Главные вкладки

    Родительское собрание на тему "Развиваем внимание"
    материал (1 класс) на тему

    Первая трудность, с которой сталкивается ученик, придя в школу, – это необходимость быть внимательным. Напутствуя детей, идущих в школу, мы им говорим: «Будь внимателен!» Проверяя работы и видя пропуски букв в словах, мы говорим: «Был невнимателен». Но все ли мы представляем себе, что такое внимание? А можем ли мы помочь развить внимание своему ребёнку?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему «Развиваем внимание».

    Цель: познакомить родителей с приёмами развития внимания младших школьников.

    Задачи:

    • осмысление понятия внимание
    • осмысление важности развития внимания
    • обретение опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию внимания

    Форма проведения: организационно-деятельностная игра.

    I. Первая трудность, с которой сталкивается ученик, придя в школу, – это необходимость быть внимательным. Напутствуя детей, идущих в школу, мы им говорим: «Будь внимателен!» Проверяя работы и видя пропуски букв в словах, мы говорим: «Был невнимателен». Но все ли мы представляем себе, что такое внимание? А можем ли мы помочь развить внимание своему ребёнку?

    Вот на эти вопросы мы сегодня и попытаемся ответить.

    II. 1. «Внимание – это концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».

    Представьте себе многоголосый шум где-нибудь в многолюдном помещении. Мы не выделяем для себя в этом шуме ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? При звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», т.е. возникла концентрация сознания, то есть внимание. Мы понимаем, что «слушаю» необязательно «слышу», «смотрю» необязательно «вижу». Отсюда и проблемы у детей, у которых не развито внимание. Приведу примеры ситуаций.

    А) Учитель: «Записываем  в тетрадь упражнение 45».

    Ученик: «А слово упражнение писать?»

    Б) Отступаем вправо 3 клетки. При проверке видим, что ребёнок всё пишет внизу.

    В) сидел на уроке, слушал. Пришёл домой, ничего рассказать не может.

    Мы должны знать и помнить, что внимание не существует отдельно без восприятия, памяти, мышления. То есть надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

    Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

    Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражитель: внезапный звук, яркий предмет, любое движение. И.П. Павлов назвал этот вид внимания «Что такое?». Он носит явно адаптационный характер, помогая человеку (и животному) сориентироваться в окружающем пространстве. Этот вид внимания присущ младшим школьникам. Именно поэтому они отвлекаются на малейший раздражитель. Следовательно, яркие, движущиеся, громко звучащие предметы в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, недопустимы. Они рассеивают внимание,  снижают эффективность работы. Нельзя в одной комнате,  чтобы ребёнок делал уроки, а мама в это время смотрела телевизор.

    Произвольное – другой вид внимания, когда человек специально сосредоточивается на чем-либо. Здесь главное – волевой механизм, умение себя организовать, не отвлечься. Маленьким детям это трудно, поэтому учителя часто повторяют сигнальные слова: «Посмотрели все сюда!»; «Слушайте внимательно!»; «Запомните!»; «Внимание!» и т.п. Когда это не помогает, приходится спускаться до уровня непроизвольного внимания – похлопать в ладоши, постучать по столу. Удерживать долго произвольное внимание трудно даже взрослому с тренированной волей, каково же ребенку?! Между тем процесс обучения в школе ориентирован в основном на работу произвольного внимания, поэтому у младшего школьника его надо специально воспитывать и тренировать.

    Третий вид – постпроизвольное внимание, к которому стремится каждый учитель. Механизм этого вида внимания – непроизвольный интерес ребенка к тому, к чему произвольно пытается привлечь внимание учитель. Другими словами, движущей силой постпроизвольного внимания, его мотивацией становится интерес ребенка к содержанию предмета. Такое внимание не требует волевого усилия (как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией (как непроизвольное). Оно как бы сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в то же время в высшей степени организует деятельность ребенка и включает цепочку познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти. Представьте, как дети слушают интересную сказку: лица повернуты к рассказчику, они ловят каждое слово, замерев в глубоком внимании, их не надо призывать к порядку, к тишине. Это и есть постпроизвольное внимание. Про него можно было бы сказать: «Когда самому интересно».

    Понятно, что постпроизвольное внимание – самое «выгодное» и для детей, и для тех, кто их учит: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию; учителю тоже интересно работать, можно много успеть, многого достичь. Но как же выйти на этот уровень внимания? Не всегда же приходится читать сказки! Сейчас же поговорим о тренировке внимания. Ее нужно начинать в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Но не всегда родители занимаются этим, и в результате в школу приходят невнимательные, рассеянные, несобранные дети. Как с ними работать? Тренировка внимания доступна всегда, в любой момент жизни. Для этого нужно почаще обращать внимание детей на конкретные вещи: «Красиво сделано, да?»; «Хорошо поступил, верно?»; «Вкусно пахнет, правда?»; «Посмотрите, какие облака! На что они похожи?» Заметьте, что это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Сравните с утверждениями: «Красиво сделано»; «Хорошо поступил» и т.д. Они просто оценочные. Без подключения самого ребенка к этой оценке он может и не услышать взрослого. Ребенок иногда имеет отличное от учителя мнение. Это тоже «включенность» и путь к развитию самостоятельности.

