Игровое пространство в ГПД
статья (1 класс) на тему

Сороковская Людмила Анатольевна

Социально-политические изменения, происшедшие в постперестроечной России, привели к смене ценностных ориентиров. Это оказало значительное влияние на общество: нарушилось духовное единство российского народа, произошли изменения традиционных моральных норм и нравственности, западные нормы жизни и социального поведения пришли на смену советской идеологии.

Сегодня школа повернулась к личности ребенка, и отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию его способностей. Воспитание социально активной личности предполагает построение такой системы деятельности, в которой главным направлением становится формирование способности личности к саморазвитию и самореализации. Время требует от педагога и воспитателя особого профессионализма-умения общаться с детьми, направить их духовную энергию на выражение собственного «я» в момент творческой деятельности, поддержать их инициативу, т.е. быть педагогом и воспитателем развивающего обучения. Необходимо чтобы ребенок слушал, слышал и слушался.

Развивающее обучение в школе культурно-исторического типа характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском детьми решения различных проблем, развитием активности и самостоятельности.

Одна из сильных человеческих потребностей – потребность в общении, желание иметь близких друзей.

Для становления личности ребенка важно не только его интеллектуальное, но и эмоциональное и социальное развитие. Детям необходимо учиться самооценке, участвовать в совместной работе со своими сверстниками. Это поможет им не просто учиться, но и получать удовольствие от учебного процесса.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продлённого дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

Большое значение в воспитании детей, расширение кругозора об окружающем мире, привитии любви к чтению книг, интереса к учёбе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие. Отсюда возникает очень много вопросов “Почему?”. Ответить на эти вопросы мне помогают клубные часы.

Игры и развлечения — одна из форм работы в ГПД по ознакомлению младших школьников с условиями жизни на Земле в различных климатических зонах, их растительным и животным миром. В игровой форме ребята знакомятся с природно-климатическими зонами, различными видами ландшафтов, странами и населяющими их народами. Активно участвуя в развлечении, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представления о мире, и, что самое важное, получают радость от общения со сверстниками.

Через игру решаются практические и познавательные задачи в области экономики (решение социальных проблем, исходящих из жизненных ситуаций).

         Для успешного проведения познавательно-оздоровительных досугов у детей должен быть накоплен определенный багаж знаний. Для ознакомления детей с природно-климатическими зонами, их флорой и фауной, явлениями природы воспитатель использует произведения художественной литературы, репродукции картин, слайды.

Прекрасными пособиями являются энциклопедии «Иллюстрированная энциклопедия для любознательных» Брайан Уорд, «Почемучка» А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой, энциклопедии из серий «Все обо всем» и «Что есть что», «Большая энциклопедия ЧУДЕС СВЕТА» Москва РОСМЭН 2008, . Эти книги помогут вам подготовить и провести познавательные занятия.

Воспитатель ГПД должен помнить всегда, что нельзя отрывать ребенка от чудесного мира детской игры, ведь детство проходит так быстро и уже не повторяется в будущем.

 

Литература:

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

3. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии. 1994. № 5.

4. Мастерская учителя. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня. Москва «ВАКО» 2012

5. М.Ю. Картушина. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. Москва 2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровое пространство в ГПД18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое пространство в ГПД

Социально-политические изменения, происшедшие в постперестроечной России, привели к смене ценностных ориентиров. Это оказало значительное влияние на общество: нарушилось духовное единство российского народа, произошли изменения традиционных моральных норм и нравственности, западные нормы жизни и социального поведения пришли на смену советской идеологии.

Сегодня школа повернулась к личности ребенка, и отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию его способностей. Воспитание социально активной личности предполагает построение такой системы деятельности, в которой главным направлением становится формирование способности личности к саморазвитию и самореализации. Время требует от педагога и воспитателя особого профессионализма-умения общаться с детьми, направить их духовную энергию на выражение собственного «я» в момент творческой деятельности, поддержать их инициативу, т.е. быть педагогом и воспитателем развивающего обучения. Необходимо чтобы ребенок слушал, слышал и слушался.

Развивающее обучение в школе культурно-исторического типа характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском детьми решения различных проблем, развитием активности и самостоятельности.

Одна из сильных человеческих потребностей – потребность в общении, желание иметь близких друзей.

Для становления личности ребенка важно не только его интеллектуальное, но и эмоциональное и социальное развитие. Детям необходимо учиться самооценке, участвовать в совместной работе со своими сверстниками. Это поможет им не просто учиться, но и получать удовольствие от учебного процесса.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продлённого дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

Большое значение в воспитании детей, расширение кругозора об окружающем мире, привитии любви к чтению книг, интереса к учёбе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие. Отсюда возникает очень много вопросов “Почему?”. Ответить на эти вопросы мне помогают клубные часы.

Игры и развлечения — одна из форм работы в ГПД по ознакомлению младших школьников с условиями жизни на Земле в различных климатических зонах, их растительным и животным миром. В игровой форме ребята знакомятся с природно-климатическими зонами, различными видами ландшафтов, странами и населяющими их народами. Активно участвуя в развлечении, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представления о мире, и, что самое важное, получают радость от общения со сверстниками.

Через игру решаются практические и познавательные задачи в области экономики (решение социальных проблем, исходящих из жизненных ситуаций).

        Для успешного проведения познавательно-оздоровительных досугов у детей должен быть накоплен определенный багаж знаний. Для ознакомления детей с природно-климатическими зонами, их флорой и фауной, явлениями природы воспитатель использует произведения художественной литературы, репродукции картин, слайды.

Прекрасными пособиями являются энциклопедии «Иллюстрированная энциклопедия для любознательных» Брайан Уорд, «Почемучка» А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой, энциклопедии из серий «Все обо всем» и «Что есть что», «Большая энциклопедия ЧУДЕС СВЕТА» Москва РОСМЭН 2008, . Эти книги помогут вам подготовить и провести познавательные занятия.

Воспитатель ГПД должен помнить всегда, что нельзя отрывать ребенка от чудесного мира детской игры, ведь детство проходит так быстро и уже не повторяется в будущем.

Литература:

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

3. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии. 1994. № 5.

4. Мастерская учителя. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня. Москва «ВАКО» 2012

5. М.Ю. Картушина. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. Москва 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое пространство и эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей исключительно значима и актуальна. Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о ...

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»Советы родителям....

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения» Классное родительское собрание

Разработка классного родительского собрания во 2 классе  «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»...

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ.

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской д...

Использование игровых форм в образовательно -воспитательном пространстве

Игроритмикак - как эффетивная форма организации этапов урока музыки. В данном материале предлагаются виды музыкальных игр: ролевые, сюжетные, музыкально-подвижные игры, креативная гимнастика, уп...

«Организация игрового пространства детей с ОВЗ»

Статья посвящена созданию коррекционно-развивающих условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллек...

Игровая деятельность в творческом пространстве урока музыки

В системе эстетического воспитания учащихся в школе музыкальное воспитание занимает значительное место. Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические...