Главные вкладки

    Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
    материал на тему

    Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». 

     

    Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, где учебно-воспитательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка, состояния его здоровья, а также того социума, в котором он проживает.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon apo_osmalovoy_i.v..doc181.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Осмалова Ирина Васильевна

    Содержание

    1. Информация об опыте………….............................................3

    2. Технология опыта……………….............................................5

    3. Результативность опыта..........................................................15

    4. Библиографический список…..................................................17

    5. Приложение к опыту ………….................................................18

     

    Информация об опыте

    1. Условия возникновения и становления опыта

            Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Приоритетом школы, как социокультурного центра микрорайона, является забота о сохранении здоровья воспитанников, учителей, родителей.

            Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, где учебно-воспитательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка, состояния его здоровья, а также того социума, в котором он проживает.        

            В школе обучаются дети из разных микрорайонов поселка, из семей разного социального и интеллектуального уровня. Большинство обучающихся детей живут в семьях, в которых родители имеют неполное среднее образование (9 %), полное среднее и среднее специальное образование (80 %). На долю детей из  семей с высшим образованием приходится (11%). Естественно, что социальный состав учащихся в большой мере определяет их интеллектуальные возможности, личностную направленность, образ жизни.

            Изучая динамику состояния здоровья детей в нашей школе, мы обратили внимание и на следующий обеспокоивший нас факт: из года в год среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье.

            Динамика состояния здоровья детей поступающих в 1-й класс.

            Доказано, что адаптация к учебному процессу проходит с наименьшими физиологическими затратами у первоклассников, обучающихся по традиционной системе.

            По школе только 26% детей практически здоровы, а 74% страдают тем или иным недугом: заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костной,

    глазной, нервной систем. Хронические заболевания имеют 23% учащихся. Некоторые учащиеся страдают одновременно 2-3 хроническими заболеваниями.

             

    2. Актуальность опыта

            Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными  в образовательной области. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве.

             Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья.

            Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей и юношества в последнее время признана первостепенной задачей и закреплена в постановлении губернатора области от 31.12.2003г., № 229 об областной программе «Охрана и укрепление здоровья на 2004 – 2010 гг», приказе управления образования и науки администрации Белгородской области № 74 от 22.01.2004г., постановлении главы местного самоуправления № 41 от 26.01.2004г., приказе управления образования администрации Чернянского района от 30.01.2004г.         

            В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья.

    3. Ведущая педагогическая идея моего опыта – использование здоровьесберегающих технологий для формирования умения учиться, сохраняя и укрепляя здоровье, тем самым, повышая мотивацию учения.

    4. Длительность работы над опытом

            Работа над опытом велась в течение 4 лет: поэтапно с момента появления противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся до момента выявления результативности.

    5. Диапазон опыта

            Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». В то же время, опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

    6. Теоретическая база опыта

            В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка.  

                Изучив труды известных психологов и педагогов Ю.К. Бабанского, И.С. Якиманской, В.Ф. Базарного, стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе. Использую в опыте теорию оптимизации учебно – воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, то есть достижение максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управление деятельностью.

            Руководствуюсь психологическими принципами развивающего обучения И.С. Якиманской, которая считает, что необходимо создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. А отметка ученика должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.

    Внедряю элементы методики В.Ф. Базарного:

    *        Методы простейших зрительно - координаторных тренажей.                    

              А) Упражнения со зрительными метками. В различных участках класса  

              фиксируются разноудаленные привлекающие внимание объекты -         яркие зрительные метки. Для активизации организма, в том числе         общего чувства координации и равновесия, упражнения необходимо         выполнять в положении "стоя". Дети фиксируют зрение на метках по         команде учителя. Продолжительность - 1-2 мин.                                    

            Б) Выполнение тренажей с помощью плана-схемы зрительно-        двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны         основные траектории, по которым должен двигаться взгляд, в процессе         выполнения упражнения: вверх-вниз; влево - вправо; по и против         часовой стрелки; по "восьмерке". Каждая траектория отличается от         остальных цветом. Упражнение выполняется стоя. Повторить 10-15         раз.

    *        Активизация функционального состояния детей с помощью построения         занятий в режиме динамических поз. Формирование у детей тонко         координированных зрительно-рабочих движений облегчается на фоне         активизации функционального состояния организма. При этом одним         из наиболее эффективных способов такой активизации оказалась         периодическая смена поз (в частности, перевод детей из позы "сидя" в         позу "стоя"). Планирую построение урока с таким расчетом, чтобы         дети несколько раз организованно переходили из положения "сидя" в         положение "стоя", Кратность подъемов и продолжительность         пребывания в положении "стоя" зависит от характера урока.

