Формирование УУД в начальной школе по ФГОС
учебно-методический материал (1, 2 класс) на тему

Тимофеева Татьяна Анатольевна

В данном материале представлена аналитическая справка о сформированности УУД в 1-2 классе по новым стандартам ФГОС. Сделан сравнительный анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_v_nachalnoy_shkole_po_fgos.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Почему я стала учителем

Признаюсь честно, это понимание приходит с годами.

Первоклассник с огромным букетом цветов робко протягивает мне ладошку и оглядывается на маму. Он доверил мне свою будущую жизнь и судьбу. Теперь я для него «школьная мама». Разве можно не оправдать это доверие?

Мои выпускницы, повзрослевшие и похорошевшие за один день, плачут, прощаясь со школой. Они унесут во взрослую жизнь не только знания, которые дала им, не только мои ошибки и сомнения, но и мою интонацию голоса, привычку поправлять причёску и манеру одеваться.

А вот на пороге школы меня встречает уже не молодой мужчина. Я не сразу узнаю в нём своего бывшего ученика – ведь прошло столько лет! Он привёл ко мне своего сынишку. Пришёл с надеждой, что и его  малыша поставлю на крыло.

И столько раз, признаюсь, я хотела всё бросить! Эти бесконечные тетрадки, эти трудно - обучаемые дети, эти привередливые родители, эта вечная нехватка денег и лишённые вниманием собственные дети и теперь уже внуки!

Но какая – то сила вновь и вновь заставляет меня открывать дверь в класс.

Вечером, сидя за кипой тетрадей, получаю СМС. « Моя дорогая, я Вас помню, люблю, уважаю. Поздравляю Вас…. Желаю… Ваша Ирина С.  Как приятно читать. Это и есть – высшая награда для меня. И у меня опять вырастают крылья.

Для меня учительская профессия – это образ жизни. Я постоянно в движении, в поиске. Нашла себе занятие по душе. Дни в школе не бывают похожими друг на друга, как не бывают похожими друг на друга дети.

И это многообразие наполняет мою жизнь смыслом. Мне нравится учить детей новому, искать и находить вместе с ними ответы на вопросы.  Радуюсь успехам детей и смотрю на мир их глазами. Уча, учусь сама.    Я – учитель! Это звучит гордо. Считаю, что моя

профессия должна быть самой благородной, почитаемой на Земле. Ведь к нам приходят совсем несмышленые дети. Сколько сил мы, учителя, вкладываем в них, чтобы хорошо усвоили программу, стали образованными и порядочными людьми. А сколько работы над тем, чтобы воспитать культурного человека? Это происходит на каждом уроке, после каждой прочитанной книги, ежедневно, ежеминутно. А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» - утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

Аналитическая справка по сформированности УУД

в 3 -а  классе МБОУ «Фокинская СОШ№2»

за 2013 - 2014 и  2014 - 2015  учебные годы.

Формирование личностных УУД

    Подводя итоги  работы за этот период обучения, можно сделать следующие выводы: что  у 81% детей сформировано чувство необходимости учиться,  они отдают предпочтение урокам в школе; имеют адекватное представление о школе, 19 % -  слабо освоили роль ученика. 80% обучающихся положительно относятся к школе, ориентированы на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», увлечены внеурочной деятельностью, 20%  детей относятся к школе отрицательно.

Интересуются новым, сформированы учебные мотивы, стремятся получить высокие оценки – 71%, частично сформированы интересы к школе – 23%, 6 % - к школе безразличны, сформированность учебных мотивов недостаточна.

Учитывают чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, имеют начальное представление о нравственных нормах -28%, ориентированы на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости), частично учитывают чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, имеют правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое – 59%,  13%  - неправильное представление о моральных нормах.

         Анализируя работу по  проверке уровня сформированности личностных УУД  на конец второго и третьего  годов обучения можно сделать следующие выводы:

Прослеживается увеличение роста по блоку самопознание и самоопределение высокого уровня сформированности  на 8%, снижение низкого уровня сформированности на 10%,  увеличение по блоку смыслообразование -  на 12%, снижение – на 1 %, по блоку нравственно-этическая ориентация – увеличение – на 8%, снижение – на 6%.

Достижением таких результатов явилась работа обучающихся в разных видах деятельности - игровая деятельность (в том числе, такие виды игры – игра-драматизация, игра по правилам), трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях), спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях), учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, парная и групповая работа);

У 46% детей сформировалась  собственная точка зрения, чувство необходимости учиться, у 38% детей проявляется положительное отношение к школе, проявляют собственную точку зрения в отдельных вопросах, 16 % детей посещают  школу с целью общения со сверстниками, нет стремления иметь собственную точку зрения.

68% обучающихся ценят и принимают следующие базовые ценности, как Добро, Терпение, Родина, Природа, Семья, Справедливость. 100% детей уважительно относится к своему народу, к своей малой Родине.

У 70% учащихся сформированы учебные мотивы, желание учиться, желание выполнять правила согласно школьному распорядку , 20% - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, в стадии формирования учебные мотивы – 10%, к школе безразличны, учебный материал усваивают фрагментарно, к занятиям интерес не проявляют. Могут выделять морально-этическое содержание событий и действий, формируется система нравственных ценностей – 26%, частично выделяют морально-этическое содержание событий и действий – 57%, недостаточно знают суть нравственных норм – 17%.

                               

                         Формирование регулятивных УУД

        Анализируя работу по формированию регулятивных УУД за истекший период обучения  можно сделать следующие выводы:

68 % детей осознают, что надо делать в процессе решения практической задачи,  регулируют весь процесс выполнения, определяют цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя. 23 % детей осознают лишь частично, охотно осуществляют решение познавательной задачи не выходя за ее требования. 9% детей нуждаются в пошаговом контроле со стороны учителя,

не могут ответить на вопросы  о том, что они собираются делать или  что сделали.

34% детей могут сознательно контролировать свои действия, ошибки исправляют самостоятельно. У 31%  учащихся ориентировка  на систему требований развита недостаточно. Решая новую задачу,  применяют старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживают неадекватность способа и пытаются ввести коррективы. У 25% детей контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку,  не могут обосновать своих действий. 16% работают точно по образцу, могут оценить действия других учеников. 60% учащихся могут ориентироваться на образец, но делают ошибки, оценивают свои силы относительно поставленной задачи. 24% - не могут оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

80% учащихся самостоятельно организуют своё рабочее место, определяют план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности. Под руководством учителя – 20 %.

      Анализируя работу по  проверке уровня сформированности регулятивных УУД в период второго и третьего годов обучения можно сделать следующие выводы:

прослеживается увеличение роста по блоку целеполагание высокого уровня сформированности  на 17%, снижение низкого уровня сформированности на 28%. Динамика прироста по блоку контроль на – 12%, снижение низкого уровня на 15%. Блок оценка – рост высокого уровня составил на 17%, снижение низкого уровня сформированности – на 24%.

 28% детей определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,  принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий,  регулируют весь процесс выполнения, четко осознают свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.  41% детей определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, охотно осуществляют решение познавательной задачи, могут дать отчет о своих действиях после принятого решения. 31% детей могут принимать лишь простейшие цели.

 36% детей осознают  правило контроля, ошибки исправляют самостоятельно, контролируют процесс решения задачи другими учениками. 44% детей применяют старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживают неадекватность способа и пытаются ввести коррективы, задачи, соответствующие усвоенному способу выполняют безошибочно. 20:% детей контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку не могут обосновать своих действий, предугадывают правильное направление действия, сделанные ошибки исправляют неуверенно.

 26% детей умеют самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия, могут оценить действия других учеников. 48% детей приступая к решению новой задачи, пытаются оценить свои возможности относительно ее решения. 26% детей не воспринимают аргументацию оценки; не могут оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

                             Формирование  познавательных УУД

           Анализируя работу за 2013 -2014 и 2014 – 2015  годы обучения уровня сформированности познавательных УУД, можно сделать следующие выводы:

60 % детей ориентируются в учебнике, отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике,  подробно пересказывают прочитанное или прослушанное. 32% детей действуют по образцу,  способны выполнять при направляющей помощи педагога. У 8 % детей большинство  умений не сформированы.

У 18% детей сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков. У 45% детей частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков. У 37% детей не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена.

       59% детей  самостоятельно ориентируются в учебнике. 30%  - ориентируются самостоятельно, но делают  ошибки, задают много вопросов. 11%  - самостоятельно не могут ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

По блоку общеучебные универсальные действия прирост высокого уровня составил на 17%. Снижение низкого уровня сформированности составил на 11%.

По блоку логические учебные действия прирост высокого уровня – на 12%, снижение низкого уровня – на 24.

По блоку постановка и решения проблем рост высокого уровня – на 12%, снижение низкого уровня – на 15%.

      45% детей ориентируются в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают  вопросы, находят нужную    информацию в учебнике, подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; составляют простой план, находят необходимую информацию,  как в учебнике, так и в словарях.  30% - действуют по образцу, способны выполнять при направляющей помощи педагога, пересказывать и работать с информацией. У 25% - большинство умений не сформированы.

26% детей владеют логическими операциями, умеют выделять существенные признаки и выделяют самостоятельно закономерности. 48% - владеют логическими операциями частично, группируют по несущественным признакам. У 26% - не сформированы логические операции.

39% детей хорошо ориентируются в изученном материале, могут  самостоятельно найти нужный источник информации, умеют самостоятельно наблюдать и делать простые выводы. 35% - не всегда могут определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках. 26% - самостоятельно не могут определять круг своего незнания, не могут делать самостоятельные выводы.

Формирование коммуникативных УУД

          Анализируя работу за прошедших два учебных года по  формированию коммуникативных УУД , можно сделать следующие выводы:

 37% детей отвечают на все вопросы, осознанно стремятся к сотрудничеству, 53% детей частично отвечают на  вопросы, работают в паре ситуативно. 10% детей не идут на контакт (Кулаков Максим, Кибальчич Фёдор, Прокопенков Илья).

 45% детей тактичны, вежливы, соблюдают этикет, понимают речевое обращение другого человека. 45% детей частично соблюдают этикет, не всегда понимают речевое обращение другого человека. 10% ( Кулаков Максим  молчалив, не понимает речевое обращение другого человека, Кибальчич Фёдор застенчив, молчалив, на контакт идет с трудом, боится окружения, всегда ходит и общается только с Захаровым Сашей, товарищем по месту жительства).

 23% детей слышат, понимают и дают собеседнику обратную связь. 72% детей слышат, понимают, обратную связь дают ситуативно. 5% (Кулаков Максим не слышит, не может дать обратную связь).

       Анализируя работу по  проверке уровня сформированности  коммуникативных УУД в этот период можно сделать следующие выводы:

По блоку коммуникация как кооперация динамика роста высокого уровня составил на 12%, снижение низкого уровня не произошло.

По блоку коммуникация как интериоризация рост высокого уровня сформированности составил на 18%, снижение низкого уровня не произошло.

По блоку коммуникация как интеракция осталась на прежнем уровне.

У 48% детей осознанное стремление к сотрудничеству, доброжелательно идут на контакт, участвуют в совместном решении проблемы. 42% детей участвуют выборочно в диалоге, идут на контакт, когда уверены в своих знаниях. 10% (Кибальчич Фёдор пассивен, Кулаков Максим  не идет на контакт).

  40% детей обладают хорошим словарным запасом и активно  им пользуются, усваивают материал, дают обратную связь (пересказ, рассказ). 55% детей читают, высказывают свои мысли по алгоритму. 5% ( Коньков Евгений) читает, но не понимает прочитанное и не может найти нужных слов при высказывании обратной связи.

Результаты и динамика результатов УУД во 2 – а классе

за 2013 – 2014уч. год

Диагн. показат.

Уровни

Уровень

Самостятельности.

Развитие

мотивации

Показатель

интеллекта

Уровень

Развития УУД

Высокий

8 – 40%

12 – 60%

6 – 30%

10 – 50%

Средний

6 – 30%

4 – 20%

8 – 40%

6 – 30%

Ниже среднего

4 – 20%

2 – 10%

4 – 20%

3 – 15%

Низкий

2 – 10%

2 – 10%

2 – 10%

1 – 5%

Итоговая диагностика за 2 класс:

В.У. – 5 уч –ся (25%)  С.У. -10уч –ся (50%)  Н.С.У. – 4 уч – ся (20%)   Н.У. – 1 уч – ся (5%)

Результаты и динамика результатов УУД в 3 – а классе

за 2014 – 2015уч. год

Диагн. показат.

Уровни

Уровень

самостятельности.

Развитие

мотивации

Показатель

интеллекта

Уровень

развития УУД

Высокий

9 – 45 %

13– 65%

6 – 30%

11 – 55%

Средний

8 – 40%

5– 25%

9 – 45%

7 – 35%

Ниже среднего

2 – 10%

1 – 5%

3 – 15%

1 – 5%

Низкий

1 –  5 %

1 –5%

2 – 10%

1 – 5%

Итоговая диагностика за 3 класс:

В.У. – 6 уч.ся – (30%)   С.У. – 10 уч.ся – (50%)

Н.С.У. – 3 уч.ся.( 15%)    Н.У. – 1 уч.ся. – (5%)

                     Директор школы________Л.Н.Белозорова

                         

Итоги комплексной работы во 2- а классе

за 2013 – 2014 учебный год (проверка развития УУД)

Учитель Тимофеева Татьяна Анатольевна

Фамилия, имя ученика

Кол – во баллов

Уровень усвоения

          знаний

1.

Арсеньева Надежда

10,5б

Базовый уровень

2.

Баранов Василий

10б

Базовый уровень

3.

Баранова Кристина

13б

Повышенный уровень

4.

Беликова Александра

12б

Базовый уровень

5.

Егорочкина Дарья

13,5б

Повышенный уровень

6.

Ефименкова Екатерина

13б

Повышенный уровень

7.

Захаров Александр

12б

Базовый уровень

8.

Кибальчич Фёдор

11б

Базовый уровень

9.

Коновалова Виктория

14б

Повышенный уровень

10.

Котвицкий Максим

14б

Повышенный уровень

11.

Коньков Евгений

Ниже базового уровня

12.

Кулаков Максим

Базовый уровень

13.

Ладоха Данила

10б

Базовый уровень

14.

Леонова Татьяна

10б

Базовый уровень

15.

Мартынов Глеб

13,5б

Повышенныйуровень

16.

Прокопенков Илья

10б

Базовый уровень

17.

Семерюк Степан

13б

Повышенный уровень

18.

Соколов Аркадий

13б

Базовый уровень

19.

Стеценко Серафим

15б

Повышенный уровень

20.

Тулякова Алина

14,5б

Повышенный уровень

В ходе выполнения итоговой комплексной работы, направленной на проверку развития универсальных учебных действий выявлены следующие результаты:

               Повышенный уровень  -   9  учащихся (45% )

               Базовый уровень  -  10   учащихся (50 % )

              Ниже базового уровня  -   1  учащийся (5  % )

   Классный руководитель                     Т. А. Тимофеева

Итоги комплексной работы в 3 – а классе

за 2014 – 2015 учебный год (проверка развития УУД)

Учитель Тимофеева Т.А.

Фамилия, имя ученика

Кол – во баллов

Уровень усвоения знаний

1.

Арсеньева Надежда

19,5баллов

базовый

2.

Баранов Василий

24б

базовый

3.

Баранова Кристина

27,5б

повышенный

4.

Беликова Александра

23 б

базовый

5.

Егорочкина Дарья

30 б

высокий

6.

Ефименкова Екатерина

25,5 б

повышенный

7.

Захаров Александр

25,5 б

повышенный

8.

Кибальчич Фёдор

23,5 б

базовый

9.

Коновалова Виктория

30 б

высокий

10.

Котвицкий Максим

29 б

повышенный

11.

Коньков Евгений

9 б

низкий

12.

Кулаков Максим

16 б

базовый

13.

Ладоха Данила

17 б

базовый

14.

Леонова Татьяна

24,5 б

повышенный

15.

Мартынов Глеб

13.5 б

базовый

16.

Прокопенков Илья

27 б

повышенный

17.

Семерюк Степан

18, 5 б

базовый

18.

Соколов Аркадий

32,5 б

высокий

19.

Стеценко Серафим

32 б

высокий

20.

Тулякова Алина

34 б

высокий

В ходе выполнения итоговой комплексной работы, направленной на проверку развития универсальных учебных действий выявлены следующие результаты:

Высокий уровень – 5 учащихся ( 25 %)

Повышенный уровень – 6 учащихся (30 %)

Базовый уровень – 8 учащихся ( 40%)

Низкий уровень   - 1 учащийся

    Классный руководитель                  Т. А. Тимофеева

Аналитическая справка

об использовании ИКТ  в деятельности

учителя  начальных классов

Тимофеевой Татьяны Анатольевны

       Успешное овладение знаниями в современном мире подразумевает обязательное применение всех образовательных и информационных ресурсов. Компетенция учителя в организации информационной основы деятельности обучающихся – необходимая основа для повышения качества  обученности и развития творческого мышления у детей.

      Тимофеева Татьяна Анатольевна повысила свою ИКТ-компетенцию на курсах:

  • Курсы повышения квалификации  по  программе: «ИКТ как средство педагогического мастерства» БИПКРО с 25.04.2011г. по 07.05.2011г. в объёме 782 часа.

     Учитель начальных классов при подготовке к урокам использует ресурсы сети Интернет.

 На своих уроках Татьяна Анатольевна регулярно использует ТСО (компьютер, проектор). Благодаря внедрению ИКТ на уроках по всем предметам реализуется  идея развивающего обучения, повысился темп урока, сократились  потери рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий.

       В своих презентациях к урокам  Татьяна Анатольевна использует разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. В качестве домашнего задания ученикам предлагается найти учебный материал в Интернете, составить презентацию. Очень часто на своих уроках учитель использует видеоролики, музыкальные произведения.

        Педагог активно использует  

        С опытом работы по данной теме Татьяна Анатольевна выступала на ШМО, давала открытые уроки, где демонстрировала их применение. Применение ИКТ повышает мотивацию к обучению, поэтому ученики педагога, используя информационно-коммуникационные технологии, с удовольствием создают к урокам  презентации мини-проектов, сообщений, исследовательских работ.

       Учитель использует ИКТ и во внеклассной воспитательной работе. Процесс внедрения ИКТ в воспитательную работу создаёт условия для педагогики сотрудничества и сотворчества, делает работу классного руководителя эффективной, наглядной, разнообразной, упрощает процесс общения с учениками и их родителями.

       Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь, использование информоционно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому я взяла   темой самообразования «Использование ИКТ в начальной школе». Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, изобразительное искусство, технология);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....

Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС

Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...

Формирование лексических и грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе(согласно ФГОС)

В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенци...

Проектирование программы формирования УУД в начальной школе на примере программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. в контексте ФГОС второго поколения

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколен...

Система оценивания в начальной школе по ФГОС и диагностические карты формирования УУД в 1-4 классах.

Материал разработан ШМО учителей начальных классов МОУ Кременкульская СОШ....