Советы родителям
консультация по теме

Петрищева Надежда Петровна

Предварительный просмотр:

Правила приготовления уроков с гиперактивными детьми

Правил этих не очень много, но их применение поможет значительно облегчить жизнь вам и вашему ребенку. К слову сказать, использование этих правил полезно и в работе с детишками, не страдающими синдромом гиперактивности с дефицитом внимания. 

Итак, что необходимо помнить при приготовлении уроков с гиперактивными детьми:

 1. Помещение в котором ребенок делает уроки должно быть достаточно освещено. Для праворукого ребенка свет должен падать слева, для леворукого - справа.

 2. В комнате, где ребенок делает уроки должно быть тихо. Ни телевизор, ни тихая фоновая музыка не должны отвлекать ребенка.

 3. Стол, за которым ребенок делает уроки должен стоять у стены, таким образом, чтобы лицо ребенка смотрело в стену. На этой стене не должно быть никаких плакатов, наклеек и других картинок, отвлекающих внимание ребенка. Стена должна быть свободной от зрительной информации на площади ограниченной полем зрения ребенка. Определить величину поля зрения ребенка достаточно просто. Для этого необходимо усадить ребенка лицом к стене на предполагаемом месте приготовления уроков и попросить его смотреть на точку, которую вы отметите на стене карандашом. Поясните ребенку, что он должен смотреть только на эту точку и не должен поворачивать голову ни направо, ни налево. Убедившись, что ребенок понял вашу инструкцию, попросите его назвать все предметы, которые он видит справа от себя, потом слева от себя (при этом он не должен поворачивать голову). Таким образом, вы сможете определить поле зрения вашего ребенка и будете знать, на какой площади стены не должно быть никаких изображений.

 4. На столе во время приготовления уроков не должно быть лишних предметов (учебников, тетрадок, ручек, игрушек и т.п.). Только учебник и тетрадка того предмета, который делает ребенок. У ребенка не должно быть соблазна отвлечься на что-нибудь "интересненькое" на столе.

 5. Приготовление уроков с гиперактивными детьми должно быть строго ограничено во времени. Необходимо заранее обговорить с ребенком время приготовления каждого урока. Например, что один урок он должен сделать за 30 минут. Для этой цели можно использовать обычные или песочные часы (их очень любят дети, потому что такие часы дают возможность ощутить движение времени). Мой опыт показывает, что песочные часы дети предпочитают обычным. А вот обычные часы часто вызывают у детей раздражение. Возможно, к вашему малышу это не относится.

 6. Необходимо поощрять любое проявление концентрации внимания, самостоятельного выполнения задания, а также умения делать уроки в строго определенное для этого время.

 Во всем остальном к гиперктивному ребенку применимы те же правила при приготовлении уроков, что и ко всем детям.

 Несколько слов о детях, у которых наблюдаются заторможенные, замедленные реакции. Иногда синдром дефицита внимания сопровождается не расторможенностью, а заторможенностью. Это проявляется в замедленном темпе мышления, замедленном восприятии, замедленной переработке поступающе информации, а также в сниженной скорости выдачи готовой информации в виде ответов и действий. В данном случае процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, а проблемы концентрации внимания не дают ребенку с нужной скоростью воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. В этом случае необходимо использовать все правила для приготовления уроков с гиперактивными детьми, добавив немного больше времени для приготовления уроков. А также необходимо выполнять специальные коррекционные упражнения для развития концентрации внимания, увеличения его объема и увеличения скорости переключения внимания.

 Самое главное правило при любой работе с любыми детьми: никогда не раздражайтесь!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
  1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
  • Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
  • Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  1. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  2. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

  • Строить сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  • Находить слова с определенным звуком;
  • Определять место звука в слове;
  • Составлять предложения из 3-4 слов;
  • Членить простые предложения на слова;
  • Членить слова на слоги (части);
  • Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
  • Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
  • Иметь представления о сезонных явлениях природы;
  • Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  • Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Знаки +, =, >, <;
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Соотносить цифру и число предметов;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Пользоваться арифметическими знаками действий;
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
  • Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  • Ориентироваться на листке клечатой бумаги.

Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?

  • Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
  • Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  • Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
  • Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
  • Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
  • Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).

Необходимость наличии школьной формы.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» школьная форма не является обязательной. Решение этого вопроса отнесено к компетенции Совета школы и её администрации. В настоящее время форма вернулась во многие школы, в том числе и в нашу.

Аргументы психологов в пользу введения школьной формы:

1). Ребёнок из малообеспеченной семьи в форме не будет чувствовать себя униженным, глядя на разодетых детей из состоятельных семей;

2). Наличие формы является традицией для учебных заведений России и других стран на протяжении веков;

3). Форма дисциплинирует, делает ребёнка более организованным, собранным, внимательным, создает деловой настрой, повышая производительность труда;

4). В форме неудобно (физически) затевать свалку на перемене, тем самым одежда определяет тип поведения;

5). Деловой костюм создает эстетику рабочего места;

6). Зрение детей очень хрупкое. Зрительное напряжение усиливается из-за многообразия различных ярких цветов, которые отрицательно влияют на зрение, повышают утомляемость, а значит, ведет к снижению сопротивляемости организма различным заболеваниям;

7). Деловой стиль одежды меньше раздражает нервную систему за счет сдержанности цветового решения и правильности линий, что способствует лучшей концентрации внимания, меньшей утомляемости, большей работоспособности;

8). Школьная форма, как и любая корпоративная одежда, подчеркивает принадлежность человека к данной организации. Если школа является для учащихся авторитетным социальным инструментом, то и ношение формы как знак принадлежности к ней повышает уровень мотивации к учению.

Если родители доверяют школе, учителям, то можно прийти к взаимопониманию по вопросу о введении школьной формы. 

 

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, одно то, что вы читаете нашу памятку, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться.

Наши рекомендации:

¦  Уже сейчас постарайтесь постепенно режим для вашего малыша соотнести с режимом для школьниковПри этом помните, что сон и ранний завтрак в этом режиме главное. Показателем того, что ребенок вовремя ложится спать и высыпается, является то, что он сам встает не позже 7 часов, чувствуя себя выспавшимся.

¦    Чтобы ребенок умел слышать учителяобращайте внимание, как он понимает ваши
словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их четко, немногословно,
доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребенка. В
любой ситуации не пугайте его будущими трудностями в школе.

¦  Перед школой и во время учебы проверяйте зрение и слух ребенкаБольшую часть информации мы получаем зрением и слухом. Сам ребенок не может чувствовать снижение зрения и слуха и, следовательно,   не скажет вам об этом.

¦        Подготовка к чтению: 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита. Многие могут сразу слитно читать согласную + гласную, а некоторые дети могут свободно читать тексты. Несмотря на такую разную подготовку,все дети устают от проиесса чтения очень быстроЧередуйте это занятие с отдыхом или подвижными играми. Поощряйте произношение слов перед зеркалом. Пусть  малыш «погримасничает»: высунет расслабленный язык к подбородку, к носу, отведет влево, вправо. Контролируя себя в зеркале, произносит громко и четко звуки: а-о-у; а-ы-э-и -отдельно и так, чтобы один звук плавно переходил в другой. Эти упражнения развивают артикуляционный аппарат.

¦        Подготовка к письму: Брать ручку или карандаш ребенок должен теплыми разогретыми пальцами. Старайтесь, что бы его пальцы располагались на ручке правильно (как у вас). Познакомьте малыша с линованными тетрадями. Пусть он научится ориентироваться в них достаточно быстро и точно в соответствии с такими словами;

*   вниз - вверх, вправо - влево

*   начало, середина, конец строчки

*   следующая, предыдущая страница, буква, цифра

*    поля на странице

*   расположение справа налево (в строчку)

*    расположение друг под другом (в столбик)
*    и т. д.

Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети так же устают от этих занятий, как и от чтения.

¦    Подготовка к грамматике: С 5-летниго возраста ребенок может выделить в слове
первый и последний звук, найти заданный звук внутри слова. Перед школой он легко
может называть в слове все звуки по порядку. Проверьте это. Не путайте буквы со
звукам. Звук-это то, что мы слышим, буква-это то, что мы пишем. В предложении он
так не может назвать слова по порядку. В тексте назвать количество предложений. Он
умеет отвечать «кто», «что», «что делает», «какой» и сам поставит вопросы к словам в
предложении. 
То есть.6-7летний ребенок способен расчленить речь на отдельные

 

грамматические единицыПоощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь и речь близких. Общайтесь с ним, пусть он как можно больше рассказывает, спрашивает, открывает для себя новое.

¦    Подготовка к математике: В отличии от чтения и письма успешность в математике
зависит от освоения и умения двигаться в трехмерном пространстве. Для этого
помогите ему свободно владеть такими понятиями:

>       вверх - вниз

>       вправо - влево

>       горизонтально – вертикально

>       прямо, по кругу, наискосок

>       предыдущий, следующий

>       с краю, между, в середине

>       далеко - близко (дальше - ближе)

>       старше - моложе

>       больше – меньше

>       и т.д.

А так же точно понимать предлоги, определяющие пространственные положения: на..., в..., за.., с..., под..., и т.д. Объединять предметы в группы по одному признаку (цвету, форме, функции, материалу, принадлежности). Сравниватьпредметы, группы предметов, явления, находить сходства и различия. Владеть счетом в пределах 10, играя с пальчиками: знать названия пальчиков, объединять их в различные (по количеству) группы, делать из них разные фигурки. Если ваш малыш знает цифры, выкладывайте их по порядку, обозначайте соответствующей цифрой количество предметов.

¦    Самое главное-помните, что при подготовке к школе вы должны оставаться для
вашего ребенка любящими и понимающими родителями и не брать на себя роль
учителя. Ребенок устроен так, что он с охотой делает только то, что у него получается,
и не желает делать то, что у него не получается. Это нежелание родители принимают
за лень. 
Запомните, ребенок не может быть ленивымНе угнетайте своего малыша
своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните
ваши трудности в обучении и, главное, доверительные взаимоотношения. Ваша
любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом
уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, не озвучивайте эти сравнения при ребенке, даже если они в его пользу. 

Памятка для родителей

Делайте

 

-  радуйтесь вашему ребенку.

-  разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

-  когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

-  установите четкие и жесткие требования к ребенку.

-  в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

-  ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

-  будьте терпеливы.

-  говорите медленно.

-  спрашивайте «что» и «почему».

-  поощряйте ребенка в стремлении задавать вопросы.

-  если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.

-  не скупитесь на похвалу или поцелуй.

-  поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.

-  поощряйте игры с другими детьми.

-  заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он бы мог рассказать.

-  старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки.

-  приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

-  помогите ребенку выучить его фамилию, имя, адрес, домашний телефон, день рождения, а также
сведенья о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.

-  старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.

-  будьте примером для вашего малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

-  не теряйте чувство юмора.

-  играйте с ребенком в разные игры.

-  проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются весте.

Не делайте

- не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

-  не задавайте слишком много вопросов.

-  не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.

-  не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.

-   не  требуйте   сразу  слишком   много:   пройдет  немало   времени,   прежде   чем   малыш   приучится
самостоятельно наводить порядок.

-  не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»

-  не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».

-  не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

-  не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.

-  не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.

 

-    не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания всех логических связей, абстрактных рассуждений и объяснений.

-    не  проявляйте  повышенного беспокойства  по  поводу  каждой  перемены  в  ребенке:   небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

-    не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

То, что предлагается в этой книге, вы можете менять, приспосабливать к каждой конкретной ситуации. Хотелось бы, чтобы эти предложения стали отправной точкой, с помощью которой вы найдете среди окружающих вас вещей то, что поможет лично вам разнообразить занятие с ребенком, обогатить их, сделать их более интересными. И еще: живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни - только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучению.

Желаем вам успехов!



Предварительный просмотр:

Советы родителям.

Как подготовить ребенка к школе.

Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители, порой, сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка,: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная - ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...». В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «извините», «можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике, где находится туалет или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

Чем больше ребенок может делать сам, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Xорошо, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: "Сколько ложек тебе понадобится?"

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.



Предварительный просмотр:

Нормы техники чтения

Нормы оценивания техники чтения в начальной школе

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы.

      Если вы хотите проверить технику чтения у своего ребенка, скачайте и загрузите специальную программу (бесплатно) по этой ссылке.

 

Нормы скорости чтения 1-4 класс

 

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

 не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту

 на 2 ->    менее 15 (25) слов в минуту
на 3 ->    15-19  (25-34) слов
на 4 ->   20-24  (35-40) слова
на 5 ->   от 25  (41) слов

2 кл.

 на 2 ->   менее 25 (40) слов в минуту
на 3 ->   25-29  (40-48) слов
на 4 ->   30-34  (49-54) слова
на 5 ->   от 35  (55) слов

 на 2 ->    менее 40 (50) слов в минуту
на 3 ->   40-44  (50-58) слова
на 4 ->   45-49 (59-64) слов
на 5 ->   от 50  (65) слов

3 кл.

 на 2 ->   менее 40 (55) слов в минуту
на 3 ->   40-49  (55-64) слов
на 4 ->   50-59  (65-69) слов
на 5 ->   от 60  (70) слов

 на 2 ->   менее 65 (70) слов в минуту
на 3 ->   65-69  (70-79) слов
на 4 ->   70-74  (80-84) слова
на 5 ->   от 75  (85) слов

4 кл.

 на 2 ->   менее 65 (85) слов в минуту
на 3 ->   65-74  (85-99) слова
на 4 ->   75-84  (100-114) слова
на 5 ->   от 85  (115) слов

 на 2 ->   менее 70 (100) слов в минуту
на 3 ->   70-88  (100-115) слов
на 4 ->   89-94  (116-124) слова
на 5 ->   от 95  (125) слов

 Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.

◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.

 

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

 

Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать  по слогам.

2 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

4 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

 

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

- чтение по слогам или слово полностью;

- наличие ошибок при чтении;

- количество слов в минуту;

- выразительность;

- осознанность.

Количество прочитанных слов не является определяющим!!!

 
Родителям нужно понимать, что такое понятие, как скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения.  Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком.  Обязательно проверяется  осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен ;) )
 
Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.
 
Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса — ниже.
 
Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия.  Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки: 

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
  • слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
  •  

В государственных образовательных стандартах (ФГОС  НОО)  указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

  1. Способ чтения – чтение целыми словами.
  2. Правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  3. Скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
  4. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. 

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.  

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

Пять отдельных советов родителям...