    7. Новизна опыта

            Новизна опыта состоит в разработке своей системы методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учащихся. Известные здоровьесберегающие технологии используются более рационально  в системе.

    Технология опыта

    Постановка цели и задач педагогической деятельности

            Целью педагогической деятельности является создание системы работы для сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения мотивации учения, используя здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности.

            Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

            * выявление основных факторов образовательной среды, отрицательно влияющих на здоровье детей;

            * создание условий для введения системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий, корректируя содержание учебно-воспитательного процесса с учетом здоровья школьников;

            * рациональная организация учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, сохраняя и укрепляя здоровье детей, повышая мотивацию учения;

            * использование современных образовательных технологий для достижения поставленной цели;

            * создание условий для разработки комплекса средств, способствующих повышению качества образования, сохраняя и укрепляя здоровье учащихся;

            * обеспечение системы динамического контроля за состоянием здоровья учеников.

    Организация учебно-воспитательного процесса

             Главная задача учителя – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации учебно-познавательного процесса. Поэтому стараюсь предусмотреть следующее:

    - строгое соблюдение режима школьных занятий;

    - построение урока с учетом работоспособности детей;

    - использование средств наглядности;

    - обязательное выполнение гигиенических требований;

    - благоприятный эмоциональный настрой.

            При организации учебно-воспитательного процесса учитываю такие требования:

    1) обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных раздражителей);

    2) однообразность видов деятельности способствуют утомлению школьников  (стараюсь разнообразить до 4-7 видов за урок);

    3) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;

    4) количество видов преподавания не менее трех (словесный, наглядный, самостоятельная работа);

    чередование видов преподавания не позже чем 10-15 минут;

    5) выбираю такие методы, которые бы способствовали активизации

    инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;

    6) смена поз учащимися соответствует видам деятельности;

    7) присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки,

    минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

    8) использую вопросы и задания, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;

    9) оценка, похвала, поддержка, соревнование – внешняя мотивация; стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу, радость от активности – стимуляция внутренней мотивации;

    10) на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

            В отличие от остальных, в 1 классе урок длится 35 минут. Согласно санитарным правилам, введенным приказом Минздрава России, в 1 классе в сентябре и октябре провожу 3 урока, остальное время заполняю целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. В дальнейшем на четвертых уроках использую не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса (урок-игра, урок-театрализация, урок-экскурсия, урок-импровизация и другие). А также последними часами планируются уроки физической культуры, изобразительного искусства, музыки.

    В режиме учебно-воспитательного процесса 1-х классов на протяжении учебного года каждый день после 3-его урока организована динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут в виде подвижных игр средней интенсивности. Во 2 – 4 классах это в режиме группы продленного дня.

            В понедельник и в субботу провожу уроки облегченного характера. Разгрузочный день -  четверг. На этот день планируются уроки по изучению легких предметов (физкультура, технология, музыка, изобразительное искусство).

            Расписание уроков в своем классе составляю с учётом работоспособности детей и трудности предметов. При составлении расписания уроков следую шкале трудности предметов для младших школьников.

    Содержание образования

    I. Образовательный процесс должен носить творческий характер.

    Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Для этого в своей практике я использую:

    - игровые ситуации на уроках,                                                                                 - разные формы уроков (КВН, викторина, сказка, игра, путешествие, экскурсия),                                                                                                                 - драматизации диалогов с движением, разыгрывание сценок литературных сюжетов,                                                                                                                     - подвижные игры на переменах,                                                                             - наглядность,                                                                                                             - занимательные упражнения,                                                                                  - фантазирование,                                                                                                        - домашние задания творческого характера (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).             

            Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

    II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому большое внимание  во время урока уделяю:        

    а) чередованию различных видов учебной деятельности:

    - опрос учащихся

    - письмо

    - чтение

    - слушание

    - рассказ

    - рассматривание наглядных пособий

    - ответы на вопросы

    - решение задач

            Норма 4-7 видов за урок.

    б) Проведению физкультурных минуток (приложение № 1)

    - расслабление кистей рук

    - массаж пальцев перед письмом

    - дыхательная гимнастика (приложение № 2)

    - предупреждение утомления глаз (приложение № 7)

            Требования:

    - физкультминутки должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес),

    - проводятся на начальном этапе утомления,

    - предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

            Одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников – недостаток двигательной активности. Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня. Моя задача – правильно организовать этот режим, сохраняя, укрепляя здоровье своих учеников.

