Лекторий для родителей "Нравственное воспитание в семье"
статья на тему

Лазарева Лариса Александровна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_v_seme.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание учащихся  в семье и в школе»

   

Цель:

1. Показать, что  семейные  традиции,  моральные  принципы, педагогическое     мастерство     родителей     являются необходимыми   условиями    формирования    нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания  детей  в семье.

Задачи:

1. Выявить  уровень нравственного воспитания детей в семье.

2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые  для формирования нравственно  развитой личности в семье.

Эпиграф:  «Богатство  духовной жизни начинается там, где благородная мысль  и моральное  чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»

                                                                                                                      ( В.А. Сухомлинский).

План:

Сотрудничество семьи и школы.

Роль семьи в формировании нравственных качеств ребёнка.

Воспитательный потенциал семьи.

Методы и  условия нравственного воспитания ребёнка в семье.

Принципы взаимодействия  взрослых и детей.

Материал для обсуждения.

Вопрос  о нравственном воспитании – один  из наиболее важных вопросов в педагогике. Ещё большее  внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках, например:

Не всякому строгое взыскание идёт на пользу.

От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).

Но потакать капризам и  проступкам детей нельзя.

Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).

Дай ребёнку волю – сам пойдёшь в неволю (литовская).

Всё же с наказанием нельзя спешить, следует сперва вникнуть в причину проступка.

Сперва вытащи ребёнка из речки, а потом уж карай (так говорят в некоторых странах африканского контингента).

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и  школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а уже в начальных классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они  могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для  родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка  ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка. Задача школы — сделать семью помощником и другом,  как для самого ребенка, так и для школы.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ребенке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» душевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло,  никогда нельзя терять из поля зрения психическое  состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады»  у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть  вероломным, оно должно быть  осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня  очень  актуальной.

Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень  тяжёл.  Конец  2 тысячелетия ознаменован  экологическими  катастрофами,  влекущими  за  собой нарушение экологического равновесия в  физическом  и  нравственном  здоровье людей.  Ужасными  проявлениями  социальных   и   экономических   катаклизмов являются возросшая детская  преступность,  цветущая  пышным  цветом  и,  как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием   (или  причиной?)  этого выступают   бездуховность,   переоценка   ценностей,   потеря   нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Семейное  воспитание  неразрывно связано с жизнью общества,  государства.

Ребёнок и общество, семья и  общество,  ребёнок  и  семья.  Эти  тесно связанные понятия можно расположить  в  такой  последовательности:  семья  – ребёнок -  общество.  Ребёнок  вырос,  стал  сознательным  членом  общества, создал семью, в которой опять родились дети…  Из этого можно  сделать  вывод, что от того, насколько  нравственными,  добрыми  и  порядочными  будут  наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно  главным  институтом  воспитания.  То,  что ребёнок в детские годы приобретает в семье,  он  сохраняет  в  течение  всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена  тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни,  и  по длительности  своего  воздействия  на  личность  ни   один   из   институтов воспитания  не  может  сравниться  с  семьёй.  В  ней  закладываются  основы личности ребёнка, и к поступлению  в  школу  он  уже  более  чем  наполовину сформирован как личность.

Семья  может  выступать  в  качестве   как   положительного,   так   и отрицательного фактора воспитания.  Положительное  воздействие  на  личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых  близких   для  него  в  семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не  относятся  к  ребёнку  лучше,  не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с  тем  никакой  другой социальный  институт  не  может  потенциально  нанести   столько   вреда   в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения  личности  заключаются  в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в  воспитании  основную, долговременную и важнейшую роль.

В.  А.  Сухомлинский  отмечает,  что  воспитание  –  это   постепенное обогащение  ребёнка  знаниями,  умениями,  опытом,  это   развитие   ума   и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего,  что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Основным содержанием нравственного воспитания  В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности,  как  идейность, гуманизм, гражданственность,  ответственность,  трудолюбие,  благородство  и умение управлять собой.

Воспитывать в детях надо  все  элементы  их  нравственного  мира.  Всё важно.  Гармония  нравственного  мира   человека,   гарантия   его   доброты обеспечиваются  только  всеми  его  слагаемыми,  но  направляющими  являются нравственные потребности. Нравственные потребности  –  самые  благородные  и человечные – не даются  от  природы,  их  необходимо  воспитывать,  без  них невозможна высокая духовность, доброта.

Для  возникновения   нравственной   потребности   ребёнка   необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый  мир  семейного  или  иного окружения.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями.  Это  ведёт  к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ребёнок, даже ещё не умея  говорить,  не  осознавая  речь  и  поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения  и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении  друг  к  другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении –  хороший  и  обязательный фон для формирования  в  ребёнке  нравственных  потребностей,  и,  наоборот, крик,   грубые   интонации   –   такая   семейная   атмосфера   приведет   к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы  у  последнего не расходилось слово с делом.

Одно  из  центральных  понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это  способность  человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок.  Совесть исконно  означает  знание  общих  сведений  о  человеческом  поведении,  его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно  с  воспитания  у  ребёнка  чувства стыда.

Первейшая задача родителей –  воспитать  в  своих  детях  глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно  стало  чувством,  частицей  духовного мира.

Нравственные  потребности  человека  теснейшим   образом   связаны   с нравственными  чувствами,  которые  являются  также  мотивами  человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать  развитые  нравственные  потребности  –  главнейшая   задача

родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного  решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами  в  себе  эти  нравственные  потребности,  так  как совершенствование продолжается всю человеческую  жизнь.  Родители, которые  хотели  бы  воспитать  своего  ребёнка  не  стихийно,   а сознательно, должны начать  анализ  воспитания  своего  ребёнка  с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как,  какими  методами  формировать  в  детях  нравственные потребности.

Внутрисемейные  социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный  потенциал  семьи):

По определению социологов,  воспитательный  потенциал  семьи  определяется рядом  факторов:

её   материальной   и   жилищно-бытовой   обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим  в  ней  морально- психологическим климатом, авторитетом отца  и  матери  у  детей  и  доверием детей к родителям, единством требований в семье.

В связи с этим педагогические  огрехи  родителей  могут  быть  вызваны

следующими причинами:

1) неполная семья ;

2) конфликтная атмосфера в семье;

3)  наличие  сформировавшейся  изначально  ложной  точки  зрения   на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой  долг  –  одеть,  обуть, накормить, а остальное – дело школы»;

4) при  полном  внешнем  благополучии  семьи  –  авторитарные  методы воспитания;

5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы  максимизировать  положительное  и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и  указать  методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

Следует отметить следующие методы и условия нравственного  воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера  любви.  Лишённый  этого  чувства  человек  не  способен уважать своих близких,  сограждан,  Родину,  делать  людям  добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,  заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на  детскую психику, даёт  широкий  простор  для  проявления  чувств  ребёнка, формирования   и   реализации   его   нравственных   потребностей.

Американский  психолог  Джеймс  Добсон  отмечает:  «Все  мы  очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к  отдельной  группе людей, занятых своими делами и проживающими в  одном  доме,  но  и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой  семьи, которая осознаёт  свою  индивидуальность  и  неповторимость,  свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая  неразумная  материнская любовь  «забивая  ребёнка  хуже,  чем  розги»,   делает   человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую  ложь,  всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и  быстротой;  и,  подметив,  впадает  в   смущение,   соблазн   и подозрительность. Если ребёнку  нельзя  сообщить  чего-нибудь,  то всегда лучше  честно  и  прямо  отказать  в  ответе  или  провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и  потом запутываться в нём  или  чем  лгать  и  обманывать  и  потом  быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не  поймёшь»;  такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство  и  самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею  право  сказать  тебе  это;  каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о  чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не  нарушается  прямота  и искренность,  и  даётся  конкретный  урок  долга,   дисциплины   и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться  именно  к  конкретному  человеку,  слово  должно  быть  содержательным,  иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы  слово  воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на  эмоциональное  воздействие.  Подростки любят  рассуждать,  но  родители  часто  пресекают  эти  рассуждения,  подчёркивая   их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы,  а  потому  им  рано высказывать  свои  мнения.  Но  именно  в  ходе  этих   рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том,  что  необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он  очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой  нашего  разговора, чтобы избежать «отчитываний» и  «скучных  проповедей».  Ни  то,  ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как  связать  нашу  беседу  с  жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В  том  и  заключается  мастерство  воспитателя  (родителя),  чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных  мыслей,

переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в  слово  взрослых.  С  ребятами  старшего  школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух,  делиться  с ними сомнениями,  обращаться  за  советом.  Такая  непринуждённость утверждает   доверие,   чистосердечность,   искренность,   сближает

взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой  ошибкой  в  семейном  воспитании  являются  упреки.  Одни

упрекают ребенка в том, что  он  уже  большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А.  Сухомлинский  считал  наказание.

