Статья"Роль семейного чтения в приобщении к чтению учеников младших классов"
статья на тему

Базылевская Валентина Ивановна

Почему дети не любят читать? Да, потому что не сохранилась традиция семейного чтения. Как возвродить эту традицию? Как приобщить младшего школьника к чтению?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazylevskaya_2_-_kopiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги в науку:результаты магистерских исследований

Базылевская Валентина Ивановна

РГПУ им.А.И.Герцена

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ПРИОБЩЕНИИ К ЧТЕНИЮ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

 «Люди перестают мыслить,

когда они перестают читать». Д.Дидро

Актуальность проблемы чтения на сегодняшний день подтверждается множеством фактов. Современная действительность показывает: ученики практически перестали читать, кругозор становится все уже, результаты опросов педагогов свидетельствуют о следующем: часто современные школьники с трудом ориентируются даже в простейших понятиях, не знают истории своей Родины, на уроках наблюдается низкая подготовленность к устным предметам, и как следствие -  узкий словарный запас. Учащиеся практически не могут подобрать синонимы к различным понятиям,  значения фразеологических оборотов, метафор. У них нет желания читать.  

Почему же проблема чтения с каждым годом усугубляется? Проблемы детского чтения, как известно, начинаются с взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или ещё чем-либо.

Таким образом, проблема организации семейного чтения является актуальной и нуждается в серьезном рассмотрении.

   Исходя из вышесказанного, проблему научного поиска составляет противоречие между определяющей ролью семьи в воспитании и развитии ребенка и неумением родителей использовать чтение и книгу в приобщении учеников к чтению, а также отсутствием современных рекомендаций по организации семейного чтения. Для поиска путей преодоления данной проблемы мы решаем следующие задачи:

- проводится анализ материала, раскрывающего понятие «семейное чтение» и особенности семейного воспитания на современном этапе развития общества;

- ведется работа по выявлению, обоснованию роли и места чтения, книги в современной семье.  

Для решения поставленных задач нами используются следующие методы:

- Теоретические: обобщение опыта ученых в области изучения вопросов семейного чтения; анализ научной литературы в области литературного и семейного чтения; особенностей воспитания младших школьников в условиях современной семьи; сравнение и описание моделей семейного воспитания.

- Эмпирические: анкетирование учащихся и их родителей, позволяющее получить обоснованное отражение интересующей информации; наблюдение с целью получения сведений о динамике развития интереса к чтению и книге у младших школьников; интервью с учителем, позволяющее оценить читательские предпочтения учащихся и заинтересованность родителей в повышении интереса к чтению у их детей.

    Одним из результатов нашего исследования планируется разработка рекомендации для организации семейного чтения,  которые могут быть использованы педагогами начальных классов, родителями, студентами педагогических учебных заведений, что позволит повысить интерес к чтению и книги у младших школьников.

Ключевой для нас выступает роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка.

Почему семейное чтение «ушло» в прошлое?

Главная причина – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека. Возможно, «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения и сможет стать возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности. Именно в процессе семейного чтения, при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому. «А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы. Достаточно дождаться вечера, войти, как бывало, к нему в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение». Д.Пеннак.[1]

Как показывают исследования республиканского НИИ книги, 1/2 населения России не читает и лишь 30% родителей знают, что читают их дети. Все это свидетельствует об утрате традиций семейного чтения. Современная семья может и должна решать задачу развития ребенка в чтении. Для этого необходимо, прежде всего, объединиться с родителями, которые лучше знают своих детей, и вместе попытаться сохранить природные способности малыша: способность к удивлению, перевоплощению, творчеству. Главное здесь, по выражению Набокова, «не испортить ему изумленной радости самому открыть».

В связи этим в современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют "домашний круг" должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять семью.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, «молодые семьи», где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Организация семейного чтения и само понятие «семейное чтение» считаются общепринятыми, и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). Что же такое чтение? Чтение -  вид коммуникативно-познавательной деятельности (духовного общения и взаимовлияния людей), направленной на удовлетворение различных потребностей (духовных, профессиональных, эстетических и др.) средствами печатной информации.[2]

Как же приобщить школьников к чтению?

Содержанием приобщения школьников к чтению, по мнению Галактионовой Т.Г.[3], является развитие их читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как читателю; к обществу как к носителю «книжной культуры»; к тексту как сложной иерархической системе культуры.

«Приобщение школьников к чтению как результат характеризуется чувством их причастности к чтению, потребностью и умением установить связи с культурой и социумом посредством чтения и проявляется в определенном уровне приобщенности, отражающей изменения в школьнике в отношении к чтению. Приобщенность школьника к чтению – это личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю, читательскому сообществу, чтению в целом». [25,с.74]

Одним из педагогических условий приобщения к чтению является учет возрастных особенностей школьников. Для нашего исследования представляется важным рассмотреть особенности младшего школьного возраста в плане чтения.

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от шести-семи до десяти-одиннадцати лет (1-4 классы школы). Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний.

 С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в жизни младшего школьника, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

Особенности становления младшего школьника как читателя детально рассмотрены в работах И.И.Тихомировой[4], где отмечено, что в возрасте 7 – 9 лет ребенок переживает трудный период своего читательского развития в связи с переходом от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения техникой чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников. Противоречие между несовершенством техники чтения и относительно высокими возможностями восприятия ребенком слова преодолевается постепенно. Тихомирова И.И. подчеркивает, что некоторый спад интереса к книге в данный период – явление временное, а главная педагогическая задача первоначального этапа самостоятельного чтения – добиться, чтобы ребенок читал без принуждения, которое может навсегда отбить тягу к книге.

Основной формой приобщения к чтению в этом возрасте является взаимодействие школьника с взрослым, основанное на материале книги: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное «писательское» творчество. Огромное значение имеет личный пример читающего взрослого, его уважительное отношение к книге и чтению. Несмотря на индивидуальные различия младших школьников по уровню чтения, интересам, начитанности, можно говорить об общих возрастных чертах читательского развития, к которым относят: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное внутреннее восприятие, действенное воображение, отождествление себя с героем книги.

Читающий ребенок – символ будущего культуры.
«Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом».Академик С. Капица о чтении, культуре и проч.Выступление в правительстве.

Библиографический список:

  1. Галактионова Т.Г. « Чтение школьников как социально – педагогический феномен открытого образования», СПб,2008
  2. Ковалёва Г.С.,Цукерман Г.А., Кузнецова М.И. «Результаты обучения чтению в российской начальной школе»// Начальное образование» № 3,2008
  3. Пеннак Д. «Как роман»,из-во «Самокат»,2005
  4. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения»//Книга для учителя,1991
  5. Тихомирова И.И. «Психология детского чтения от А до Я»// Школьная библиотека,2004


[1] Д.Пеннак « Как роман».

[2] Чтение – терминологический словарь « Библиотечное дело»

[3] Галактионова Т.Г. « Чтение школьников как социально – педагогический феномен открытого образования»

[4] И.И.Тихомирова « Психология детского чтения от А до Я»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"

Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...

Роль акробатических упражнений в развитии координационных способностей учащихся младших классов

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на коор...

Статья.Условия реализации индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика начальных классов с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т....

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

Обучение учеников младших классов чтению

Особенности новых стандартов, нормы чтения в первом классе, на каких текстах учить читать, игра, как метод обучения чтению, проблемы, которые могут возникнуть при обучении чтению, упражнения, которые ...

Эссе на тему: Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика младших классов

В данном эссе раскрыта тема сохранения здоровья учащихся, с помощью различных видов деятельности. Здоровье детей прежде всего должно быть на высшем уровне....