            Наряду с тем, что я осуществляю контроль за дозировкой учебных заданий, за посадкой детей, осанкой, на двадцатой минуте каждого урока провожу физкультминутки, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность. Комбинирую физкультминутки, включая физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук, стоп. Этим способствую укреплению позвоночника, формированию красивой осанки, снятию усталости, обретению спокойствия, равновесия. Предпочтение отдаю и упражнениям для утомленных групп мышц. В зависимости от особенностей урока, стараюсь подбирать нужные упражнения. Устает рука – устает ребенок. Для расслабления кисти рук провожу физкультминутку.         Пример: «Две сестрички, две руки»

    Две сестрички, две руки,                                        

    Рубят, строят, роют,                                                

    Рвут на грядке сорняки                                                

    И друг дружку моют.                                

    Месят тесто две руки –

    Левая и правая.

    Воду моря и реки

    Загребают, плавая.

    (Движения: имитация действий)

             Пример: массаж пальцев перед письмом:

    - потирание ладошек,

    - «Игра на клавишах» (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту)

    - покатать шариковую ручку между определенными пальцами, между ладонями

            Использую скороговорки с движениями руками в такт.

            Пример: “Полили ли лилию? Видели ли лилию? Полили лилию, видели лилию”.

    Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.

    в) Работе по предупреждению утомления глаз:

    - созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10 – 20 секунд

    - поглаживание пальцами легкими движениями по векам, бровям, вокруг глаз

    - зрительно- двигательные траектории по плану-схеме

    (по методике В.Ф. Базарного)

    г) Дыхательной гимнастике, которая повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

    - На одном вдохе произносим 5 – 10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф! – ф! – ф!...

    - «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох

    - Скороговорки – считалки.

    Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке (эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха, мажорность урока, смех)

    II1.Экологическое пространство:

    -  проветривание помещений;

    -  озеленение кабинета;

    -  освещение кабинета.

    Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.

    Лучший их источник – растения.

    IV. Воспитание культуры:

    - воспитание культуры труда на каждом уроке;

    - час здоровья;

    - развитие речи обучающихся;

    - уроки ИЗО и художественного труда.

    V. Социализация личности ребенка.

    То есть развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит:

    - экскурсии;

    - уроки основ безопасности жизнедеятельности;

    - уроки  по правилам дорожного движения;

    - беседы медицинских работников;

    - «Час здоровья».  

    Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе, праздников (приложение № 3) и внеклассных занятий (приложение№ 6).

            У детей младшего школьного возраста имеется большое многообразие режимных моментов, прямо или косвенно влияющих на величину двигательной активности. Определяющее значение имеют организованные формы занятий физическими упражнениями: утренняя гимнастика, спортивные часы, дни здоровья, занятия в секциях.

            Очень важны уроки физической культуры. Они воздействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, умственной и физической работоспособности.

            Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена (приложение № 8). Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

            Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. На классных часах в игровой форме или через практические действия изучаем основы гигиенического, полового, нравственного воспитания. Такие мероприятия проводим в сотрудничестве с медицинскими работниками. Приглашаю медработников и на родительские собрания. Довожу до сведения родителей о предстоящих медосмотрах детей, профилактических прививках, затем результаты их также сообщаю.

    Медицинские показания из листка здоровья учитываю при организации и проведении учебно-воспитательных мероприятий.

            Для родителей я провожу различные лектории о здоровье детей, совместные спортивные праздники, КВНы (приложение № 4), анкетирование и тестирование (приложение № 5).

            Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, я пришла к следующему.

            1 этап урока.

            Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически.

            На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.

    Пальцы делают зарядку,

    Чтобы меньше уставать.

    А потом они в тетрадке

    Будут буковки писать.

            2 этап урока. Актуализация темы.

    На уроках математики для устного счета, я предлагаю детям решить задачи физкультурно – познавательного характера.

    На уроке мир вокруг нас по теме: “Если хочешь быть здоров”, 2 класс, дети в ходе беседы учителя узнают о пользе двигательной активности, гигиены питания, правил личной гигиены.

            3 этап урока.  Основной этап.

    Проводя урок по теме “Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне”, я предлагаю составить предложения со словами: спорт, площадка, прыжки, бег, поход.