    III. Свойства внимания

    Свойства внимания

    Советы по развитию свойств внимания

    Объём

    Устойчивость

    Переключаемость

    Распределяемость

    Концентрированность

    По мере выступления учителя табличка заполняется родителями.

    1. Объём. Наше сознание одномоментно  принимает несколько символов. В мл.шк. возрасте 3-4, а у некоторых ещё и меньше. Следовательно, не должно быть много в комнате ярких предметов, пособий, игрушек. Особенно на столе.
    2. Устойчивость внимания.  Сколько времени ребёнок может удерживать внимание на определённом предмете. У мл.шк. устойчивость активно возрастает к 9-10 годам. Внимание дети могут удерживать от 7 до 12 минут. Поэтому учителя меняют через определённое кол-во времени виды работ. Дома тоже не надо заставлять заниматься ребёнка одним видом упражнений больше положенного времени.
    3. Переключаемость – это возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. У детей это происходит не сразу. Иногда даю новое задание, а некоторые дети продолжают отвечать на предыдущее. Вывод: новое задание они не слышали Поэтому часто надо менять виды деятельности.
    4. Распределяемость. Это наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство нужно учащимся для комментированного письма (говорю и пишу), для проверки работ (читать написанное и сверять с написанным) Очень полезное и необходимое свойство.
    5. Концентрированность. Возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Науке известно 2 причины , снижающие концентрацию внимания: физическая (например, аденоиды, снижающие доступ кислорода в мозг) и педагогическая (телевизор, компьютер). Это связанно с тем, что смена кадров при телевизионном изображении требует поверхностного взгляда. Если концентрировать взгляд, то разболится голова. Поэтому у детей, которые много смотрят телевизор, вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на  другие виды деятельности.

    Свойства внимания

    Советы по развитию свойств внимания

    Объём

    Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

    Устойчивость

    Работа «блоками»: 10-15 минут и короткий отдых (2-3 минуты)

    Переключаемость

    Разнообразить виды заданий

    Распределяемость

    Одновременно говорить и писать

    Концентрированность

    Не злоупотреблять телевизором, компьютером. Лучше рисовать, лепить, что-то мастерить.

       Я вам предлагаю сейчас несколько упражнений по развитию произвольного внимания. (Работа в группах 5 минут. Затем родители рассказывают и показывают различные упражнения)

    В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

    - Помогите Вашим детям стать внимательными;

    - приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

    - играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

    - научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

    - не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

    - учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

    Памятка для родителей

    «Развитие внимания учащихся»

    Внимание – это концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов

    Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

    К основным свойствам внимания относятся: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

            Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

            Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 6-7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

            Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

            Распределение внимания – это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и воспринимать дополнительные разъяснения учителя или родителей, читать и одновременно осмысливать текст и т.п.

            Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу.

    Свойства внимания

    Советы по развитию свойств внимания

    Объём

    Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

    Устойчивость

    Работа «блоками»: 10-15 минут и короткий отдых (2-3 минуты)

    Переключаемость

    Разнообразить виды заданий

    Распределяемость

    Одновременно говорить и писать

    Концентрированность

    Не злоупотреблять телевизором, компьютером. Лучше рисовать, лепить, что-то мастерить.

    Уважаемые родители!

            Помните, что ВНИМАНИЕ – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. Для того, чтобы Ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

    • Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

    • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые Вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить его внимание.

    • Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

    •  Используйте для тренировки внимания своего ребёнка прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

    • Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

    • Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

    • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

    • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

    • Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.

    Общие вопросы

    • Выходные:   1 мая -  4 мая;  9 мая – 12 мая. (Обратите внимание! 12 мая – нерабочий день!)
    • Последний день учебного года – 23 мая (линейка)
    • День весеннего именинника – 16 мая (конфеты, печенье, сок, фрукты)
    • Защита детского портфолио – 22 мая


    Предварительный просмотр:

    Внимание

    это концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов.



    Предварительный просмотр:

    Группа № 1   Проверка внимания.

    1. Найди числа по порядку

    22

    Предложите ребятам отыскивать на рисунке, показывать и называть числа от единицы в возрастающем порядке.

    Показателями здесь могут служить время выполнения задания, легкость и удовольствие, которое дети испытывают в ходе работы.
    О слабости свидетельствуют быстрый отказ от задания, стремление начинать все сначала при отыскании каждой следующей цифры 1–2-го десятка, а также сильная усталость, резь в глазах. В этом случае от задания следует отказаться.

    1. Квадраты, треугольники, круги

    Оценить общую внимательность можно с помощью следующего несложного задания.
    Нарисуйте на листе бумаги несколько квадратов, треугольников и кругов, например,  так:

    21

    И т.д.

    Предложите детям один или несколько вариантов задания и оцените точность их понимания и правильность выполнения.

    а) Поставьте "крестик" во втором треугольнике слева и знак "минус" в любом кружочке.
    б) Напишите букву К во всех кружочках, кроме 1-го, и букву О во всех квадратах.
    в) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
    г) Подчеркните квадраты, стоящие перед треугольниками, но не после кругов.

    3. Найди слово

    Оценить свойства внимания можно с помощью теста "Мюнстерберга". Среди буквенного текста спрятались слова.
    Задача – отыскать их как можно быстрее и подчеркнуть, а если можно, то и сосчитать.

    Фэлксолнцемурдерайтщкуновостьвтррактцеблэцэкзаменукьепрокуроркартеориядлпделостфкщамагазингпмдатахркадочислодщцоследствиербоуклтетрадьяцдбапрфупеньцщфремкляксакрмуфцнословонрщьфрденьгиькцщбстулфпльтощкрртдовниманиехищьстолптхмутарелкаясмуксустрпкбфщобщениеяаотрветербфркцкурицасяптуцщфбквцоносяфтмкцлубполеткцшщпетухтакльппесняжкшяфцкачеликждфмобанкадшжьконьпжкточкапфцк

    Оценивается количество найденных слов, количество пропусков и ошибочно выделенных слов, а также время выполнения задания. Если ребенок справляется с ним за 2–3 мин – это очень хороший результат. Всего в тексте "спряталось" 33 слова.

     

    Группа № 2   Упражнения на распределяемость внимания.

    Основной принцип следующих нескольких упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10–15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

    Каждой руке – свое дело

    Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

    Счет с помехой

    Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.

    Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

    Шуточные разминки

    Одной рукой глажу бельё, другой забиваю гвозди

    Одной рукой глажу себя по голове сверху вниз, другой – по животу по часовой стрелке.

    Запомни сказку

    Ребенку предлагают следующее задание – вычеркнуть в тексте одну или две буквы и в это же время ставят детский диск  с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.  Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

    Группа № 3. Упражнения на развитие наблюдательности.

    1. Запоминай порядок.

    Предложите ребенку или нескольким детям заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете на две минуты; потом на одну минуту, на 30 секунд. Предметов не должно быть больше семи, и детям, безусловно, они должны быть знакомы. Для каждого ребенка предметы меняются. Соревнование детей повышает их мотивацию к развитию наблюдательности.

    1.   Вспомнить всё.

    Закройте ребенку глаза и попросите описать, во что вы сегодня одеты. Во что – его подруги и друзья? Какого цвета занавески в классе, сколько цветов на окне? В чём ушёл папа на работу? И т.д. Не забывайте похвалить ребенка.

    1. Воспроизведи точно также

    Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

    1. Установи порядок

    В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

    20

    Группа 4. Упражнения на развитие концентрации внимания.

    Ищем буквы.
    Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

    Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки.

    Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. 
    Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут.

    Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
    Теперь сама инструкция:

    В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву):

    и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
    По мере овладения игрой правила
    усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее;

    одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается;

    на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п.

    По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв.

    Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.
    Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.

    Компьютерные игры.

    Когда ребёнок управляет своим героем, не отвлекаясь на другие подвижные предметы. («Гонки», «Змейка» и т.д.) Но нельзя увлекаться, так как у ребёнка утрачивается элементарная чуткость к окружающим - их просьбам, обращениям, не говоря уже о настроении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Родителям о внимании и внимательности"

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «РОДИТЕЛЯМ О ВНИМАНИИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ» Цели: • познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников; • изучить упражнени...

    Родительское собрание по теме "Внимание".Презентация.

    Цель: Доказать, что ребёнок будет внимательным, если:- осмыслить то, что называют "вниманием" и познакомиться с основными свойствами внимания;- изучить в ходе собрания упражнения и игры, которые спосо...

    Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

    Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

    Лекция на родительском собрании: «Что такое внимание и как его развивать»

    Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание. Об э...

    конспект родительского собрания на тему: "Внимание младших школьников"

    Конспект родительского собрания на тему: " Внимание младших школьников". Данный материал  можно использовать  в работе  вкорреционных классов....

    Родительское собрание "Родителям о внимании и внимательности"

    Данное родительское собрание проводится в 1 классе и содержит конкретные советы и упражнения для развития внимательности....

    Родительское собрание на тему"Внимание грипп!"

    Конспект родительского собрания на тему "Внимание грипп!"...