Памятки для педагогов и родителей
консультация на тему

Кузнецова Юлия Владимировна

Данная работа создана в помощь родителям и педагогам. В ней даны рекомендации, как нужно вести себя взрослым, если у ребёнка трудности в общении с братьями и сёстрами, если ребёнок подвержен детским страхам. Как поощрять и хвалить ребёнка, описаны различия в воспитании девочек и мальчиков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов и родителей

«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы

или грызет ногти»

Сосание предметов

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

1. Наполнить жизнь ребенка,                                                                    узнать, чем он любит заниматься,                                             заинтересовать новыми                                                                                                                                                          увлечениями.                                                                                                                                                                                                                                                                            

1. Наказывать и всячески стыдить за такую привязанность. Отбирать  любимый                                                                                                                                           предмет, который сосет ребенок.

2. Присмотреться, с кем играет                                                                   ребенок, для того, чтобы помочь                                                      ему обрести настоящего друга.                                                                        

2. Говорить об этом нарушении,                                     то есть фиксировать словами,                                                  подчеркивать и закреплять

патологическую привычку постоянными напоминаниями.

3. Установить доверительный                                                                                              контакт с ребенком, позаботиться                                          о своевременном успокоении                                                                                          ребенка и снятии беспокойства.                                                                

3. Излишне ограничивать                                      действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

1. Необходимо научить ребенка                                                                     адекватным способам выражения                                              агрессии. Позволять ребенку                                                                                               свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев.

1. Интеллектуально перегружать

ребенка в ущерб другим сторонам

психического развития.

2. Не просто отказаться от упреков,                                                                                                                       угроз и наказания, а понимать, что                                                                                                              происходит с ребенком, и                                                                                                           переключать,  отвлекать его внимание                                                                                                           в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерные требования к ребенку.

2. Говорить ребенку о грызении                                                                                      ногтей, тем самым фиксируя

словами в сознании ребенка эту

привычку.

3. Необходимо настроиться на                                                                               длительный период затухания                                                                                        этой привычки, который                                                                                                                                                        приблизительно равен периоду ее

протекания.

3. Запрещать ребенку грызть ногти, наказывать его за эту                                                                                                                                     патологическую привычку.

Памятка для педагогов и родителей

«Осторожно, страхи!»

Возрастные страхи

(проходят с возрастом ребенка,                         требуют правильного обращения)

Невротические страхи

(не проходят с возрастом ребенка, требуют психологического                                                                                                    и психотерапевтического

вмешательства)

1. Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку.

1. Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку.

2. Имеют преходящий характер      

2. Сохраняются в течение длительного времени

3. Не оказывают неблагоприятное    влияние на формирование                                                                                                                     характера ребенка                                                

3. Оказывают неблагоприятное влияние на формирование  личности ребенка,                                                                                                                  в характере могут появиться

неуверенность, тревожность, мнительность

4. Выраженные нервно-                                                                                                                                                    психические нарушения                                                                                                                                                    отсутствуют                                

4. Присутствуют и другие психические                                                                                                                                                выраженные нервно-психические нарушения помимо страхов

5. Ребенок пытается изучить                                                                                               объект страха, познать                                                                                                                                                             и преодолеть

5. Ребенок избегает объекта страха,                                                                                                                           нового, неизвестного

6. Страх одиночества, темноты   и животных не выражен                                                                                                                                                    

6. Страх одиночества, темноты и животных заметно выражен

7. Страхи легко поддаются                                                                                                                  коррекции и самокоррекции

7. Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции

Памятка для педагогов и родителей

«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка»

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!

2. Замечательно! Превосходно! Чудно!

3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво!

Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа!  Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

4. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

8. Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!

Памятка для родителей и педагогов

«Как нельзя наказывать детей»

1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.

3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно— вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.

4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.

5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).

6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше  ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

7. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Памятка для родителей и педагогов

«Как нужно поощрять детей»

1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

2.  Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь символ успеха или достижения.

3.  Дети чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

4.  Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п.


Памятка для педагогов и родителей

«Как нужно указывать на ошибки детей»

1. Не стоит замечать каждую ошибку.

2. Ошибку лучше обсудить не в тот момент, когда ребенок увлечен делом, а в спокойной обстановке.

3. Замечания надо делать на фоне общего одобрения.

4. Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке, ты справишься!» Конечно, родителям сложно не вмешиваться. Здесь можно посоветовать:

•    составьте список дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно;

•    выберите несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. Ободрите старания ребенка, несмотря на их результат;

•    запомните 2—3 ошибки, особенно досадных. Найдите время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

Но если натолкнулся на серьезную трудность, с которой не может справиться самостоятельно, тогда позиция невмешательства принесет только вред.

5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.   Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова откроют ребенку дверь в мир новых умений, знаний, увлечений. Завтра ребенок будет делать сам то, что

сегодня он делал с мамой. Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на будущее. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Памятка для педагогов и родителей

«Как нужно хвалить ребенка за успехи»

  1. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка должна быть адекватна достигнутому результату.

  1. Нужно быть конкретным: называть то, что хвалишь, а также причину похвалы (например, «Ты хорошо нарисовал дом – у него есть все, что бывает у дома: окна, двери, крыша и труба…».

  1. Оценивая детей, не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо», «молодцы». Оценка должна быть развернутой, задавать критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

  1. Всегда отмечать личный прогресс ребенка (например, «Эта башня тебе удалась – она выше той, которую ты построил в прошлый раз»).

  1. Заслуженную похвалу высказывайте эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка; отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен.

Памятка для родителей и педагогов

«Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

•  Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.

• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.

• Не  переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

• Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует  подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

• He забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности  левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

• Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, для девочек — кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

• На значимую негативную оценку «плохо слушал» только у мальчиков избирательно активируются именно слуховые отделы коры, а на оценку «плохо выполнял» — моторные. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку: «я тобой не доволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ

МЛАДШЕГО РЕБЕНКА (ОТ ЛИЦА РЕБЕНКА)

1. Воспитывайте у меня чувство ответственности, это чувство я часто замечаю у старшего. Я тоже хочу за кого-то или за что-то отвечать.

2. Я не боюсь рисковать, ведь у меня есть надежный тыл из старшего и родителей. Оберегайте меня от слишком рискованных поступков, ведь я могу пострадать.

3. Когда мне часто напоминают о том, что я младшенький, я начинаю об этом задумываться и извлекать для себя пользу в виде поблажек, психологических выгод и т. п. Я и сам знаю свою роль младшего ребенка, не надо делать на этом акцент.

4. Я быстро привыкаю к помощи окружающих. Это будет вешать мне, когда я повстречаюсь с серьезными препятствиями, я буду ожидать и даже требовать поддержки.

5. Я часто не стремлюсь лидировать среди сверстников и поэтому могу оказаться на последних ролях. Помогите мне поверить в себя, в этом вопросе мне нужна поддержка.

6. Мне необходимо свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т. д. Наша дружба со старшим будет от этого только крепнуть.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ

СТАРШЕГО РЕБЕНКА (от лица ребенка)

1. На меня всегда можно положиться, но я так устал от этой ответственности, которая постоянно ложится на мои хрупкие плечики. Я ребенок, а чувство ответственности за младшего — это такое взрослое чувство. Я тоже еще ребенок!

2. Мне приходится постоянно взвешивать свои поступки и слова, думать о том, как воспримет их младший, не научится ли он у меня плохому. От этого я перестаю быть самим собой, я теряю непосредственность и становлюсь не по годам взрослым. Я еще буду взрослым, а сейчас помогите мне оставаться ребенком.

3. Несмотря на внешнюю открытость и общительность, я внутренне много переживаю. Говорите мне о том, что вы меня любите, мне так не хватает ваших подтверждений в любви.

4. Ваша строгость и излишняя требовательность по отношению ко мне вызывают у меня чувство незащищенности.

5. Когда я не прав, проявите терпение, объясните мне мою неправоту, я и сам пойму это со временем.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ

СРЕДНЕГО РЕБЕНКА (от лица ребенка)

1. Я чувствую себя буфером между старшим и младшим. Эта трудная роль — одного успокоить, а другого поддержать — выматывает меня.

2. Ко мне всегда можно обратиться по поводу налаживания взаимоотношений, но эта роль трудна даже для опытного психотерапевта. Я чувствую себя мудрым и взрослым не по годам, а ведь я еще ребенок!

3. Я так хорошо адаптируюсь в любой ситуации, что всем кажется, что для меня это легко. Я рано научился адаптироваться и к поступкам старшего, и к капризам младшего.

4. Меня часто не замечают, а мне хочется тепла, ласки, внимания. Мне так нужны доказательства, что меня любят.

5. Если меня не замечать, мое поведение будет казаться вам наглым и агрессивным или напоминать поведение маленького ребенка. Помогите мне не вести себя так.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ

ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА (от лица ребенка)

1. Учите меня заботиться о других, для меня так важно этому научиться, ведь я вырасту и создам свою семью, где мне пригодится это умение.

2. Упражняйте меня в терпимости к другим, мне это нужно, ведь я хочу, чтобы у меня были настоящие друзья.

3. Научите меня делиться, я хочу испытать радость от этого. Когда-нибудь я буду готов поделиться самым дорогим, что есть у меня: я отдам свое сердце любимому человеку.

4. Я чувствую себя постоянно на передовой, взрослые так много надежд возлагают на меня, что я боюсь не оправдать их надежд.

5. Организуйте мою жизнь так, чтобы я вступал в различные контакты с разными детьми, ведь у меня дома нет младшенького для моих игр.

6. Помогите мне подружиться с другим ребенком. Я очень хочу дружить и боюсь этого, ведь я так привязываюсь к объекту своего обожания, как когда-то я был привязан к вам. Я боюсь потерять друга и поэтому могу отказываться дружить.

7. Поощряйте мою активность.

Памятка для педагогов и родителей

«Основные группы трудностей в общении у дошкольников»

1. Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне (поэтому может толкать других детей, ломать их постройки).

2. Ребенок не хочет общаться по той причине, что при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что дается ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей.

3. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (в большей степени для ребенка характерны переживания внутреннего плана: ребенок не делится своими проблемами). Поэтому ребенок может бояться попроситься в туалет или что-то попросить у другого ребенка.

4. Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет способности в какой-то сфере, и эта сфера, этот интерес занимает много места в жизни малыша.

5. Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребенка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих

ребенка сверстников он требует беспрекословного подчинения.    

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«Преодоление трудностей в общении у детей дошкольного возраста»

1. Необходимо ограничить отрицательную оценку поведения ребенка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без присутствия кого-либо.

2. Необходимо предоставить ребенку возможность в чем-то значимом проявить себя (например, педагог предварительно дает ребенку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).

3. Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздников, концертов, выступлений). Родителям ребенка с проблемами общения нужно познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок.

4. В отдельных случаях при неблагоприятном положении ребенка в группе сверстников целесообразно использовать метод возрастных перемещений (статусной психотерапии) (СенькоТ. В., 1989). На 30 дней детей с проблемами общения переводят на ступеньку ниже (например, из подготовительной группы детского сада в старшую группу). При этом такие отрицательные формы поведения у ребенка как обида, уступки, защитные реакции и т. п. уступают место положительным формам поведения: поддержать, похвалить, желание помочь и т. п. Очень важным является то, что на смену слезам, обидам и несдержанности эмоциональных проявлений приходит доверие, воодушевление и т. п. В целом при использовании метода возрастных перемещений отрицательное отношение к окружающим меняется на положительное отношение. В свою прежнюю группу дети возвращаются, имея новые формы личностного реагирования. При преобладании у ребенка эгоистических мотивов в поведении его переводят на 30 дней на ступеньку выше (например, из старшей группы детского сада в подготовительную группу). При таком относительном понижении успешности деятельности ребенка происходит сначала усиление отрицательных доминантных реакций (приказы, нападки, ругань и т. п.), а потом их снижение и замена на положительные реакции.

Памятка для родителей и педагогов

«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет палец»

Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает.

Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка — это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки доставляющей удовольствие

1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша

2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.

2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Памятка для педагогов и родителей

«Что нужно делать и чего не делать при детском онанизме»

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

1. Родителям нужно постарайтесь понять, что именно в их поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.). В любом случае уделять ему (а не привычке) больше внимания

1. Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять ребенка надолго в постели без сна, надевать ребенку тесную одежду.

2. Необходимо научить ребенка как можно более разнообразными способами получать удовольствие. Нужно составить для себя «меню удовольствия» («Я могу получать удовольствие от...») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься, что тебе нравится...»). Чем больше родители вспомнят вместе с ребенком тех приятных дел, которые нравятся ему, тем легче родителям будет разнообразить способы получения удовольствия. Родители могут поделиться с ребенком способами получения удовольствия из своего «меню».

2. Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по рукам малыша 1,5 лет, который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела.

Стыдить, особенно при посторонних лицах. Ругать и запугивать.

3. Нужно отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг интересов и общение со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание

3. Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище.

4. Пройти специалистов: уролога, гинеколога, невропатолога; сдать анализы на яйца глистов.

4. Подвергать допросам и осмотрам. Постоянно фиксировать в речи привычку ребенка.

Памятка для родителей и педагогов

«Факторы, способствующие появлению онанизма у дошкольников».

(Шкала риска возникновения)

Косвенные

Балл

Прямые

Балл

1. Единственный ребёнок в семье.

1

1. Повышенная возбудимость любой этиологии.

2

2. Выраженная эмоциональность ребёнка.

1

2. Ограничение психомоторной активности и физические наказания.

2

3. Патология беременности, реже родов с последующей невропатией и церебральной органической патологией у ребёнка.

1

3. Принуждения в отношении еды, носильное кормление.

2

4. Характерологический сдвиг у родителей (чрезмерная принципиальность, негибкость мышления у матерей, импульсивность отцов).

1

4. 3атруднения в эмоциональном контакте, в том числе с родителем другого пола.

2

5. Эмоциональное неприятие детей в первое время после рождения из-за несоответствия их пола, ожидаемого родителями.

1

5. Психологическое заражение от сверстников и взрослых (чрезмерные ласки и поцелуи в губы, качание на ноге, излишне тщательное соблюдение гигиенических мероприятий).

2

6. Недостаток родительского тепла, ласки, непосредственности в выражении чувств.

1

6. Физические раздражения генитальной области (тугая одежда, воспаление, зуд, опрелость, попадание инородного тела).

2

7. Предпочтение мясной, экстрактивной и сладкой пищи при недостаточном потреблении воды.    

2

Чем больше баллов ребёнок наберет по данной шкале, тем большая вероятность проявления у него склонности к онанизму. При большом количестве баллов можно предсказать его наличие даже при отсутствии видимых проявлений. 

ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

                                                                                                                                                                                                                         

Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Первый блок причин связан с особенностями детей.    

Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • нервно-психические нарушения;

• эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери;      

• соматическую ослабленность (соматизация выступает как психологическая защита;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   • проблемы с едой, сном и туалетом;                                                                                                                                                                                                                               • флегматический темперамент;  

• выраженное левшество;            

• проблемы общения.    

 

Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Предлагаем таблицу для быстрой диагностики и коррекции наиболее выраженных проблем у детей, возникающих в период адаптации. В таблице «Нервно-психические нарушения детей дошкольного возраста» указаны не только характерные признаки нарушений, но и пути решения проблемы.

Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста

Нервная и соматическая ослабленность у ребенка в детском саду и дома

Признаки

Пути решения проблемы

1. Беспокоен, эмоционально переживает, повышенно чувствителен, раним. Настроение может меняться по непонятной причине

1. Организация психологической работы с родителями в виде профилактики и коррекции проблем в семейных отношениях

2. Легко потеет, краснеет, бледнеет. Кружится, болит голова, легко возникает рвота, плохо реагирует на изменение погоды

2. Укрепление нервной и иммунной системы ребенка

3. Плохо и мало для своего возраста спит. Засыпает с большим трудом, спит чутко, просыпается, плохое настроение после сна

3. Чтение сказок перед сном и (или) слушание специально подобранных музыкальных произведений. Тактильный контакт взрослого с ребенком в виде успокаивающих поглаживаний                                                                                                                                                                                                                                        

4. Утомляется и отвлекается быстрее сверстников. Плохо переносит качели, поездки в автомобиле, жару, духоту

4. Организация оздоровительных и спортивных мероприятий

5. Плохо и мало для своего возраста ест. Различного характера диатезы, аллергии

5. Организация питания детей с учетом выборочного принятия пищи. Сажать таких детей за стол со сверстниками, имеющими хороший аппетит

6. Часто болеет, заболевания легко приобретают статус хронических. Ослаблен иммунитет

6. Использование закаливающих мероприятий, которые нужно начинать летом, когда организм ребенка достаточно укреплен

7. Вес меньше или гораздо больше возрастной нормы, бледный, вялый

7. Предоставление ребенку возможности отдыха в детском саду тогда, когда у него возникает в этом необходимость. Дозирование времени пребывания ребенка в детском саду

Невротические реакции у детей в детском саду и дома, которые могут перерасти в невротическое состояние и в невроз как заболевание

Признаки

Пути решения проблемы

1. Сильно переживает и расстраивается по поводу и без повода

1. Своевременное проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к ребенку. Обучение способам выражения своих чувств, проблем и переживаний

2. Раздражителен, с трудом сдерживается и не может терпеть

2. Проявление гибкости в общении с ребенком, отказ от излишней принципиальности

3. Неадекватно реагирует на справедливые замечания, обижается.

3. Демонстрирование и обучение моделям бесконфликтного поведения

4. Не уверен ни в себе, ни в других. Боязлив и заражен страхами.

4. Вера в возможности ребенка, внушение ему этого, «заражение» своей уверенностью

5. Неадекватно ведет себя: когда надо сдержаться, он, наоборот, возбуждается, а когда надо проявить активность — тормозит

5. Повышение самооценки ребенка, похвала даже за малые достижения

6. Невнимателен и быстро отвлекается

6. Тренировка внимания. Обучение способам расслабления и снятия напряжения

7. С ребенком трудно договориться о чем-либо

7. Психологическая коррекция семейных отношений

Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду:

• конфликтность;

• проблемы взаимоотношений;

• дефекты воспитания;

• недостаточно сформированный навык общения;

• хроническое чувство усталости;

• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений.

У матерей неадаптированных девочек выявлены следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

• нетерпимость к чужому мнению;

• чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний (настырность);

• подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям;

• неуверенность;

• тревожно-мнительные черты характера.

У матерей неадаптированных мальчиков отмечаются следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

• большое количество жалоб;

• хроническое чувство усталости и недомогания;

• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений;

• ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.

Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению.

Третий блок причин связан с особенностями личности педагогов и с особенностями всего дошкольного учреждения.

Основные особенности:

• негибкий режим дошкольного учреждения;

• отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов;

• частая сменяемость воспитателей;

• большое количество детей в группе;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • высокий шумовой фон в группе детского сада;

• неудовлетворительное состояние нервной системы педагога;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              • левополушарная направленность воспитания и обучения;

• авторитарность педагога;

• недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей.

Памятка для родителей и педагогов

«Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?»

  1. Удержаться от навешивания ярлыков на ребенка, называя его «воришкой» и т. п.

  1. Избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Я никогда…».

  1. Перед началом беседы родителям (педагогу) необходимо взять себя в руки, не бушевать и не выплескивать лавину отрицательных эмоций.

  1. Четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (именно действиям, а не личности в целом) с конкретным запретом на воровство.

  1. Исключить ситуации, провоцирующие воровство.

  1. Необходимо поставить ребенка на позицию другого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок.

  1. Старайтесь разъяснить ребенку, что лишь свою вещь можно взять без спросу, чужую – никогда. Если ему что-то захочется чужое, он должен получить разрешение на это.

  1. Если ребенок взял чужую вещь, пойдите вместе с ним и возвратите ее владельцу, но сделайте это так, чтобы малыш не чувствовал позора.

  1. Помните, что воровство поддерживает негативное внимание взрослых, окружающих ребенка, а также недостаток ласки и внимания; неудовлетворение взрослыми нужд ребенка (одежды, игрушек, продуктов питания).

  1.  Когда ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психологу, невропатологу или психиатру и провести назначенную коррекцию.

Памятка для педагогов

«Неблагополучие в детско-родительских отношениях»

Характерные особенности поведения ребенка дошкольного возраста, которые могут позволить педагогу заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к ребенку:

1. Страхи, тревожность и ночные кошмары, о которых ребенок может рассказать педагогу в доверительной беседе или выразить в рисунке на тему «Что тебе снится страшное или чего ты боишься днем?».

2. Агрессивность, жестокость по отношению к более слабым (детям, животным).

3. Лживость, воровство.

4. Нарушение взаимоотношений со сверстниками (изолированный или отвергнутый в группе сверстников), замкнутость.

5. Печальный вид, подавленное состояние.

6. Санитарно-гигиеническая запущенность (от ребенка неприятно пахнет»).

7. Задержка развития (физического, умственного, речевого, моторного).

Характерные особенности поведения родителей детей дошкольного возраста, позволяющие заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к детям:

1. Не уделяют достаточного внимание здоровью ребенка.

2. Не интересуются проблемами ребенка, обеспокоены собственными проблемами.

3. Не ласкают ребенка и не оказывают ему эмоциональной поддержки.

4. Говорят о пользе физических наказаний.

5. Проявляют патологические черты характера: агрессивность, импульсивность, сниженный самоконтроль, неадекватность и т. п.

6. Отождествляют ребенка с нелюбимым родственником (в том числе подчеркивают внешнюю похожесть с ним или просто сходство).

7. Негативно оценивают ребенка.

Факторы риска, провоцирующие возникновение нарушений в детско-родительских отношениях и жестокость:

1. Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией.

2. Очень молодые родители (младше 17 лет).

3. Низкий уровень образования родителей и недостаток у них психолого-педагогической культуры.

4. Родители, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению.

5. Нервно-психические нарушения, патологические черты характера у родителей.

6. Нежеланный (по полу) ребенок.

7. Наличие у ребенка физических, умственных недостатков или нарушений в поведении.

Диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания

Типы дисгармоничного семейного воспитания

Признаки потворствующей

гиперпротекции

Признаки доминирующей

гиперпротекции

1. Воспитание ребенка — центральное дело жизни родителей

1. Со стороны родителей много замечаний, которые не соответствуют возможностям ребенка

2. Ребенку уделяют много времени и сил

2. Много контроля

3. У ребенка проявляется собственнический характер любви

3. Воспитание с отрицательным знаком: «Ты сделал хорошо, но мог бы сделать и лучше»

4. Ребенок воспитывается под «колпаком тревоги»

4. Много требований, которые не соответствуют возможностям ребенка

5. Чрезмерная забота о ребенке

5. У ребенка боязнь осваивать что-то новое

6. Удовлетворяются все потребности и претензии ребенка

6. Родители часто употребляют глаголы долженствования по отношению к ребенку: «должен», «положено» и т. п.

7. Требования к ребенку практически не предъявляются

7. У ребенка неустойчивая самооценка

Признаки повышенной моральной

ответственности

Признаки эмоционального отвержения

1. У ребенка много обязанностей и нагрузок, не соответствующих возрасту

1. Ребенку предъявляется много требований

2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

2. От родителей можно услышать фразы типа: «Как ты мне надоел» и т. п.

3. Часть родительских функций выполняет ребенок

3. Много запретов

4. Ребенку предъявляются чрезмерные требования

4. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

5. Тревожно-мнительные черты в характере ребенка

5. Может проявляться подчеркнутая забота, утрированное внимание

6. Ребенок не умеет спонтанно играть, действовать

6. Жестокие наказания

7. Ранняя взрослость у ребенка.

7. У ребенка низкая самооценка.

Признаки гипопротекции

Признаки жестокого обращения

1. Нерегулярное удовлетворение потребностей ребенка

1. Для родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний

2. Ребенок не получает поощрений

2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

3. Ребенок не получает наказаний

3. Чрезмерность санкций

4. Неустойчивый характер поведения у ребенка

4. Чрезмерное реагирование родителей на незначительные нарушения поведения ребенка

5. Ребенку уделяется мало времени, сил и внимания

5. Не удовлетворяется потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями

6. Игнорируются потребности ребенка

6. Негативная характеристика ребенка

7. Требования к ребенку не предъявляются

7. Подчеркивание сходства ребенка с нелюбимым родственником

Памятка для родителей и педагогов

«Причины сосания пальца (языка, облизывание верхней губы, 

сосание соски до 3-4 лет)».

Патофизиологические

Клинические

Психологические

1. Неудовлетворённость инстинкта сосания вследствие затруднений грудного вскармливания.

1. Невропатия с нарушенным засыпанием, частыми простудными заболеваниями.

1. Нежелание матери иметь ребёнка.

2. Беспокойство матери во время беременности.

2. Минимальная мозговая дисфункция (ММД).

2. Отсутствие ласки, тёплого обращения с ребёнком.

3. Лямблиоз.

3. Тяжёлая адаптация к условиям детского сада.

4. Проблемы семейных

взаимоотношений (конфликты родителей, развод, предоставление детей самим себе).



Предварительный просмотр:

Советы учителю (№1).

При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:

• Спрашивайте у ученика: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».

• Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте.

• Учащиеся, которые уже усвоили материал, могут отдохнуть. Приготовьте для них некоторые дополнительные задания.

• Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, могут понадобиться такие задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.

Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.

• В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.

• Предлагайте ученикам самим выбрать для себя уровень сложности заданий.

• Предложите выбрать способ достижения цели.

• Предложите одаренным и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы обучения.

Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.

• Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, чтобы усложнять их со временем.

• Когда ученики ставят перед собой нереально высокие цели, предложите им альтернативу.

• Попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть.

• Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, какие материалы им для этого понадобятся и когда они предполагают закончить.

Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

• Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.

• Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.

• Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.

Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда.

• После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудно, и как они с этим справились.

• Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.

• Постарайтесь избегать быстрых собственных выводов о причинах успехов и неудач.

Сделайте ситуацию успеха достижимой.

Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.

• Если у учеников возникают проблемы, разделите изучаемый материал на более мелкие порции.

• Выбирайте адекватную методику преподавания предмета.

Советы учителю (№2):

Делайте класс и урок более привлекательным и интересным.

  • Используйте загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия,

которым вы обучаете.

  • Попробуйте по-новому оформить классное помещение и парты.
  • Обеспечивайте урок музыкальным сопровождением или используйте плакаты, относящиеся к изучаемому материалу.
  • Приглашайте на уроки гостей.

Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников.

  • При введении новой темы спросите учеников, что они знают об этой проблеме, что они слышали или читали по предложенной теме, какие идеи и ассоциации у них возникают и т. п.
  • Старайтесь представить информацию в форме проблемы или проблемного вопроса, для чего представляйте различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, говорите о сомнениях и неясностях в отдельных аспектах темы.

В решении проблемы используйте все идеи и соображения детей: поощряйте догадки, вопросы и критику; позволяйте им доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учите спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.

Целенаправленно и постепенно учите использовать и реализовывать исследовательский подход. Дети должны правильно формулировать цель исследования, определять объект исследования, формулировать гипотезы, выбирать способы проверки гипотез, делать обоснованные выводы.

Советы учителю (№3):

Начиная работу, убедитесь, что у учеников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя непосредственно причастными к групповым занятиям:

  • после изучения сложного материала попросите учащихся проверить себя в усвоении нового материала, объясняя его друг другу;
  • когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады и т. д.), учащимся полезно работать в группах;
  • предлагайте детям придумать вопросы для одноклассников и задавать их на уроке.

Ученики должны воспринимать классную аудиторию как приятное и надежное место. Для этого обеспечьте помощь и возможность исправить ситуацию отстающим ученикам; не допускайте критики одного учащегося в присутствии других; не позволяйте создавать в классе изгоев.

Используйте оригинальные методы организации сотрудничества, например объяснение блока нового материала одним из учеников или ведение старшеклассниками уроков в младших классах (исполнение роли учителя).

Советы учителю (№4):

Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий:

  • Очень осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей.
  • Будьте более гибкими, используя стратегию группирования.        
  • Чаще проверяйте работу учеников в разных группах; меняйте составы групп на разных уроках; составляйте группы со смешанными уровнями способностей для выполнения совместных заданий, чтобы все ученики смогли ознакомиться с материалом.
  • Будьте особенно осторожны в обращении со слабыми учениками во время урока, давайте им «ключи», подсказки и время для ответа, хвалите за правильные ответы, вызывайте отвечать так же часто, как и сильных учеников.
  • При общении с учениками показывайте, что вы верите в то, что они могут хорошо учиться; возвращайте работы, которые не отвечают требованиям, с предложениями для улучшений. Если ученик не имеет сразу же ответа на ваш вопрос, подождите, помогите ему его обдумать, понять и затем ответить.
  • Вовлекайте всех учеников в работу. В этом поможет продуманная вами система вызова учеников, при которой все практикуются в чтении, говорении и отвечают на вопросы; распределите задание равномерно между учениками так, чтобы не оказалось, что одни принимают активное участие в работе, другие же отвечают очень редко.
  • Контролируйте свое поведение. Не стоите ли вы дальше от некоторых учеников? Улыбаетесь ли вы одним ученикам, когда они подходят к вашему столу, в то время как при появлении других хмурите брови?

Меняется ли тон вашего голоса в зависимости от того, с каким учеником вы разговариваете? Избегаете ли вы соприкосновений с некоторыми учениками?

Советы учителю (№5):

Важно похвалу использовать правильно.    

                                                                                                                                                                                                                                                 

  • Придумайте множество подкреплений. Дайте школьникам возможность самим придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся.
  • Обсудите с другими преподавателями и родителями способы подкрепления.
  • Делайте упор на положительное. Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
  • Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки (используйте индивидуальные нормы оценивания).
  • Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
  • Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, — это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».

Советы учителю (№6):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Будьте последовательны в применении наказания.

  • Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
  • Заранее сообщите о правилах (или повесьте инструкцию на доску) и возможных последствиях их нарушения.
  • Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте. Убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.
  • Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание. Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
  • Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников. Наказывайте наедине.
  • Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за проступком. Оценивайте только действия ученика, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере.

  • Говорите спокойно и твердо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы услышите его от учеников.
  • Сделайте акцент на необходимости остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению.

  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. Останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Если школьник ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время.
  • Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

(Советы учителю №7):

При использовании жетонной программы учитывайте

следующие рекомендации:

Проработайте все детали.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       1. Установите правила с четкими требованиями (какое вознаграждение полагается за один жетон).

2. Убедитесь, что система действенна и не слишком сложна (обсудите с коллегами).

В разных группах возможны разные цели.

1. Обратите внимание на конфликтных учеников. Предложите им жетоны за сотрудничество.

2. Успевающим ученикам давайте жетоны за самостоятельную и творческую работу.

3. Используйте жетоны в соответствии с возрастом (маленьким — фишки, большим — очки).

Предложите выбор вознаграждений, различных по стоимости.

1. Назначьте вознаграждение за одно, два или три действия, чтобы у каждого ученика был шанс отличиться.

2. Увеличьте вознаграждение за большее количество жетонов, что потребует от учеников больших усилий.

Постепенно увеличивайте требования для получения одного жетона.

1. Вначале давайте жетон за один правильный ответ, потом за три и так далее; или ученик сначала получает жетон за 5 минут внимательной работы, потом — за урок.

Постепенно переходите от материальных наград к привилегиям вроде предоставления свободного времени для обучения по интересам.

1. В младших классах двигайтесь от красочных эмблем до роли помощника учителя и предоставления свободного времени.

2. В старших — от свободного выбора проблем для изучения, дополнительного времени на самостоятельную работу до обучения младших, дополнительного времени для занятий в компьютерном классе и т. п.

Советы учителю (№8):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Чтобы у учеников не возникало чувство тревожности:  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  • Не используйте угрозы для мотивирования, это абсурдно.
  • Пытайтесь вызвать приятные ассоциации при обучении.
  • Создайте позитивную атмосферу и комфорт во время занятий.
  • Постепенно вовлекайте ученика в пугающие его действия, если вы уверены в позитивных последствиях (например, попросите робкого объяснить то, что он хорошо знает).
  • Помогайте ученикам опознавать и предотвращать пугающие ситуации. Заранее расскажите им о них.
  • Соревнования используйте осторожно. Наблюдайте за работой группы, убедитесь, что никто из учеников не находится под чрезмерным давлением, не унижается товарищами. Во время соревнований между группами убедитесь, что все вовлеченные ученики имеют шанс добиться успеха.
  • Избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами. Задавайте таким детям вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой, давайте им возможность, практиковаться перед небольшими группами.
  • Перед контрольной или тестированием убедитесь, что все указания ясны.

Вместо простого произнесения вслух напишите пояснения к тексту на доске.

Спросите учеников, все ли им понятно.

Поинтересуйтесь у нескольких школьников, как они будут выполнять первое задание в упражнении.

Избегайте ненужных временных ограничений.