Наказание имеет  воспитательную  силу  в  том  случае,  когда  оно убеждает, заставляет задуматься над  собственным  поведением,  над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять  достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная  сила  порицания  зависит  от  моральных качеств,  тактичности  воспитателя.  Надо  суметь,  не   оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку  его действиям.  Искусство  порицания  состоит   в   мудром   сочетании

строгости и  доброты.  Очень  важно,  чтобы  ребёнок  в  порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом  в  воспитании  В.  А.  Сухомлинский  считает

запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении,  учит детей разумно относиться к  своим  желаниям.  Желаний  у  детей  и подростков  очень  много,  но  их  все  невозможно  и   не   нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка,  вырастает  капризное  существо,  раб  прихотей  и   тиран ближних.  Воспитание  желаний  –  тончайшая    работа воспитателя,  мудрого и   решительного,   чуткого   и безжалостного». С детства надо  учить  человека управлять  своими желаниями, правильно относиться к понятиям  можно,

надо,   нельзя.

Таким образом потворство  родителей  действует  очень  вредно.  «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но  в  здоровых  и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать  чувства.  Это  значит  и  словом  и  делом вызывать  переживания,  пробуждать  чувства,  умышленно   создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи  с  каким-либо  событием,  поступком  человек  ощущает тончайшие  переживания  другого   и   отвечает   на   них   своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд  в  присутствии  ребёнка.  Постоянно  наблюдая  за работой взрослых, ребёнок начинает,  имитировать  это  в  игре,  а затем и сам включается в процесс труда как помощник,  и,  наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей

из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.  Важнейшим

методом овладения знаниями и опытом у ребёнка  является  имитация.Инстинкт имитации заставляет ребёнка  пытаться  воспроизвести  все действия и поступки  окружающих его людей.  Воспроизвёл  –  значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает  свои  собственные

нравственные основания и  может  оценивать  поведение  и  поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы  не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо  обращать  внимание  на  целомудрие  семейных

отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к  ребёнку,которого  они  то  и  дело  волнуют   всевозможными   неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в  присутствии  детей.«Супружеское  ложе  родителей  должно  быть  прикрыто  для   детей целомудренной тайной, хранимой  естественно  и  неподчеркнуто»,  - писал И. А. Ильин.

Выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья  воспринимает  и  передаёт  своим  воспитанникам  культурные   и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно  человеческой  духовности;  а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители  составляют  первую  общественную  среду  ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель  и  мотив  воспитания  ребёнка  –  это  счастливая,  полноценная,творческая, полезная  людям,  а  значит  нравственно  богатая,  жизнь  этого ребёнка.  На  созидание  такой  жизни  и  должно  быть  направлено  семейное воспитание.

Только  при  уверенности  ребёнка  в   родительской   любви   возможно правильное формирование  психического  мира  человека,  возможно  воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое  условие  его  принципиальных позиций, последовательности его поведения,  уважения  достоинства  личности,духовности.

Само  нравственное  воспитание  осуществляется  путём  формирования  у ребёнка  нравственных  потребностей  и  убеждений,  нравственных  чувств   и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что  их  педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания  разобраться  в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка;  найти пути  и условия формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно,  работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Верить в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.

Решение родительского собрания:

Способствовать созданию воспитательной среды, основанной на идее самосовершенствования и саморазвития школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

Родительский лекторий на тему "Воспитание патриотических чувств у ребёнка в семье"

Родительский лекторий на тему "Воспитание патриотических чувств у ребёнка в семье"...

Лекторий для родителей "Нравственное воспитание в семье"

Теоретические аспектв по теме, практические задания....