    По теме “Приставки” учащиеся определяют значение приставок по-, раз-, про-, за- в словах бег, побег, разбег, забег, затем вставляют слова, подходящие по смыслу в текст.

    Работая над словами с двойными согласными, предложен был текст со значением слова «хоккей» и историей его происхождения, а по теме «Безударные гласные в корне» аналогичная работа со словом «коньки».

     Тут же провожу беседу по прочитанным текстам. Учащиеся отвечают на вопросы: что они узнали? Любят ли они играть в хоккей, кататься на коньках? Какими зимними видами спорта занимаются? Что даёт человеку занятия спортом?

    Работая над безударными гласными в корне, учащиеся отгадывают загадку:

    Горяча и холодна,

    Я всегда тебе нужна.                                        

    Позовешь меня – бегу,        

    От болезней берегу. (Вода)

    После чтения и отгадывания загадки учащиеся находят слова с безударными гласными и записывают проверочные.

            4 этап урока. Итог урока.

    Показателем  благоприятного  эмоционального  климата в классе  также является рефлексия, где наглядно отражается настроение, удовлетворенность, комфортность на уроке.

    Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы,

    их оптимальный выбор в соответствии с поставленными

    целями и задачами, технология их применения.

            В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта использую разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

            Существует немало форм здоровьесбережения, которые включаются в режим дня школьника.

    * Основной можно считать утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую ребенком дома или коллективную утреннюю гимнастику, проводимую перед первым уроком. Мои учащиеся с удовольствием выполняют комплекс упражнений в рекреации. Ответственно к этому относится физорг класса.

    * Оздоровительные паузы, краткие тренинги в процессе уроков

    Тренинг – настрой в начале первого урока:

    Быстро прозвенел звонок –

    Начинается урок

    Наши ушки на макушке,

    Глазки хорошо открыты

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    * На удлиненных переменах, на прогулке в группе продленного дня организовываю свободные индивидуальные и групповые занятия на спортплощадках с преодолением полосы препятствий.

    * Кроме физкультминуток и «динамических перемен» проводим прогулочные, игровые, соревновательные перемены.

    Игра “Магнит”. Задаются правила игры: пол (земля) превращается в “магнит”, который притягивает ноги детей. Дети, передвигаясь по “магниту”, вынуждены с напряжением отрывать от него ноги. Чем ближе ноги к “магниту”, тем сильнее к нему притяжение.

    * Основными формами внеклассных физкультурно-оздоровительных занятий  являются спортивный час в группах продленного дня,  работа секций ОФП во внеурочное время; спортивные секции;  проведение дней здоровья, прогулки и походы в выходные дни; игры, конкурсы, соревнования и другие формы.

     * В ходе обучения школьников здоровому образу жизни использую и такие формы: деловые игры, дискуссии.

            Еще одна форма работы по здоровьесбережению применяется в нашей школе - анализ заболеваемости школьников. Проводится это следующим образом. Учитываются данные о количестве дней, пропущенных по болезни (определяется по классному журналу и сверяется с медицинскими справками). Подсчитываются на каждый месяц пропуски учебных дней по болезни по классу в целом, затем в среднем на 1 учащегося. Анализ заболеваемости позволяет выделить наиболее сложные периоды учебного года и спланировать необходимые здоровьесберегающие мероприятия.

    Заболевания

    Месяц

    Количество дней

    Количество уроков

    Хронические

    ОРВИ, грипп

    Инфекционные

    Травмы

    По классу в целом

    В среднем на 1 учащегося

    Методы.

     В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются 2 группы методов: (специфические, характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

    В своей практике применяю методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

    - метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия,        выбор способа действия);

    - активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

    - методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).

    Создавая благоприятный психологический климат, применяя индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбора видов учебной деятельности – этими методами раскрепощаю ребенка, повышаю уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствую эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

    Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, то есть нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, то есть способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

    Приемы  классифицирую следующим образом:

    - защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

    - компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и другая гимнастика, лечебная физкультура, массаж, самомассаж, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

    - стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии);

    профилактика простудных заболеваний, как правило, в осенне-весенний период включает витаминизацию (выращиваем в классе и употребляем зеленый лук);

     - информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, уч-ся, педагогам).

    Средства достижения цели

            Средства здоровьесберегающих технологий.

    Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:

    - средства двигательной направленности;

    - оздоровительные силы природы;

    - гигиенические факторы.

