Доклад на тему: «Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»
консультация (3 класс) на тему

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал № 1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

 в селе Старосеславино

Доклад на тему:

 «Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»

Учитель начальных классов –

 Алмазова Наталья Николаевна

2013 2014 учебный год

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого ребенка.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы.

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие».

Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка, в том числе и индивидуальности.

Составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.  

Школа  после  уроков  –  это  мир  творчества,  проявления  и  раскрытия  каждым  ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок  делает   выбор,   свободно   проявляет   свою   волю,   раскрывается   как   личность.   Важно  заинтересовать  ребенка  занятиями  после  уроков,  чтобы  школа  стала  для  него  вторым   домом,   что   даст   возможность   превратить   внеурочную   деятельность   в   полноценное   пространство    воспитания    и   образования.    Важно  иметь  в  виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному  общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или  одаренными детьми.

Организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:

1. Конструирование ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

2. Использование сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

3. Создание ситуаций, в которых ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что должно получиться? и т.д.»

4. Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов в рассуждениях.

5. Включение учащихся в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповая форма организации обучения;

систему дифференцированных заданий;

анализа практических задач;

совместного решения проблемных ситуаций.

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

В процессе такой работы и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, то есть детьми и педагогом как равноправными субъектами. Такой поисковый режим образования наиболее полно реализован в моем классе.

Примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.

В основу примерных программ внеурочной деятельности моего класса положены следующие принципы:

  • Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты  и цельности образования в целом;
  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

·  свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

·  помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

·  стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

·  быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая работа по теме"Развитие речи сельских школьников в процессе совместной деятельности"

методическая работа"Развитие речи сельских школьников в процессе совместной деятельности"...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей обучаемых на уроках и во внеурочной деятельности»

Выступление на заседание ШМО - Орловой Т.Е.  учителя начальных  классов...

Доклад по теме: «Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»

Доклад по теме:«Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...

Доклад на тему " Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС"

Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС...