Готовность к школе – это важно!
статья по теме

Сахарова Елена Эдуардовна

Почему необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а ещё лучше – до поступления в школу? Более половины «неготовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, трудности в общении и даже ухудшение состояния здоровья. Все дети период привыкания к новым школьным условиям переживают по- своему. Поэтому родителям нужно иметь представление  о том, как может протекать процесс адаптации к школе и вместе со специалистами разобраться в причинах трудности этого процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_-eto_vazhno.docx19.6 КБ
Microsoft Office document icon esli_rebyonok_ploho_uchitsya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Готовность к школе – это важно!

Каждый родитель рано или поздно понимает, что ребёнку пора идти в школу. Помня свои школьные годы, многие родители ждут, что их ребенок будет учиться без проблем, как и они в свое время. Иногда так и происходит, но чаще родители испытывают разочарование, когда ребенок не оправдывает их надежд. Почему необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а ещё лучше – до поступления в школу? Более половины «неготовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, трудности в общении и даже ухудшение состояния здоровья. Все дети период привыкания к новым школьным условиям переживают по- своему. Поэтому родителям нужно иметь представление  о том, как может протекать процесс адаптации к школе и вместе со специалистами разобраться в причинах трудности этого процесса.

Индикатором трудности процесса адаптации являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Первоклассники в два раза чаще и дольше болеют.

               Исследования специалистов показали, что большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.  Вторая группа  имеет более длинный период адаптации. Дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Третья группа - дети, у которых период адаптации может длиться до конца учебного года, и связан со значительными трудностями. Дети не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких ребят чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди  этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению.

              На формирование готовности ребенка к школе большое влияние оказывает семья. Первая школа  ребёнка – дом, а родители – первые и самые важные учителя. От них зависит, что он будет считать важным в жизни, какая система ценностей у него сформируется. Причиной неготовности может быть состояние здоровья, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а, значит, ребёнок будет очень быстро утомляться, работоспособность будет низкой, учебная нагрузка окажется не по силам. Причиной неготовности  может быть не только сам ребёнок, особенности  развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растёт и развивается.

          Успешность обучения в школе определяется не  те только физическим состоянием здоровья, но и психологической готовностью. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь определённый кругозор, запас  конкретных сведений, понимать общие закономерности, лежащие в основе научных знаний. Не менее важны умения, которыми должен владеть ребёнок. Умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности, умение анализировать свои действия, выделять существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от полученного результата. Необходимо развивать тонкую моторику руки: точность произвольных движений, пространственная ориентация, развитие чувства ритма, умение согласовать  темп и ритм движения.

У ребёнка должны быть развиты звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Из-за неправильного звукопроизношения  возникают ошибки в правописании, а невыразительная речь ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Самое главное – научить  детей смотреть и видеть, слушать и слышать.

Немаловажна личностная готовность ребёнка. Нужно формировать у ребенка положительное отношение к школе, которое заключается в стремлении стать школьником, понять и принять важность обучения, в уважении к учителям и одноклассникам. Каждому ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Личностное «хочу» постепенно должно уступить общественно-значимому  «надо».

Причиной некоторых трудностей в обучении  кроются в сфере общения с взрослыми с начала  поступления в школу. Дети иногда не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиться на учебном задании. Это зависит от имеющегося у ребенка опыта общения с взрослыми.

Не следует забывать и о эмоционально-волевой готовности, которая заключается в способности напряженно трудиться, делать то, что требует учёба, режим школьной жизни. Ребенка необходимо учить управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих семилетнему ребенку управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

Рекомендации родителям.

  • Следите за здоровьем своего ребенка.
  • Развивайте у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу и выносливость.
  • Создавайте условия для развития моторики, особенно движений пальцев руки.
  • В общении с ребенком не искажайте слова и никогда не подделывайтесь под «детский» язык.
  • Умейте слушать. Поддерживайте попытки ребенка  рассуждать.
  • Постоянно обогащайте словарный запас ребенка.
  • Учите слушать, то есть воспринимать информацию.
  • Говорите о школе только то, что должно вызывать положительное эмоциональное отношение и интерес  ребенка.
  • Избегайте критики ребенка наедине, а тем более в присутствии  других людей.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  • Чаще общайтесь с ребенком, старайтесь выражать ему сочувствие, сопереживание, понимание, хвалите его.
  • Ставьте перед ребенком такую цель, которую бы он понял и принял.
  • Направляйте, помогайте в достижении цели.
  • Приучайте не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
  • Формируйте организованность: умение поддерживать порядок на  рабочем месте и соблюдать порядок дня.

              Ребенку важна и необходима поддержка родных. Наиболее адаптируются к школе дети, родители которых внимательны, умеренно требовательны, умеют прислушиваться к мнению и чувствам ребенка.



Предварительный просмотр:

Если ребёнок плохо учится.

Почему ребенок плохо учится? Этот вопрос волнует и семью, и школу.  Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе. Среди неуспевающих были: Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

         В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны. К основным причинам неуспеваемости психологи относят:

  • недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова,
  • недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

В первом случае затруднения в учении проявляются в том, что школьник плохо понимает преподаваемый материал, не способен качественно его усвоить, не умеет на необходимом уровне осуществлять учебные действия. Среди конкретных психологических причин, относящихся к первой группе отрицательных факторов, выделяются следующие: несформированность приёмов учебной деятельности; недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).

Ребенок, поступивший в школу, и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти правильные приемы работы. Если не обучать ребенка навыкам учебной работы, то он может самостоятельно выбрать не самый правильный и успешный способ письма, счета, заучивания и т.д. Только в индивидуальной работе с учащимся педагог может обнаружить ошибки и промахи ученика, обратить на них его внимание и внимание его родителей, научить правильным приемам работы, а родителей — способам контроля за их использованием. Так, например, хорошо известно, что многие учащиеся, даже старших классов, при усвоении текста учебника используют такой способ работы, как многократное прочитывание этого текста. Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно использовать такие рациональные приемы смысловой обработки, как группировка материала, выделение опорных пунктов, составление плана, тезисов, логической схемы прочитанного, формулирование главной мысли и т. д.

Относительная легкость учебного материала на начальных этапах школьного обучения позволяет на первых порах пользоваться неэффективными способами работы без заметного отставания. При отсутствии должного контроля за способами учебной работы происходит закрепление нерациональных приемов деятельности, что по мере усложнения материала неизбежно приводит к затруднениям в его освоении. Психологически обоснованные методы начального обучения предусматривают не только преподавание школьникам определенных знаний и умений, но и формирование собственно учебной деятельности.

Обучение в школе требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают типичные затруднения. Ребенок не может отвлечься от значения слова и сосредоточиться на тех его свойствах, которые характеризуют его как часть речи; ему трудно найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий; при изучении математики возникают трудности в подведении задачи под общий вид. Ребенок затрудняется выделить существенные признаки предметов и явлений, путает их с несущественными и потому не может правильно усвоить понятия. Еще одна характерная особенность детского мышления – неспособность одновременно оперировать всеми условиями, необходимыми для решения, одновременно выполнить все требуемые действия, рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон. Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная работа оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьника. В школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость уже в младших классах порождают во многих школьниках разочарование и снижение интереса к учебе. Обычно отстающие ученики склонны "оправдывать свою неуспеваемость причинами, от них не зависящими: слишком трудными заданиями на контрольных, придирчивостью учителей, невезением».

Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы, и неуспеваемость рисует стать хронической. Ребёнку, утрачивающему учебную мотивацию, необходимо помочь преодолеть формирующийся «комплекс неуспевающего». Решающая роль здесь принадлежит педагогу, который должен всячески стимулировать мотивы учебных достижений. Важно отмечать каждый, пусть малозначительный успех ученика, создавать возможность для такого успеха и сравнивать успехи ребенка не с достижениями лучше успевающих одноклассников, а с его собственным уровнем достижений, который удается превзойти.

И снова только совместная работа учителя и родителей могут помочь таким детям. Чтобы повысить успеваемость нужно отводить больше времени на выполнение домашнего задания, чем обычно. Здесь необходим строгий контроль со стороны родителей, т.к. именно родители отвечают за воспитание и учебу своих детей.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий.

  • Лучшее время для выполнения домашнего задания — с 16 до 18 часов. Занятия по вечерам малоэффективны.
  • Первое задание должно быть знакомым, выполнимым. Это позволяет лучше включиться в работу, почувствовать успех, поверить в свои силы, и тогда следующее трудное задание не станет непреодолимым препятствием.
  • Выполнить все задания сразу ни первоклассник, ни десятиклассник не в состоянии. Детям необходим перерыв через 30 -40  минут. 5-10 минут отдыха для того, чтобы расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.
  • Работа должна идти в хорошем темпе – от 1 часа во втором классе до 4 – 5 часов у старшеклассников.
  •  У школьника кроме учебы должны быть другие обязанности: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу.
  • Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.
  • Уроки лучше учить в спокойной обстановке, поэтому отключите телевизор, радио, компьютер.
  • Не стоит выполнять задания сначала на черновике, а потом переписывать. Это не дает положительного результата, но создает дополнительное утомление.
  • Старайтесь не ругать ребенка за неудачи, неумелость, лучше найдите, за что похвалить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

"Готовность к школе"

Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклассников ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября. В докладе даётся ...

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Готовность к школе – это важно!

Каждый родитель рано или поздно понимает, что ребёнку пора идти в школу. Помня свои школьные годы, многие родители ждут, что их ребенок будет учиться без проблем, как и они в свое время....

Готовность ребёнка к школе как важный фактор успешности обучения.

Для успешного обучения ребёнка в школе с первых дней необходимо знать его физиологическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную. Все три компонента важны для достижения этой цели....

Готовность ребёнка к школе как важный фактор успешности обучения.

Для успешного обучения ребёнка в школе с первых дней необходимо знать его физиологическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную. Все три компонента важны для достижения этой цели....