сравнивают их стиль работы, общения, предъявляемые требования с тем,  что было в начальной школе. Проявляющиеся недостатки в учебе детей, которые должны  восприниматься как очередной этап развития, очередной рубеж развития личности, иногда воспринимаются, как несправедливое негативное отношение, которое, по мнению родителей, ничем не мотивировано. Но нужно помнить, что специфика работы учителей младших классов заключается в создании комфортных условий для начального формирования учебной деятельности. И стиль такой  работы не может, да и не должен быть перенесен в среднюю школу, иначе мы не сможем вырастить людей, способных к самопознанию, самообразованию и саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологический дневник учителя-логопеда...

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

СтатьяПрактическое задание по лекциям «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

Итак, готовность к школе. Что это такое? Думаю, что для более-менее внятного ответа на этот вопрос надо постараться понять, что такое школа и для чего она существует.    Во...

Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)

Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на родительском собрании для родителей учащихся 1х классов...