            Одним из факторов можно считать несформированность у школьников рациональных видов учебной работы, приёмов, способов, навыков интеллектуальной деятельности. Учащиеся нередко слабо владеют умением конкретизировать теоретические положения, делать научно обоснованные обобщения. Им легче просто воспроизвести заученный материал, чем осуществить сравнение, установить причинно- следственные связи, самостоятельно разобраться в незнакомом материале, сделать выводы, доказательно ответить на поставленный вопрос. Не владея сформированными приёмами мыслительной деятельности, учащиеся пытаются при изучении нового учебного материала непосредственно запомнить его, что влечёт за собой затрату неоправданно большого количества времени, возникновение чувства недовольства, скуки, отвращения к учёбе. Это не способствует психическому развитию учащихся и ведёт к учебным перегрузкам и подрыву здоровья.        

            Следующий и, пожалуй, самый существенный фактор - диспропорция интеллектуального и мотивационного развития. Школы, а нередко и детские сады, ориентированы преимущественно на интеллектуальное развитие детей, а мотивационное, эмоциональное, нравственное выносится за рамки программы. Но неравномерность, нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно - потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития, что и выступает одной из существенных причин учебной перегрузки школьников.

            Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил.

    А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают порой наши действия, как часто у школьников возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть “плохим учеником”, у которого ничего не получается.         Основная моя задача – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

            Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от “столкновения” с новым учебным материалом - всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлечённость им.

            С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье.                                                        Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися, поэтому на моих уроках учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые задания разбиваю по уровням. Для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы. Каждый ученик имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов.

    Результативность опыта

            Работая по данной проблеме на   уроках и во внеурочное время, я пришла к выводу, что применение  технологий здоровьесбережения  повышает мотивацию учения (следствие этого – повышение качества знаний учащихся), активизирует мыслительную деятельность учащихся.

    Качество знаний учащихся

            На каждом уроке я создаю здоровьесберегающую среду, чтобы ученики сохранили свое здоровье.
    А здоровье ученика в норме, если:

    - в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

    - в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

    - в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

    - в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;  

    - в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

            Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

    Результаты психолого-педагогической диагностики

            Анкета склонностей и увлечений для учащихся  2 «Б» класса показала, что 77% учащихся нравятся уроки.

    Анкета оценки уровня мотивации на уроках во 2 классе  показала следующие результаты:                        Уровень мотивации

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей  с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом

    случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

    Библиографический список

    1. Аршавский И.А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания  

        и обучения детей дошкольного и школьного возраста// Физиология    

        человека. – 1991 – т. 17 – с. 5 – 16

    2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.:  

        Просвещение, 1982 – 192с.  

    3. Базарный В.Ф. Нервно – психологическое утомление учащихся в        

        традиционной школьной среде – Сергиев Посад, 1995г.

    4. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка// Собрание  

        сочинений – т.3 – 314с. – М.: Педагогика – 1983

    5. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей –  

        будущее народа – М., 1988 - с. 4 – 17.

    6. Зайцев Г.К. Валеологический подход в школьном образовании //  

        Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. –

        Владивосток, 1995 – с. 11 – 17

    7. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. – М., Творческий центр,  

        2002г.

    8. Ковалева О.Б. Реализация валеологического подхода в гуманитарном

        образовании школьников/ Автореферат – Санкт – Петербург, 2002 – 17с.

    9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии – М.:«ВАКО» -  

        2004.

    10.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «ВАКО»,    

        2007г.

    11.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной    

        школе – М., 1996 – 95с.

    Приложение к опыту

    Приложение №1. Физкультминутки

    Приложение №2. Скороговорки для дыхательных упражнений

    Приложение №3. Праздник «У нас в гостях Мойдодыр»

    Приложение №4. КВН «Если хочешь быть здоров»

    Приложение №5. Анкеты и тесты для родителей

    Приложение №6. Внеклассное занятие «Ромашка»

    Приложение №7. Упражнения для глаз

    Приложение №8. Игры и игровые упражнения

       

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

    Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

    Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников.

    Использование здоровьесберегающих технологийв учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников....

    Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы

    Применение здоровьесберегающих технологий поможет сохранить и укрепить здоровье младших школьников, сформировать навыки  бережного отношения  детей к своему здоровью, что  будет способс...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

    Сообщение "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школекак фактор сохранения здоровья учащихся"

    В сообщении ислайдам  к нему рассказаны и показаны разные способы и приемы укрепления и сохранения здоровья учащихся во время уроков....

    «Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы»

    Актуальность темы.Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формиро...