Здоровьесберегающая среда как средство социализации учащихся.
статья на тему

 В этой статье я попыталась раскрыть влияние здоровьесберегающих технологий на развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая среда как средство социализации учащихся.

Юлдашбаева Алия Амировна

учитель начальных классов

      МБСКОУ школы-интернат №11.

                                                                           

                        

                                                        

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

                                                                                                              А. Шопнггауэр.

         Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. На сегодняшний день одной из важнейших задач школы является сохранение здоровья учащихся. Здоровье при этом рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма растущего человека. Работа по сохранению и укреплению здоровья в школе невозможна без грамотной реализации здоровьесберегающих технологий. Их использование обеспечивает учащимся начальной школы высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.

        Учебный день школьника насыщена значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка приводит к переутомлению учащихся. Утомление приводит к снижению работоспособности, которое наступает в следствие продолжительной или интенсивной работы.

        Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключится на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Для этого учителя в своей работе используют оздоровительные мероприятия в учебном процессе. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мыщц и по форме поведения.

        Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях ( 1 – 3 минуты ) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

         Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления ( на  8 – 20 минуте занятия ). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся.

        Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Проводить  надо их в чистом , хорошо проветренном и освещенном помещении.

        Выполнять упражнения учащиеся могут индивидуально и группами.  Длительность – 5 – 8 минут.

        Динамические перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической перемены – 35 минут.

        Формы проведения оздоровительных мероприятий.

        ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.  К ним относятся:

        Общеразвивающие упражнения (  упражнения для разных групп мыщц ).

        Подвижные игры.

Используются игры  малой и средней подвижности. Например на уроке окружающего мира при изучении темы «Животный мир» можно провести игру « Мышеловка », « Хитрая лиса » и т.д.

        Во время физкультурных пауз и динамических перемен целеобразно использовать игрыбольшой подвижности, но обязательно знакомые учащимся.

        Танцевальные. Эти физминутки целеобразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского « Времена года » и выполнять различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и т. п.

        Ритмические.Данные физминытки отличаются от танцевальных четким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать аудиокассету. Практика показывает, что данная форма проведения физминуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.

        Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мыщцы век, улучшения кровообращения и расслабления мыщц глаза, снятия утомления глаз.

        Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мыщц ( бег, прыжки, присидание, ходьба и т.д. )

Двигательные – речевые. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Подготовка двигательно – речевых минуток развивает творческие способности.

        Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие « минутки » заряжают энергией и повышают интерес к предмету.

        КОГНИТИВНЫЕ  ( познавательные ) физминутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

        Дидактические игры с движениями.

        Двигательные действия и задания.

        Развивающие игры.

        КРЕАТИВНЫЕ  ( творческие ).

        Гимнастика для ума ( с использованием « необычного» физкультурного инвентаря ).

        Учащиеся придумывают необычные действия  с физкультурным инвентарем. Например: мячом можно рисовать, ходить с мячом на голове; фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т.п.

        Пантомимическая гимнастика ( подражательная средствами невербальных сигналов ). Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка с животными. Учащиеся должны мимикой, жестами эмоциональными состояниями передать в движении состояние герсонажа.Предлагается карточка с изображение животного или героя сказки. Учащийся должен передать в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая среда  является средством социализации учащихся. Поэтому учителю начальных классов необходимо придавать этому огромное значение, особое внимание обращать на формирование у щкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, привывать школьникам полезные привычки и навыки.

В процессе обучения в начальной школе в соответствии со здоровьесберегающими технологиями главной целью становится сформировать у детей необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни и научиться пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, то есть способствовать формированию у школьников культуры здоровья.

21 век – век технологического прогресса, и, к сожалению, следуя за ним, нам приходится наращивать объем и интенсивность информационных потоков, но в то же время мы понимаем, что жизненные планы  в большей степени зависят от его здоровья.

Педагоги наряду с медиками осознают свою ответственность за здоровье учащихся. Поэтому в своей работе учителя используют здоровьесберегающие средства.

А в заключение хочется сказать словами Жана – Жака Руссо « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится в постоянном движении».
        

Литература.

  1. « Здоровье школьника – один из факторов эффективного обучения » И.В.Золотых – журнал « Начальная школа » № 8/12, с.59 – 62.
  2.  « Оздоровительные мероприятия в учебном процессе » И.М.Воротилкина – журнал « Начальная школа » №4/5 с.72 – 76.
  3.  Корниевская Е.И. Гигиенические условия обучения. Воспитание здорового школьника М.,2000 с. 57 – 59.

Приложение 1.

Оздоровительные минутки

Гимнастика для глаз

Если глаза устали, выполните упражнения:

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их.  Повторите 5 раз.
  • Круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз направо вверх -налево – вниз . Повторите 1 О раз.
  • Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальцамедленно приближаяего к носу, а потом медленно отведите обратно.
    Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Переведите взгляд на потолок над доской. «Нарисуйте» глазами восьмёрку. Повторите 5 раз. 
Держи осанку 

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину,соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите,спину отведите назадДыхание спокойное (20-30 с)Медленно вернитесь в исходное положениеВстряхните кисти.

Самомассаж ушей

Учитель показывает, учащиеся растирают уши, повторяя слова:

Я здоровье сберегу
Сам себ
е я помогу
Сотвори солнце себе 

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греетДавайте сотворим солнце длясебя. Закройте глазапредставьте в своем сердце маленькую звездочкуМысленнонаправьте к ней лучик, который несет любовьЗвездочка увеличиваетсяНаправьтелучик, который несет мирЗвездочка опять увеличиласьНаправьте лучик сдобромзвездочка стала еще большеТеперь направьте к звездочке лучики,которые несут здоровьерадость, теплосвет, нежностьласкуТеперь звездочкастановится большойкак солнцеОно несет тепло всем-всем. Руки в стороны перед собой. Опустите рукивстряхните их.

Массаж пальцев рук

       Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчикутщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальцаповышает деятельность головного

мозгауказательного улучшает работу желудкасреднего - кишечника и позвоночника, безымянного печени, мизинец помогает работе сердца.

       Такой же массаж делайте дома со стопами.

Этюд души

      Приветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье. Опустите ладони вниз горизонтально полу и произнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, поверните их к небу: «Я приветствую тебя, солнышко!»

Деревце

        Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, держите их ладонными друг к другу, потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх представьте крепкое, сильное деревце, стройный ствол тянется к солнцу. А наш организм, как деревце, наливается силой, крепостью, бодростью, здоровьем.
Опустите руки и расслабьтесь. Выполняется 15-20 сек.

 Приложение 2

Виды рефлексии

Рисуем настроение

        На общем листе бумаги с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает своё настроение в виде полоски, облака, пятнышка. Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга, дополнить его, дорисовать. Так продолжается до тех пор, пока лист не вернется к первому ученику.

Метод пяти пальцев

М (мизинецмыслительный процессКакие знанияопыт я сегодня получил?

Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (среднийсостояние духаКаким было сегодня мое преобладающее настроение,состояние духа?

У казательный) - услуга, помощьЧем я сегодня помогчем порадовал и чемупоспособствовал?

Б (большой) бодростьфизическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Солнышко

Мое настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией
    Радуга

Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного циклаВсе учащиесявыставляют свои оценки приклеивают цветные полоски на трафарет радуги.

Состояние моей души

                                                                                          Д

                                                               Г                          Комфортно

                                         В                   Уверен в своих силах

                         Б                   Хорошо          

     А                     Плохо

Скверно

Учащиеся берут изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.

Мишень настроения

День это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? Взависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок попадание в одну изцветовых зонВнутри дата и мотивация. В конце недели вся мишень, простреленая днями.

Выбери утверждение

Все понял, могу помочь другим.                  Запомню надолго.
В
се понял.                                                        Однообразный.

Могу, но нужна помощь.                               Неинтересный.
Ничего не понял.                                            Скучный.
Интересный.                                                    День.

Хороший.                                                         Урок.

Отличный.                                                        Праздник.

Ощущаю себя:

Хорошо                 уверенно                 смело                  комфортно
гордо                     глупо                       неуверенно         испуганно
грустно

Поза покоя 
(особенно полезна для непоседливых учеников, не умеющих ни на чем сосредоточиться)
Дети находятся в удобных позах. Педагог  медленно, тихим голосом говорит: 
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая,
Замедляется движенье, исчезает напряженье …
И становится понятно, расслабление приятно!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Среда как средство социализации личности младшего школьника”

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает соци...

Здоровьесберегающая среда как средство сохранения и укрепления здоровья.

Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией на уроке и необходимостью сохранения и  укрепления  здоровья....

Презентация "Социальная адаптация (социализация) учащихся с ОВЗ как основа создания коррекционно-развивающей среды".

Презентация  "Социальная адаптация (социализация) учащихся с ОВЗ как основа создания коррекционно-развивающей среды"  повествует о том, дети школы восьмого вида нуждаются в помощи  -...

Образовательная среда как фактор социализации учащихся начальной школы.

На сегодняшний день образование значительно шагнуло вперед. Данное обстоятельство безусловно повлияло на качество урока, выбора необходимых средств, технологий для достижения педагогических целей. Но ...

Статья: "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе как средство социализации учащихся"

В статье говорится о разнообразных формах групповой работы на уроках в соыременной начальной школе....

Театрализованная игра, как средство социализации учащихся с ОВЗ в начальной школе - VIII вида

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Но не менее важно, театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувс...