«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся»
методическая разработка по зож на тему

 Быданцева Анжела Геннадьевна

физкультминутки и здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_v_shkole.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ООШ д. Московская

«Использование  здоровьесберегающих технологий в начальной школе как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся»

Из опыта работы

учителя начальных классов

 Быданцевой А. Г.

2014

Пояснительная записка

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

I. Актуальность.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.

Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее  15% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья.

Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.

За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4 – 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств.

Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

      Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

II. Задачи.

В настоящее время в моём классе у учащихся имеются проблемы со здоровьем  это учащиеся  со средней  дезадаптацией и  дети с синдромом нарушения внимания ( гиперактивностью)- 3 ч., дети часто болеющие ОРЗ -1ч. ) Основные признаки - нарушение внимания, гиперактивность,  импульсивность, что сказывается на успешности  обучения в школе, мальчики с  трудом адаптируются к коллективу, нарушают правила поведения в школе и общественных местах,  инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя  выполнить задания или правильно ответить. И  это дети «группы  риска». У них наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов:

        невротические симптомы;

        гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность;

        инертность нервной системы;

        низкая мотивация учебной деятельности;

Ведущим фактором здоровья является образ жизни.  На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1 –го класса способствует воспитанию у детей привычек. А затем и потребностей  к здоровому образу жизни. Поэтому я поставила перед собой цель:

« Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни»

Для  реализации данной цели я выделила следующие задачи:

 1. Добиться увеличения двигательной активности учащихся на уроке; малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся.

2. Обеспечить предупреждение утомляемости ( проведение оздоровительных пауз во время уроков, физкультминуток)

 3. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

4. Пропагандировать  здоровый  образ  жизни;

    Реализацию намеченных задач разработала по следующим направлениям:

Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий

Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье ребёнка, помочь ему адаптироваться к новым условиям?

Для этого необходимо правильно организовать  учебный день для сохранения здоровья школьников.

А именно:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;
  • создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;
  • соблюдать рациональный режим труда и отдыха;
  • организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года
  • обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;
  • создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;
  • оказывать педагогическую помощь в овладении учебным материалом.

     Работе по направлениям соответствует и структура урочной деятельности, обеспечивающая качественное и психически комфортное обучение.

     В структуре урочной деятельности выделены следующие блоки:

I – психологическая пауза.

II – деятельность.

III – пауза здоровья.

IV – рефлексия.

Здоровьесберегающая  среда в воспитательном процессе

Проведение внеклассных спортивных мероприятий, на которых пропагандируется здоровый образ жизни.

Проведение дней здоровья, некоторых праздников, отдельных уроков разных предметов (физкультура, технология, окружающий мир) на природе.

Ведение информационно – профилактической работы.

Проведение тематических классных часов, способствующих формированию у учащихся представления о здоровом образе жизни (урок здоровья: «Друзья Вода и Мыло»,  «Если хочешь быть здоров», «Маскарад вредных привычек» и др.)

Проведение родительских собраний, посвященных здоровью детей («Трудности адаптации первоклассников к школе», « Режим дня в жизни школьника »)

С первых дней пребывания детей в школе формируются навыки самообслуживания: дети учатся правильно ухаживать за своей одеждой, быстро переодеваться, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, строиться парами, правильно вести себя в столовой.

Коррекционная деятельность

        Выполняется  контроль за выполнением медицинских рекомендаций для учащихся, нуждающихся в коррекции здоровья (корригирующая гимнастика, соблюдение диет).

В классе практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям  угол зрения на доску.

Организационная деятельность

  • Здоровьесберегающие технологии предполагают и охрану безопасности и жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Поэтому в каждом классе проведена пожарная сигнализация.
  • Учебный день в школе начинается  с завтрака .
  • Перемены   организованы следующим образом:

1-я перемена  и 2-я перемена: проветривание классной комнаты

3-я перемена- динамическая пауза или  «Игровая»- физорги, классные руководители проводят игры в коридоре школы или катание с горки зимой.

4-я перемена: «Обеденная» - наведение порядка в классной комнате, очередное проветривание, уход за зелёными растениями.

Двигательный режим учащихся 1 класса

Виды движений

Продолжительность

Кто проводит

Подвижные

оздоровительные

минутки     во время уроков

По 5  мин на каждом

уроке

Учитель

Гимнастика для глаз

По 2  мин на уроке

Учитель

Комплекс     упражнений   на   мышечное     расслабление (релаксацию)

1-2   мин   на   каждом уроке

Учитель

Комплекс     упражений  для   формирования     правильной осанки

2-3   мин   на   каждом уроке      (постоянный контроль за посадкой)

Учитель

Подвижные игры  на переменах

10-15   мин   на  каждой

перемене

Учитель,      вожатые  класса, ученики класса

Урок физкультуры

45 мин 3 раза в неделю

Учитель

Прогулки   на   свежем воздухе с подвижными играми

от 15 мин

ежедневно

Учитель

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как  любовь к детям, вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить детей активно отдыхать во время проведения учебных предметов.

Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности).

Проведение физкультминуток должно решать следующие ЗАДАЧИ:

  • Активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
  • Эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др.

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствовать расслаблению мышц выполняющих значительные статические или статико-динамические нагрузки.

Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться «дежурному по здоровью». Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе, может какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс.

Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения, классификация

Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности школьника в течение учебного дня:

  • усиливает обмен веществ в организме,
  • повышается внимание,
  • улучшается осанка.

Требования к подбору упражнений:

упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,

быть простыми по выполнению.

Выбор времени проведения:

при проявлении первых признаков утомления,

при снижении активности на уроке,

при нарушении внимания.

Форма выполнения, количество и содержание упражнений:

упражнения выполняются стоя или сидя,

комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз

Классификация физкультминуток и динамических пауз по воздействию на системы организма:

  • общего воздействия,
  • для улучшения мозгового кровообращения,
  • для снятия утомления с плечевого пояса и рук,
  • для глаз,
  • для системы дыхания,

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

Упражнения по формированию осанки

Упражнения для глаз

Некоторые приёмы самомассажа. Точечный массаж

Релаксацию

Методические приёмы: вставки о здоровье на уроках

Внеурочная деятельность ( «Подвижные игры», часы отдыха, Дни здоровья,  прогулки и игры на свежем воздухе.)

IV. Результаты.

          Хотя работа с использованием здоровьесберегающих технологий охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся. У учащихся формируется начальное представление о ЗОЖ. Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволяет по некоторым показателям сохранять состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу. На уроках физической культуры проводятся корригирующие упражнения по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

     Использование идей  природосообразного обучения, позволяет сохранить в классе психологический климат, способствующий сохранению психического и физического здоровья учащихся.

V. Заключение

         В заключение  хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги,  общественность.

        Грамотная работа педагога, организация всех оздоровительных и профилактических мероприятий должна проводиться параллельно с обучением,  во главе которого    на первое место ставится  задача сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Приложение

Веселые физкульминутки

на уроках в начальной школе

.Животные

Аист

        

Аист, аист длинноногий.

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой.

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой.

( Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускают. Следить за спиной.)

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.    ( Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,   (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.    (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.    (Покружиться.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка – попрыгушка.

За прыжком – другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок!  (Прыжки.)

Ежик

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.       (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьем – то ловко

Раздобыл косой морковку.  (Прыжки на месте.)

Утром встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки,   (Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)

Приготовился к зарядке.         (Рывки рук перед грудью.)

Повернулся влево, вправо,     (Повороты влево – влево.)

Приседанье сделал справно,   (Приседания.)

Клювиком почистил пух,        (Наклоны головы влево – вправо.)

Поскорее в воду – плюх !       ( Присели.)

Цапля ходит по воде

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай!(Рывком поднять ногу, согнутую в колен, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице.

Надо цапле наклониться.

Ну – ка тоже наклонились,

До носочка дотянись.(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Стрекоза

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.  (Что это ?)

Утром стрекоза проснулась,      (Потерли кулачками глаза.)

Потянулась, улыбнулась.           (Руки через стороны вверх, потянулись.)

Раз росой она умылась,              (Потерли ладонями щеки.)

Два – изящно покружилась,      (Покружились на месте.)

Три – нагнулась и присела,       (Присели.)

На четыре – дружно полетела.  (Помахали руками вверх – вниз.)

У реки остановилась,                (Легкий бег на месте.)

Над водою закружилась.           (Присели.)

Серая лошадка

Цок, цок, цок! Я лошадка серый бок!  (Поочередное топание одной ногой, затем другой.)

Я копытцем постучу       (Ходьба на месте.)

Если хочешь – прокачу! (Легкий бег на месте.) 

Посмотри, как я красива, хороши и хвост игрива.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)

Цок, цок, цок, цок, я лошадка – серый  бок!  ( Кружимся на месте.)

Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой                      (Встали.)

Скачут весело вороны: Кар, кар, кар! (Громко.)(Хлопки в ладоши.)

Целый день они кричали,                    (Повороты туловища влево – вправо.)

Спать ребятам не давали                     (  Наклоны туловища влево – вправо.)

Кар, кар, кар!                      ( Громко.) ( Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают                     (Машут руками как крыльями.0

И все вместе засыпают     (Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

Кар, кар. Кар!                    ( Тихо.) (хлопки над головой в ладоши.)

Жираф

Вот жираф! А что он сделал? Кран большой подъёмный съел он!

До жирафа чтоб достать, надо дядей Стёпой стать!

Чтоб жирафа почесать, надо лестницу достать!

Я жирафа наряжу! Длинный шарф ему свяжу!

Я жирафа накормлю! Яблочек ему нарву!

Мышонок

Мышонок крадется (движения на цыпочках).

Мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок).

Мышонок танцует (различные танцевальные движения).

Растения.

Во дворе растет подсолнух

Во дворе растет подсолнух, утром тянется он к солнцу.

(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним растет второй, похожий,  к  солнцу тянется он тоже.

(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед, а потом наоборот.

(Вращение прямых рук вперед и назад.)

Отдохнули мы чудесно,  и пора нам сесть на место.

Клен

Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон, зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Лепестки

Выросли в саду цветки.         (Руки плавно поднять вверх, потянуться.)

Распустились лепестки. Вдруг повеял ветерок –         (Легкий бег.)

Закружился лепесток. Ветерок их оторвет и на землю вновь вернет.         (Присели.)

Листочки

Мы листочки осенние,         (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.         (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. ( Присели.)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.(Плавное покачивание руками над головой.)

Закружились, полетели и на землю тихо сели.

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы небывалой красоты.(Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (  Потягивания – руки вверх.)

Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают и по прежнему цветут.

 

Рябинка

На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.  (Потягивания – руки вверх.)

Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево.)

 Но рябинка только гнется, не печалится – смеется.  (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер)

Апельсин

Желтый, круглый, ты откуда? (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)

- Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож.(Руки -  на пояс.)

Можешь съесть меня, но только (Прыжки на месте.)

Раздели сперва на дольки. ( Хлопки в ладоши.)

Как меня ты назовешь? ( Апельсин.)

Предметы

А часы идут, идут

 Тик – так, тик – так, в доме кто умеет так?

Это маятник в часах, отбивает каждый такт        (Наклоны влево – вправо.)

А  в часах сидит кукушка, у нее своя избушка.        ( Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг – друга.        (Вращение туловищем вправо.)

Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.        (  Вращение туловища влево.)

А часы идут, идут                 (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.         (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат, словно убежать хотят!         ( Бег на месте.)

Если их не заведут, то они совсем встают.         ( Дети останавливаются.)

Часы

Тики-так, тики-так,–

Так ходики стучат.    Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.

Туки-так, туки-так,–

Так колёса стучат.       Поочередно правой и левой рукой описывают круг.

Токи-ток, токи-ток,–

Так  стучит молоток.   Изображают кулачками молоточки.

Туки-ток, туки-ток,–

Так  стучит каблучок.  Стучат каблучками.

Ракета

Раз, два – стоит ракета. Три, четыре – самолет.

Раз, два – хлопки в ладоши

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.                                                                                                                                          

Раз, два, три, четыре – и на месте походили.  

Мельница

Наклоняемся вперед, руки в сторону.

Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась.

(Наклон вперед. Руки в стороны, стойка ноги врозь, 1 – правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону;2 – смена положения рук.)

Мяч подскакивает  вверх

Мяч подскакивает вверх. Кто подпрыгнет выше  всех? ( Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал, прыгать мячик перестал

И  под  парту закатился. ( Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол  садимся.

Природные явления

На дворе у нас мороз

На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать и ладошками похлопать.

(Дети  хлопают себя по плечам и топают ногами.)

А теперь представим лето. Речка солнышком согрета.

Мы плывем, плывем, плывем, дно ногами достаем.

(Плавательные движения руками.)

Мы выходим из речушки направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Дождь

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник для лягушек.( Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град, все под крышами сидят.

(Присели, хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин.

(Шагаем на месте.)

Солнце

Солнце вышло из – за тучки, мы протянем к солнцу ручки.

(Потягивания – руки вверх.)

Руки в стороны потом мы пошире разведем.

(Потягивания – руки в стороны.)

Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки.

Листопад

 Тучи в небе кружатся, (Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)

Что ни шаг, то лужица. (Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)

День осенний хмурится, (Руки на поясе – повороты влево вправо.)

Листопад на улице. (Кружатся на месте.)

По дороге стелется (Кружатся на месте.)

Желтая метелица.

Зарядка

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте. )

Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим и рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем дружно!

Мы колени поднимаем – шаг на месте выполняем

От души мы потянулись, (Руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

 

 В понедельник

В понедельник я купался, ( Изображаем купание. )

А во вторник – рисовал .(Изображаем рисование.)

В среду долго умывался,  (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл.( Бег на месте.)

В пятницу бегал,  прыгал,( Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка

Раз – подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два – согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире, пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой. Крутим только головой.( Вращение головой.)

Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись!

( Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вниз и т. д.)

Дует ветер с высоты

Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо клонятся цветы и травы.

( Наклоны в стороны.)

А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте. (Прыжки.)

Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)

Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора.

Мамам дружно помогаем

Мамам дружно помогаем. Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки для сына и для дочки.

( Наклоны вперед, движения руками, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко для одежды три веревки.

(Потягивания – руки в стороны.)

Светит солнышко – ромашка, скоро высохнут рубашки.(Потягивания – руки вверх.)

Мы активно отдыхаем

Руки ставим перед грудью, разводить их резко будем.

С поворотом – раз  -  два – три. Не бездельничай, смотри!

( Руки перед грудью, рывки руками.) 

Приседаем – раз – два – раз, ножки разомнем сейчас.

Сели – встали, сели – встали, ( Приседания.)

И немножечко устали. На ходьбу мы перейдем, сядем и передохнем . (Присели.)

Мы активно отдыхаем – то встаем, то приседаем – раз – два – три – четыре – пять,

Вот как надо отдыхать.( Приседания.)

Головой теперь покрутим – лучше мозг работать будет. ( Вращения головой.)

Вертим туловищем бодро – это тоже славный отдых. ( Вращения туловищем.)

Мы готовы для похода

Мы готовы для похода. Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)

Птицы учатся летать, плавно крыльями махать.

Полетели, полетели, опустились, посидели.

 (Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)

Наклоняемся вперед, прогибаемся назад. Кто носочки достает?

( Наклоны вперед – назад.)

Мы ногами топ – топ

Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик.

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали, руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали, Ванькой – встанькой словно стали.

Руки к телу все   прижали, и подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.

Раз – два, раз – два – заниматься нам пора!

Мы присели под кусток

Мы присели под кусток. Чтобы отыскать грибок.

Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)

А теперь вращаем ручки, словно разгоняем тучки.

Гоним их вперед – назад, по двенадцать раз подряд.

(Вращение прямых рук назад – вперед.)

приседаем ниже – глубже, как лягушка в теплой луже,

Прыг – и нету комара! Вот веселая игра. ( Из глубокого приседа прыжок вверх.)

Отдохнули, порезвились и на стулья опустились.

Мы разминку начинаем

Мы разминку начинаем. Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.

(Потягивания – руки в стороны и вверх.)

Начинаем приседанья – раз, два,  три,  четыре, пять.

А теперь три раза нужно, как  лягушки, проскакать.

(Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

Мы разминку завершаем, руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.

Мы становимся все выше.

Мы становимся все выше. Достаем руками крыши.

На два счета поднялись, три, четыре – руки вниз.

(Потягивание на носочках с подниманием рук вверх и опусканием в И. п.)

Мы устали, засиделись

Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз,

Приседай,  не торопись!(Приседания.)

А последний раз присели, а теперь на место сели.

Нам пора передохнуть

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой, и усталость вся долой.

Раз, два, три, четыре, пять, шею надо разминать.

(Вращение головой в одну и в другую сторону.)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед. А два – назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. (Наклоны вперед – назад.)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем. (Приседания.)

Начинается разминка

Начинается разминка. Встали, подровняли спинки.

Вправо – влево наклонились и еще раз повторили.

(Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счету, раз, два, три, четыре, пять.

Это нужная работа – мышцы ног тренировать. ( Приседания.)

А теперь рывки руками выполняем вместе с вами.

(Рывки руками перед грудью.)

Прочь, усталость, лень и скука

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать. 

Прочь, усталость, лень и скука, будем мышцы разминать!

(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.

Как упрямые все дети, скажем: « Нет! « - на все на свете.

(Вращение головой в стороны.)

А теперь мы приседаем и колени разминаем. Ноги до конца сгибать!

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем

Разминка

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.

А теперь руками крутим – и для них разминка будет.

(Вращение прямых рук вперед и назад.)

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

Мы разминку делать будем при любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.

Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.

(Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

Хорошо гулять по лесу

Вот высокая сосна, к солнцу тянется она.

(потягивания – руки вверх.)

Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.

(Потягивание – руки в стороны.)

Приседаем, приседаем. Ножки полностью сгибаем. ( Приседания.)

Чтобы мышцы упражнять. Раз, два, три, четыре, пять.

Зарядка

Одолела вас дремота.

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре–

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку

Сказочная  разминка

Гномик

Гномик по лесу гулял,    (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – ищем пропажу.)

Колпачок был непростым со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет  (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу?        (Ходьба на месте.)

Буратино

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Царь Горох

Давным – давно жил  царь Горох.

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил – вертел и танцевал  вприсядку.

Плечами уши доставал и сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался.

 

Шел король

Шел король по лесу, по лесу, нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, еще разок попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, и ножками потопаем, потопаем.

Приложение

Упражнения для кистей рук

Вверх ладошки

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной.)

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можешь хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест – накрест руки сложим.

Где же наши ручки

Где же наши руки, где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)

Где же наши руки, нету наших рук. (Повороты туловища вправо – влево.)

Вот, вот наши руки, вот наши руки ( Показываем.)

Пляшут, пляшут наши руки, пляшут наши руки.

Гости

Стала Маша гостей созывать:       (Вращение кистей рук.)

И Иван приди, и Степан приди, и Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка –  ну пожалуйста.    (Поочередной массаж кончиков пальцев правой руки.)

Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин.

И Матвею блин, И Сергею блин, а Никитушке – мятный пряничек.

(Поочередной массаж кончиков пальцев  левой  руки.)

Две сестрички

Две сестрички, две руки,         (Встряхивание кистями рук.)

Рубят, строят, роют,         ( Изображаем.)

Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют.

Месят тесто две руки – левая и правая,

Воду моря и реки загребают, плавая.

Скрут

Кто живет под потолком?         (Руки в стороны.)

- Гном.         (Руки колпачком над головой.)

У него есть борода?         (Руки в стороны.)

 - Да.                 ( Кисти рук у подбородка.)

И манишка и жилет?  (Руки в стороны.)

- Нет…         (Руки к груди.)

Как встает он по утрам?  (Руки вытянуть вверх.)

- Сам.          (Руки « в боки.» )

Кто с ним утром кофе пьет?  (Руки в стороны.)

- Кот.                  (Пальчики- « усики».)

И давно он там живет? (Руки в стороны.)

- Год.                  (Указательный пальчик вверх.)

Кто с ним бегает вдоль крыш? (Руки в стороны.)

- Мышь.         ( Ладошки – « ушки».)

Ну а как его зовут? (Руки в стороны.)  - Скрут!

Гимнастика

(Руки – на столе перед грудью согнуты в локтях.) 

Наши пальчики проснулись.

(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены.)

С добрым утром! ( Пальцы рук переплести  - рукопожатие.)

Потянулись! Потянулись! Потянулись! (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)

Стали дружно умываться. ( Ладошки трут.)

Полотенцем вытираться. (Скользящие движения)

Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. ( Массаж всех.)

Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед, назад. ) ( Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)

Пришли в школу ( руки на парте согнуты в локтях.) 

И уселись за тетрадку. (Показать готовность к уроку.)

Здравствуй, пальчик

Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик сам все съел,

Оттого и потолстел.

Семья

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальцу.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Замок

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили, потянули, и открыли.

Пальцы   рук   сцеплены   в   «замок»; руки от запястий до локтя прижаты друг к другу, локти разводим параллельно друг другу, пальцы не расцепляем, «стучим» запястьями, локти не разводим в стороны; соединяем локти, крутим сцепленными в «замок» кистями рук; локти разводим в стороны и тянем руки, пальцы не расцепляем; расцепляем пальцы, руки разводим в стороны.

Наш класс

Дружат в нашем классе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1-2-3-4-5-Начинай считать опять.

1-2-3-4-5-Мы закончили считать.

Дети сцепляют и расцепляют пальцы рук в «замок». Касаются пальцами одной руки пальцев другой руки, начиная с больших пальцев. Стряхивающие движения обеими руками. Касаются пальцами одной руки пальцев другой руки, начиная с мизинцев. Стряхивающие движения рук.

Приложение

Работа по предупреждению

утомляемости глаз на уроках

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент.

4. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, потом синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

Упражнения для глаз.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. ( Повторите 5 раз.).Вытяните вперед  руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его                                               к носу, а потом  медленно отодвиньте обратно. ( Повторите 5 раз.) 
  2. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.

3.  Движения зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

4.  Слегка поглаживаем себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).

5. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене 2 точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).

6.  Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд - один из йоговских приёмов отдыха.

7.  Сведём взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернётся в первоначальное положение. Несколько таких упражнений - появятся лёгкое головокружение и сонливость.

Упражнение с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий

Для периодической активизации чувства общей, в том числе и зрительной, координации используют схему зрительно-двигательных траекторий, которую рисуют в максимально возможную величину на одной из боковых стен или на потолке. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз,  влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.

Упражнение выполнять только стоя.

Игра «Волшебная точка»

Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног... поиграйте пальчиками рук... пошевелите ушками... а теперь носиком, глазками... Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.

Наша волшебная точка может выполнять команды.

Задание:

1.  Глазками передвигаем точку по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, влево. Где, в каком окошке наша точка?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с точкой.

3.  Управляем точкой молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученики соотносят жест учителя с местонахождением точки.)

Релаксационные упражнения для мимики лица

1.  Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2.  Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.

3.  Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).

4.  Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) -расслабление.

5.  Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

7.  Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.

8. Оскалить зубы - расслабить щёки и рот.

9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Приложение

Народные игры в

организации проведения

динамических пауз

« У медведя во бору».

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами и напевают песенку:

  У медведя во бору

   Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

 На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого – то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения могут не сразу бежать, а подразнить его песней

«Филин и пташки».

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Например, голубь, гусь, утка, ворона, петух и др.

 Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

 На сигнал « Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого – то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышенности. Птицы летят в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло.

Стой подоле,
Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

 Звезды горят,

Журавли кричат:

 - Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит.

Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди  колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

 Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

«Кот и мыши».

Играющие (не более 5 пар) встают  в два ряда, лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают вряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору, Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

« Зарница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – зарница,

Красная девица,

 По полю ходила,

 Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

 Кольца обвитые,

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

« Блуждающий мяч».

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если ему это удается, он идет на место того игрока которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить вкруг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры.

Играющий уронивший мяч, становится водящим.

«Юрта».

В игре участвуют четыре группы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами:

Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.

На мелодию без слов играющие переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой виде шатра ( крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро прибежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа, первой построившая юрту.

Приложение

Упражнения для профилактики

нарушения осанки

Люди с самого рождения

Жить не могут без движенья

2. Упражнения для профилактики плоскостопия.

 1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).

 3. Упражнения для улучшения осанки.

 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

 2) ходьба с правильной осанкой;

 3) ходьба с высоко поднятыми руками;

 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

 5) лёгкий бег на носках.

 4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

 1) «Сотвори в себе солнце»;

 2) «Волшебный цветок добра»;

 3) «Путешествие на облаке»;

 4) «У моря»;

 5) «Золотая рыбка»;

 6) «Янтарный замок»;

 7) «Танец рыбки»;

 8) «На лугу»;

 9) «Водопад»;

 10) «Сила улыбки» и т. д.

 «Водопад»

 - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

 Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

 Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд)

 Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

 5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

 Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

 лицо

 Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

 голова

 Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

 руки

 Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

 ноги

 Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

Точечный массаж – простая

 и безопасная терапия.

 Массирование производится

 надавливанием на определённые

 точки. При простудных

 заболеваниях и для повышения

 иммунитета необходимо

 массировать определённые

 точки на лице (№1, №2, №3),

 при головных болях рекомендуется

 массировать височную область.

6. Упражнения для мышц рук.

 1) «Моя семья»

 Этот пальчик- дедушка,

 Этот пальчик- бабушка,

 Этот пальчик- папочка,

 Этот пальчик- мамочка,

 А вот этот пальчик – я,

 Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

1. « Гора».

- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: « Сила во мне», и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. « Нет», - решили они, мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно - сильно. Медленно опустите руки улыбнитесь.

2.«Держи осанку».

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите.  Грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное  (20 – 30 сек.) Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

  1. « Деревце».

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем.

 ( Выполняется 15 – 20 сек.)  Опустите руки и расслабьтесь.

  1. Растяжение тела(позвоночника):

Потянуться вверх – 8 раз.

Вытянуться вперед – 8 раз.

Наклониться – 8 раз.

Потянуться вверх – 8 раз.

  1. « Упражнения животных».

« Жираф» - голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.

« Осьминог» - круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди.)

 « Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.

 « Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево.

 « Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

 « Аист» -  подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой ( по полу.)

 «Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.

  1. Упражнения с речитативом:

Начинаем подготовку! Выходи на тренировку!

В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, мы идем на пятках.

Все в затылок подравнялись, на носочки приподнялись.

Высоко подняв колени, все шагают, как олени. (Высоко поднимать колени.)

Быстро шагай, смотри, не зевай, раз, два, три. Стой!

Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали, спрятали за спину их.

Посмотрели  через левое плечо, через правое еще.

Дружно все присели пяточки задели

7.  «Поза скручивания» 

Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижать к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставаться в таком положении 5-10 сек. Выполнить то же самое, но в другую сторону.

Приложение

Физкультпаузы во время выполнения

домашних заданий

Решающим фактором в общем режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий.

Первый перерыв в выполнении домашних заданий делают через 20 мин., его длительность 7-8 мин. Последующие физкультпаузы продолжительностью 10 мин. Проводятся через каждые 15-20 мин.

Физкультпаузу лучше проводить в другой, предварительно хорошо проветренной комнате, с температурой воздуха 17-19 °С.

Упражнения выполняются в небольшом объёме, легко и свободно - до первых признаков утомления.

Правильно проведённая физкультпауза активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма.

Комплекс № 1

1)  И. п. - сидя за партой (столом), руки за голову. 1-2 - руки вверх, потянуться; 3—4 - и. п.

2) И. п. - сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2 - наклон вправо; 3—4 - и. п. То же влево.

3) И. п. - сидя за партой. 1-2 - встать, выпрямиться; 3-4 - и. п.

4)  И. п. - сидя за партой. 1-2 - встать, руки к плечам; 1-2 -руки вверх; 3-4 - и. п.

Комплекс № 2

1) И. п. - сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1-4 -поочерёдное движение вперёд то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

2)  И. п. - основная стойка у парты, руки к плечам. 1-4 - одновременные круговые движения вперёд; 5-8 - назад; пауза. Повторить 3 раза.

3)  И. п. - сидя за партой, руки за голову, пальцы «в замок». 1-2 - руки вверх ладонями вверх; 3-4 - и. п. Темп средний.

4) И. п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - поворот вправо, руки в стороны;

2 - И. п. То же влево.

Комплекс 3

1)  И. п. - сидя за партой, руки на голову, пальцы сцеплены. Поднять руки вверх ладонями вверх (пальцы сцеплены), прогнуться, посмотреть на руки; вернуться в и. п.

2)  И. п. - сидя за партой, руки на коленях, пальцы сжаты в кулак. Встать, руки вперёд, пальцы разжать, вернуться в и. п.

3)  И. п. - руки на сиденье парты. Прогнуться назад, вернуться в и. п. 

Комплекс № 4

1) И. п. - основная стойка. Ходьба, высоко поднимая бёдра и размахивая руками.

2)  И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью. Пружинистые рывки согнутыми руками назад, поворот туловища вправо, руки в стороны, ладонями кверху; вернуться в и. п. То же с поворотом влево.

3)  И. п. - ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, левая рука скользит по левому боку к плечу, правая - по правому бедру вниз; вернуться в и. п. То же в другую сторону.

4) И. п. - стойка ноги вместе, руки вперед в стороны. Мах левой ногой, коснуться носком ноги пальцев правой руки; вернуться в и. п. То же другой ногой.

5) И. п. - ноги на ширине плеч, руки вперёд. Наклоны вперёд, стараясь коснуться пальцами пола.

6)  И. п. - основная стойка. Руки вверх, потряхивая кистями, прогнуться; вернуться в и. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся в начальной школе.

Организация работы в начальной школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепление здоровья учащихся

В процессе познания игры в волейбол   выносливость человека не уступает выносливости марафонца....

сохранение и укрепление здоровья учащихся в начальной школе.

Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества....

сохранение и укрепление здоровья учащихся в начальной школе.

Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества....

Пути и средства сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника....