Здоровьесберегающая среда как средство сохранения и укрепления здоровья.
статья по теме

Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией на уроке и необходимостью сохранения и  укрепления  здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая среда на уроке как средство сохранения и укрепления здоровья.

Учитель МБОУ КСОШ №32

Колтунова Светлана Ивановна

 Изучая динамику состояния здоровья детей в школе, ученые  обратили внимание и на следующий обеспокоивший  факт: из года в год среди поступающих детей в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье – это заболевания  сердечно-сосудистой, дыхательной, костной, глазной, нервной систем. Хронические заболевания имеют до 23% учащихся. Некоторые учащиеся страдают одновременно 2-3 хроническими заболеваниями.

        Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными  в образовательной области. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве.

         Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья.

  Одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников – недостаток двигательной активности. Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня : как на уроке, так и на перемене. Моя задача – правильно организовать этот режим, сохраняя, укрепляя здоровье своих учеников.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываю такие требования:

  1. однообразность видов деятельности способствуют утомлению школьников , поэтому чередую  различные виды деятельности от  4 до 7 видов за урок: - опрос учащихся , письмо, чтение,  слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,  решение задач, классификация предметов.
  2.  средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;
  3. контроль за осанкой и  смена поз  учащихся на уроке ( этому способствуют нетрадиционные формы проведения уроков: урок-игра, урок-театрализация, урок путешествие, урок-концерт…)
  4. проведение физкультминуток ( гимнастика для глаз, для осанки, для рук, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, физические упражнения под музыку или стихотворение)

        Требования к физминуткам:

- физкультминутки должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес) я использую электронные ,музыкальные, стихотворные, игровые,

- проводятся на начальном этапе утомления.(2 физминутки на уроке)

Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность.  Предпочтение отдаю и упражнениям для утомлённых групп мышц. В зависимости от особенностей урока, стараюсь подбирать нужные упражнения ( для кистей рук, для глаз, для стоп..)

  1. эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое   стихотворение,  вызывая у детей положительные эмоции, интерес, радость.
  2. обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствуют  норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных раздражителей – зеленый цвет парт  – улучшает настроение, успокаивает, создает хорошее настроение.
  3. Сменная обувь помогает отдыхать стопам ног.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры  на свежем воздухе – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.  В ненастную погоду дети играют  с игрушками, в настольные игры, свободно перемещаясь по кабинету и школьному коридору.

Здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – честен, самокритичен,

- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;  

- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей  с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепление здоровья учащихся

В процессе познания игры в волейбол   выносливость человека не уступает выносливости марафонца....

Пути и средства сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника....