Логопедическая гимнастика
консультация (1 класс) на тему

Денисова Ольга Анатольевна

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая (артикуляторная) гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Логопедическая гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более старшего возраста  для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день,  каждый день, перед зеркалом.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение, определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ. 

При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические (удержание позы долго время) упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы речи (язык, губы, небо, щеки и т.д) ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).

Гимнастика для губ и щек: 

  •  Надувание обеих щек одновременно.
  •  Надувание щек попеременно.
  •  Втягивание щек в ротовую полость.
  •   Сомкнутые губы вытягивают вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.
  •   Улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  •  Чередование улыбка - трубочка.
  •  Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  •  Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
  •  Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
  •  Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  •  Имитация полоскания зубов.
  • Нижняя губа под верхними зубами.
  •  Верхняя губа под нижними зубами.
  • Чередование двух предыдущих упражнений.
  •  Вибрация губ (фырканье лошади).
  • При выдохе удерживать губами карандаш.

 Гимнастика для челюстей: 

  • Опускание и поднимание нижней челюсти.
  • Движение нижней челюсти вправо.
  • Движение нижней челюсти влево.
  • Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК 

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от1 до 5-10.

Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края  языка касаются углов рта. 

ЛОПАТКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны  касаться углов рта. 

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной. 

КАЧЕЛИ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: 

•-          широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе

•-          широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой 

•-          широкий язык вставить между верхними зубами и губой , затем между нижними зубами и губой

•-          широким кончиком языка дотронутся до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 

КИСКА СЕРДИТЬСЯ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается.

Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными. 

ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ИЛИ ЛОШАДКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь. 

ГРИБОК 

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. 

Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире. 

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ 

Рот открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим» передние  нижние зубы с внутренней стороны, сначала делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз. 

Следить, чтобы губы ребенка были не подвижны и находились в положении улыбки.  Язык при движении находился у десен и альвеол, а не скользил по верхнему краю зубов, чтобы он был широким и начинал движения от корней нижних зубов

МАЛЯР 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась 

ФОКУС 

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ 

Губы  в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола. 

Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной. 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая гимнастика

Дыхательная и мимическая гимнастики...

Логопедическая гимнастика

Комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)....

Гимнастика Brain Gem на логопедических занятиях.

Представленная методика П. и Г. Деннисон направлена на развитие латерализации полушарий, что приводит к улучшению навыков чтения и письма, интеграции работы глаз и рук, формированию ...

Логопедическая гимнастика при дефекте смягчения

Домик открывается – широко открыть рот, закрыть. Повторить 5-6 раз.Любопытный язычок - улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, з...

Логопедическая гимнастика для сонорных звуков

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).1. «Улыбочка – Трубочка» (развитие подвижности губ).Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в ул...

логопедическая гимнастика на каждый день

логопедическая гимнастика на каждый день...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....