Статья"Роль семейного чтения в приобщении к чтению учеников младших классов"
статья на тему
Почему дети не любят читать? Да, потому что не сохранилась традиция семейного чтения. Как возвродить эту традицию? Как приобщить младшего школьника к чтению?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazylevskaya_2_-_kopiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые шаги в науку:результаты магистерских исследований
Базылевская Валентина Ивановна
РГПУ им.А.И.Герцена
РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ПРИОБЩЕНИИ К ЧТЕНИЮ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
«Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать». Д.Дидро
Актуальность проблемы чтения на сегодняшний день подтверждается множеством фактов. Современная действительность показывает: ученики практически перестали читать, кругозор становится все уже, результаты опросов педагогов свидетельствуют о следующем: часто современные школьники с трудом ориентируются даже в простейших понятиях, не знают истории своей Родины, на уроках наблюдается низкая подготовленность к устным предметам, и как следствие - узкий словарный запас. Учащиеся практически не могут подобрать синонимы к различным понятиям, значения фразеологических оборотов, метафор. У них нет желания читать.
Почему же проблема чтения с каждым годом усугубляется? Проблемы детского чтения, как известно, начинаются с взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или ещё чем-либо.
Таким образом, проблема организации семейного чтения является актуальной и нуждается в серьезном рассмотрении.
Исходя из вышесказанного, проблему научного поиска составляет противоречие между определяющей ролью семьи в воспитании и развитии ребенка и неумением родителей использовать чтение и книгу в приобщении учеников к чтению, а также отсутствием современных рекомендаций по организации семейного чтения. Для поиска путей преодоления данной проблемы мы решаем следующие задачи:
- проводится анализ материала, раскрывающего понятие «семейное чтение» и особенности семейного воспитания на современном этапе развития общества;
- ведется работа по выявлению, обоснованию роли и места чтения, книги в современной семье.
Для решения поставленных задач нами используются следующие методы:
- Теоретические: обобщение опыта ученых в области изучения вопросов семейного чтения; анализ научной литературы в области литературного и семейного чтения; особенностей воспитания младших школьников в условиях современной семьи; сравнение и описание моделей семейного воспитания.
- Эмпирические: анкетирование учащихся и их родителей, позволяющее получить обоснованное отражение интересующей информации; наблюдение с целью получения сведений о динамике развития интереса к чтению и книге у младших школьников; интервью с учителем, позволяющее оценить читательские предпочтения учащихся и заинтересованность родителей в повышении интереса к чтению у их детей.
Одним из результатов нашего исследования планируется разработка рекомендации для организации семейного чтения, которые могут быть использованы педагогами начальных классов, родителями, студентами педагогических учебных заведений, что позволит повысить интерес к чтению и книги у младших школьников.
Ключевой для нас выступает роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка.
Почему семейное чтение «ушло» в прошлое?
Главная причина – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека. Возможно, «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения и сможет стать возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности. Именно в процессе семейного чтения, при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому. «А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы. Достаточно дождаться вечера, войти, как бывало, к нему в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение». Д.Пеннак.[1]
Как показывают исследования республиканского НИИ книги, 1/2 населения России не читает и лишь 30% родителей знают, что читают их дети. Все это свидетельствует об утрате традиций семейного чтения. Современная семья может и должна решать задачу развития ребенка в чтении. Для этого необходимо, прежде всего, объединиться с родителями, которые лучше знают своих детей, и вместе попытаться сохранить природные способности малыша: способность к удивлению, перевоплощению, творчеству. Главное здесь, по выражению Набокова, «не испортить ему изумленной радости самому открыть».
В связи этим в современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют "домашний круг" должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять семью.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, «молодые семьи», где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Организация семейного чтения и само понятие «семейное чтение» считаются общепринятыми, и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). Что же такое чтение? Чтение - вид коммуникативно-познавательной деятельности (духовного общения и взаимовлияния людей), направленной на удовлетворение различных потребностей (духовных, профессиональных, эстетических и др.) средствами печатной информации.[2]
Как же приобщить школьников к чтению?
Содержанием приобщения школьников к чтению, по мнению Галактионовой Т.Г.[3], является развитие их читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как читателю; к обществу как к носителю «книжной культуры»; к тексту как сложной иерархической системе культуры.
«Приобщение школьников к чтению как результат характеризуется чувством их причастности к чтению, потребностью и умением установить связи с культурой и социумом посредством чтения и проявляется в определенном уровне приобщенности, отражающей изменения в школьнике в отношении к чтению. Приобщенность школьника к чтению – это личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю, читательскому сообществу, чтению в целом». [25,с.74]
Одним из педагогических условий приобщения к чтению является учет возрастных особенностей школьников. Для нашего исследования представляется важным рассмотреть особенности младшего школьного возраста в плане чтения.
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от шести-семи до десяти-одиннадцати лет (1-4 классы школы). Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний.
С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в жизни младшего школьника, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил.
Особенности становления младшего школьника как читателя детально рассмотрены в работах И.И.Тихомировой[4], где отмечено, что в возрасте 7 – 9 лет ребенок переживает трудный период своего читательского развития в связи с переходом от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения техникой чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников. Противоречие между несовершенством техники чтения и относительно высокими возможностями восприятия ребенком слова преодолевается постепенно. Тихомирова И.И. подчеркивает, что некоторый спад интереса к книге в данный период – явление временное, а главная педагогическая задача первоначального этапа самостоятельного чтения – добиться, чтобы ребенок читал без принуждения, которое может навсегда отбить тягу к книге.
Основной формой приобщения к чтению в этом возрасте является взаимодействие школьника с взрослым, основанное на материале книги: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное «писательское» творчество. Огромное значение имеет личный пример читающего взрослого, его уважительное отношение к книге и чтению. Несмотря на индивидуальные различия младших школьников по уровню чтения, интересам, начитанности, можно говорить об общих возрастных чертах читательского развития, к которым относят: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное внутреннее восприятие, действенное воображение, отождествление себя с героем книги.
Читающий ребенок – символ будущего культуры.
«Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом».Академик С. Капица о чтении, культуре и проч.Выступление в правительстве.
Библиографический список:
- Галактионова Т.Г. « Чтение школьников как социально – педагогический феномен открытого образования», СПб,2008
- Ковалёва Г.С.,Цукерман Г.А., Кузнецова М.И. «Результаты обучения чтению в российской начальной школе»// Начальное образование» № 3,2008
- Пеннак Д. «Как роман»,из-во «Самокат»,2005
- Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения»//Книга для учителя,1991
- Тихомирова И.И. «Психология детского чтения от А до Я»// Школьная библиотека,2004
[1] Д.Пеннак « Как роман».
[2] Чтение – терминологический словарь « Библиотечное дело»
[3] Галактионова Т.Г. « Чтение школьников как социально – педагогический феномен открытого образования»
[4] И.И.Тихомирова « Психология детского чтения от А до Я»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"
Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...
Обучение учеников младших классов чтению
Особенности новых стандартов, нормы чтения в первом классе, на каких текстах учить читать, игра, как метод обучения чтению, проблемы, которые могут возникнуть при обучении чтению, упражнения, которые ...
Эссе на тему: Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика младших классов
В данном эссе раскрыта тема сохранения здоровья учащихся, с помощью различных видов деятельности. Здоровье детей прежде всего должно быть на высшем уровне....
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...
Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика младших классов.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет...