Использование игровых форм в образовательно -воспитательном пространстве
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Айсуева Надежда Алексеевна

 Игроритмикак - как эффетивная форма организации этапов урока музыки. В данном материале предлагаются виды музыкальных игр: ролевые, сюжетные, музыкально-подвижные игры, креативная гимнастика, упражнения на тренировку дыхания, ритмика с верёвочкой и т.д. Так же элементы игроритмики можно использовать в качестве физминуток.   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование игровых форм  в образовательно-воспитательном пространстве

Как педагогический феномен игра – полифункциональна. В процессе игры реализуется ее познавательная, коммуникативная, эвристическая, социокультурная, психодиагностическая, терапевтическая, развлекательная и другие функции.

Все это соответствует и музыкальной игре. В музыкальном искусстве, как и в игре – гармония свободы, фантазии и нормы, эстетический эффект, эмоциональная напряженность, импровизационность,  конструктивность и логика.

Игровые формы в  музыке рельефны и наглядны. Как и детская игра, музыка по преимуществу коллективная. В ней действуют солисты (ведущие), группы участников и все одновременно. Исполняют музыку, играя на музыкальных инструментах, певцы в опере играют свои роли. Один из видов игры – конкурс – стал традиционной формой музыкальной жизни. Ежегодно в нашей школе проводится конкурс «Дангина -Гэсэр», «Эдир Дангина», принимают участие в районных конкурсах детской эстрадной песни «Веснушки», «Наранай туяа –лучики солнца». Как другие искусства, музыка выросла из синкретической деятельности, заключавшей в себе, наряду с прочим, и зачатки игры. На пересекающихся связях Музыки и Игры основана музыкальная педагогика, использующая игровые  формы.

Педагоги-музыканты, работающие с детьми, давно заметили эффективность игры в занятиях музыкой. Э.Жак-Далькроз, К.Орф, Г.Кетман, разрабатывая свои системы, по сути, возвращали музыку к ее самому незамутненному источнику – игре.

Ввиду специфического многообразия содержания, вариативности и вероятностного характера музыкального языка, многозначности музыкальных образов, разнообразия жанров и форм музыка дает широкие возможности для использования игровых форм в образовательно- воспитательном пространстве, в том числе и в системе начального образования.

Младшему школьнику доступно все богатство игровой деятельности. При подготовке детей к школе я использую  музыкальные физминутки, ритмические игры  на русском и бурятском языках. Например: «Пять  пальцев».

Идут четыре брата

Навстречу старшему:

Здравствуй, большак,

Здорово Васька указка

Мишка серёдка

Гришка сиротка

До Кромка Тимошка.

 Дети с удовольствием произносят и показывают: «Барбаадай, Батан Туулай,  Тоохон Тобшо, Толи Байса, Бишиихан Шэгшуудэй».

 Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Они отвлекаются, внимание их рассеивается.  Снять напряжение помогали физминутки.

Проведение музыкальных физкультурных минуток в сопровождении рифмовок, стихов, счёта, припевок,  стимулирует умственную деятельность, тренирует психические процессы (память, внимание),  способствуют хорошему эмоциональному настрою, обеспечивает, благодаря смене деятельности, отдых.

 В педагогической практике могут быть использованы:

- игровой бурятский и русский фольклор;

- моделирующие игры (Рисуем музыкальный альбом, Запишем музыку, Соберем вариации);

- имитационные игры («Ритмическое эхо», «Где живут звуки?», « Бээлэй нюулга»)

- сюжетно-образные, режиссерские, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации (Сочиняем музыкальную сказку, Музыкальные образы, Музыкальные события, Музыкальное оформление);

-музыкально-дидактические, развивающие игры (Музыкальная лестница, Тихо-громко, Сколько звуков? Отгадай инструмент);

- игры-импровизации (Музыкальные вопросы, Музыкальные портреты);

- деловые игры (Идем в концертный зал, Мы – фольклористы);

- компьютерные музыкальные игры.

На занятиях по музыке используется  интеграционная связь бурятской и русской музыкальной культуры.  Изучая темы,  разучиваем песни бурятских композиторов на русском и бурятском языках. Например,  бурятский композитор в своих сборниках песен предлагает сразу в двух вариантах на русском и бурятском языках.

Туг, туг,туг,  

Хэн тоншоноб?

Би шандаган.

Хэрбэ шии

Шандаган юм хаа

Харуулыш утэр

Шэхэеэ.

 И тут же

 Тук, тук, тук

Кто стучится там

Заинька я

Если ты зайчик озорной

Покажи нам ушки тогда.

Дети с удовольствием показывают как стучится заяц, как показывает уши.

Сказки и Yлигеры.

Есть сборники сказок на 2 языках. Использую на уроках диски слайды.

При слушании музыки как русских композиторов так и бурятских композиторов,  дети умеют представлять, воображать и рисовать воображаемое в своих рисунках.

С хореографом  разучивают и танцуют русские и бурятские танцы.

Музыкально- подвижные игры

 

 Ритмический танец "Танец сидя"

Веселый танец-игра исполняется под музыку любой польки. Все участники танца сидят на стульях, перед ними ведущий. Он показывает движения, которые все ребята повторяют, предварительно не разучивая. Первые два раза можно комментировать движения какими - либо словами- подсказками. С каждым разом темп исполнения убыстряетсяничего не перепутать. (Тот, кто ни разу не ошибется, может быть награжден.)

Описание танца

А.         1-2 – хлопки ладошками по коленям.

3-4 - хлопки ладошками перед собой.

5-6 – "ножницы" (скрестные движения руками) справа.

7-8 - "ножницы" слева.

Б        1-2 – "погремушки" (имитация игры на погремушках)

3-4 - "погремушки" слева.– на правой руке, поднятой над головой).

7- 8 - "зайчики" левой рукой.

В.        1-2 – "пианино" (имитация игры на пианино) справа.

3- 4 - "пианино" слева.

5- 6 – поклоны головой вправо.

7- 8 - поклоны головой влево.

Г.        1- 2 - топнули правой ногой.

3- 4 - топнули левой ногой.

5-6 – все встают. 7-8 – все садятся.

Затем танец повторяется сначала. Можно играть 5-6 раз.

Ритмический  танец "Кузнечик"

("Песня о кузнечике" на музыку В. Я. Шаинского)

Первый куплет

А.        1-2 – два пружинистых полуприседа с двумя ударами руками по коленям.

3-4 – два пружинистых полуприседа и два хлопка в ладоши перед собой.

5-8 – повторить счет 1- 4.

Б.        1-2 – два пружинистых полуприседа со скрестными движениями руками справа

3 -4 - повторить счет 1-2 в другую сторону.

5- 6 – два пружинистых полуприседа с двумя ударами кулака о кулак справа ("молоточки").

7- 8 – повторить счет 5-6 в другую сторону.

Припев.  "Представьте себе…"

А.        1- 2 – прыжком – стойка ноги врозь руки в стороны – книзу ладонями вперед.

3 - 4 - прыжком – стойка ноги вместе, руки на пояс.

5 – 6 – четыре подскока на месте с поворотом на 360 градусов право.

Танец "Если весело живется…."

Все стоят в кругу или идут за ведущим  со словами, выполняя различные танцевальные движения.

А.        Если весело живется, хлопай так.                Два хлопка в ладоши.

Если весело живется, хлопай так.                Два хлопка.

Если весело живется, мы                        Два хлопка в ладоши

друг другу улыбнемся.

Если весело живется, хлопай так.

Б.        Если весело живется, щелкай так.                Два щелчка пальцами.

Если весело живется, хлопай так.                Два щелчка

Если весело живется, мы                        Два щелчка пальцами.

друг другу улыбнемся.

Если весело живется, щелкай так.

В.        Если весело живется, топай  так.                Два притопа.

Если весело живется, топай так.                Два притопа.

Если весело живется, мы

друг другу улыбнемся.

Если весело живется, топай так.                Два притопа.

Г.        Если весело живется,  хорошо!

Хорошо

Если весело живется,  хорошо!

Хорошо!

Если весело живется, мы

друг другу улыбнемся.

Если весело живется, делай все!!!                Два хлопка, два щелчка, два притопа

Если весело живется, мы

друг другу улыбнемся.

Если весело живется, делай все!!!                Два хлопка, два щелчка, два притопа.

Музыкально- подвижная игра "Эхо"

Педагог показывает движения детям, дети повторяют:

  • четыре хлопка на каждый счет;
  • один хлопок на два счета и еще один хлопок на два;
  • четыре хлопка на каждый счет;
  • один хлопок, и держать ладони вместе на четыре.

Задания можно менять по очередности.

Игроритмика

Различение динамики звука "Громко - тихо". Н громкую музыку – увеличение круга шагами назад от центра, на тихую музыку – уменьшение круга шагами вперед к центру.

Музыкально- подвижная игра "Водяной"

        Игра направлена на развитие быстроты и ловкости. Начертить круг – озеро. Играющие бегают вокруг озера. Водящий бегает в круге и ловит играющих, которые близко подходят к берегу. При этом водящему нельзя выходить за линию круга. Пойманные становятся в круг и помогают водящему ловить игроков.

Креативная гимнастика "Создай образ".

Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа.

При проведении игры педагог может предложить одно или несколько заданий:

  • пройти по камешкам через ручей в качестве любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по выбору;
  • в качестве любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку);
  • ловить бабочку или муху, перевоплотившись в различные персонажи;
  • изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по - разному.

Примечание. Проведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении ролей своими друзьями и стремились находить оригинальные движения, мимику.

Ритмический танец "Танец утят " (французская народная песня).

И.П – стойка руки согнуты в стороны, ладонями вперед, лицом в круг.

А.        1- 4 – четыре раза согнуть пальцы в кулачок ("клювики").

5- 8 – четыре раза поднять и опустить локти вниз ("крылышки").

Б.        1- 4 - приседая и вставая, четыре раза колени  вправо – влево ("хвостики").

5-8 - четыре хлопка перед собой.

В.- Г. -  повторить движения частей А - Б.

Припев.

А.  1-8 – восемь подскоков по кругу, держась за руки.

Б. – повторить движения части А.

В - Г. – повторить движения частей  А – Б в другую сторону.

Музыкально- подвижная игра " Отгадай, чей голосок?"

Все играющие, кроме одного, образуют круг. В центре круга - водящий с закрытыми глазами. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят: "Вот построили мы круг, повернемся разом вдруг(дети поворачиваются в другую сторону). А как скажем: "Скок, скок, скок", - отгадай, чей голосок?"

Слова "скок, скок, скок" говорит один ребенок по указанию педагога. Когда сказаны все слова, водящий открывает глаза и старается отгадать, кто сказал слова "скок, скок, скок". Если отгадает, то тот, кто говорил, становится водящим.

Передвигаться по кругу можно под музыку.

Танец " Мы пойдем сначала вправо"

Танцующие стоят в кругу, взявшись за руки. Ребята поют песенку и выполняют те движения, о которых поют.

Мы пойдем сначала вправо.

Раз, два, три!

А потом пойдем налево,

Раз, два, три!

А потом все соберемся,

Раз, два, три!                        Иду в круг.

А потом все разойдемся.

Раз, два, три!                        Иду из круга.

А потом мы все присядем.

Раз, два, три!                        Приседают.

А потом все дружно встанем.

Раз, два, три!                        Встают.

А потом мы все станцуем.

Раз, два, три!                        Встают.

А потом еще станцуем.

Раз, два, три!                        Выполняют произвольные движения.

Все движения исполняются не как спортивные, а как танцевальные, с фантазией. Танец повторяется 4-5 раз, все быстрее и быстрее, а в последний раз темп можно резко снизить.

Музыкально - подвижная игра " Найди предмет".

Построение в круг. У кого - то из детей спрятан предмет. Водящий под музыку обходит детей и ищет предмет. По мере приближения к предмету музыка звучит громче и наоборот. Выигрывает ребенок, который лучше ориентируется в динамике звука "громко – тихо" и быстрее найдет предмет.

Ритмический танец "Лавата"

Дети встают в круг, берутся за руки и идут в хороводе, приговаривая:

Дружно танцуем мы.

    Тра - та- та, тра- та- та.

Танец веселый наш –

                                           Это Лавата.

 Педагог спрашивает: «Ручки были?» Все отвечают: «Были». Педагог спрашивает: «А плечики были?» Все отвечают: «Нет!» Педагог говорит: «Тогда танцуем дальше» - и показывает движение плечами. Можно взять себя руками за собственные плечи или положить свою руку на плечо вперед идущего.

Участники хоровода кладут руки на плечи – свои или соседа, как покажет им ведущий, и продолжает танец.

Далее педагог может задать следующие вопросы: «Локти были?» - после чего все идут, взяв себя  или соседей за локти. Потом следующие вопросы: «Носы были?», «Уши были?» «Щеки были?», даже: «Пятки были?» - тогда все идут на корочках, касаясь себя за пятки. Игра продолжается произвольное количество раз.

Ритмический танец " Каравай"

 (народный  хоровод, танец- игра)

Построение в круг в сцеплении за руки, в середине стоит водящая. Дети идут по кругу в ритме с речитативом:

Как на Машины именины

Испекли мы каравай

Вот какой вышины,                Руки поднимаются вверх.

Вот какой ширины.                        Увеличивают круг

Каравай, каравай,                        Принимают исходное положение

Кого хочешь выбирай!                        лицом в круг.

Водящая. Я люблю конечно всех, но Катюшу больше всех! (Водящей становится Катюша.)

Музыкально - подвижная игра "Музыкальные стулья".

Все играющие сидят на стульях по кругу спиной к центру. Уводящего стула нет. За каждым участником закрепляется по две или три мелодии (детские песни).

Водящий идет по кругу. Если звучит первая мелодия, за ним идут те ребята, чья это музыка. Затем музыка меняется, встают другие и двигаются за водящим. А первые садятся на стулья и т.д. Но вдруг зазвучал марш, все быстро должны встать со своих стульев и пойти за водящим по кругу. Затем музыка прекращается, и дети бегут занимать стулья. Оставшийся без места становится водящим. 

Музыкально - подвижная игра " Карлики и великаны"

Играющие стоят лицом в круг. Под музыку дети выполняют танцевальные движения. В конце музыкального отрывка подается сигнал либо в высоком, либо в низком регистре. На аккорд в высоком регистре играющие становятся "карликами" и принимают упор присев. На аккорд в низком регистре дети поднимают руки вверх и становятся "великанами". Выигрывает тот, кто не ошибется в определенном регистре.

Креативная гимнастика. Музыкально- творческая игра "Ай, да я!"

Построение в круг. Водящий в центре круга демонстрирует танцевальные движения под музыку. Все дети хлопают. С окончанием музыки водящий говорит: "Ай, да я!" и, указывает на любого, спрашивает: "А ты?" Следующим водящим может стать тот, на кого указал предыдущий водящий, или любой ребенок по желанию.

Игра "Волшебный веселый бубен"

Дети сидят по кругу. Руководитель ударяет в звонкий бубен и пускает бубен по кругу. Дети передают бубен друг другу, произнося слова:

Ты катись, веселый бубен,

Быстро- быстро по рукам.

                                            У кого веселый бубен,

                                           Тот сейчас станцует нам.

У кого бубен задержался на последних словах песни, то выходит в круг и танцует.

Креативная гимнастика.

 Музыкально - подвижная игра с подражанием

 

Музыкально - подвижная игра "Повтори за мной"

Все играющие стоят в кругу лицом к центру. Выбирается водящий. Он показывает любое танцевальное движение. Все дети повторяют. Далее справа от него стоящий показывает движение, и все дети повторяют, и так далее. Сначала задание выполняется без музыки, а затем под музыку. Лучшие водящие поощряются переходящим призом.

Музыкально- подвижные игры - ведущий вид деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Креативная гимнастика – предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим заданиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

"Бомба"

Главная цель: Развитие умения слушать и находить источник звука

Дополнительные цели

Развитие способности концентрировать внимание.

Развитие сотрудничества в группе.

Что понадобится: Будильник (можно заменить метрономом)

Кол- во участников: От 3 до 10.

Основной вариант. Один из участников выходит из комнаты, а кто-то из оставшихся прячет будильник.

Замечания:Группе можно напоминать о том, что не следует шуметь и подсказывать водящему, где находится будильник.

Другие варианты

Водящему можно закрыть глаза.

Можно привнести элемент соревнования, выбрав одновременно двух играющих на роль водящих.

Искать источник звука может вся группа одновременно. В этом случае играющие должны стараться бесшумно двигаться по комнате.

"Поймай ритм"

Главная цель: Развитие умения слушать.

Дополнительные цели

Повышение способности концентрировать внимание.

Развитие кратковременной памяти.

 Кол- во участников        : От 3 до 8.

Основной вариант.: Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить. По мере возможности участники присоединяются к ведущему и, в конце концов, хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.

Замечания

Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши.

Другие варианты

 Можно отстукивать ритм на разных частях тела.

Ритм можно сопровождать словами. Например, "Суп с лапшой".

Для сопровождения можно использовать музыкальную запись.

Каждому участнику поочередно можно предлагать стать ведущим.

Можно использовать такие инструменты, как бубны.

Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо).

Участники могут повторить заданный ритм один за другим, по очереди.

Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: "Все меняется", чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму.

" Растущие цветы"

Главная цель: Развитие способности к лидерству и укрепление уверенности в себе.

Дополнительные цели

Повышение заинтересованности участниками быть активными в игре.

Развитие умения наблюдать.

Что понадобится: По музыкальному инструменту для каждого участника, два или три больших бумажных цветка на палках.

Кол- во участников: От 3 до 4.

Основной вариант. Один из группы играет на музыкальном инструменте, а остальные слушают. Вместе со звуками инструмента цветок (который на длинной палке держит кто-то из взрослых, не видимый для окружающих) появляется из-за пианино или другого предмета мебели. Если музыка стихает, цветок перестает "расти". Если музыка быстрая и громкая, цветок "растет" быстрее. Когда цветок уже больше не может "расти", все начинают танцевать и изображать "увядание" цветка – это зависит от характера музыки

Замечания

-По возможности. Занятие лучше проводить в комнате с высокими  потолками, чтобы цветок мог "расти" достаточно долгое время.

Другие варианты

Два участника могут играть на разных инструментах одновременно, "ведя" за собой два цветка.

Один из участников может помогать управлять цветком.

Можно использовать разные цветы или по- разному окрашенные.

Танец шляпы"

Главная цель: Развитие сотрудничества группе

Дополнительные цели

Развитие способности концентрировать внимание.

Развитие умения осознавать себя в группе.

Развитие ответственности и заботливости.

Что понадобится: Шляпа. Портативный синтезатор или музыкальная  аудиозапись

Кол- во участников: От 4до 8.

Основной вариант. Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение – с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.

Замечания: 

Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа.

Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.

Другие варианты:

Можно передавать другие предметы, например, шарф, перчатки, кофту, часы.

Как у дедушки Андрея

Педагог:  Сейчас мы вспомним старинную народную музыкальную игру под названием «Как у дедушки Андрея». Долгими осенними вечерами любила детвора ходить друг к другу в гости. Пели песни, в игры играли да сказки  друг другу сказывали. Вот одну такую песню- ГРУ вместе с вами, ребята, и мы сейчас исполним. Мы все вместе споем ее и даже станцуем. А слова там несложные, запомнить их совсем просто.

(Идет исполнение песни-игры «Как у дедушки Андрея». Педагог или специально подготовленные дети поют напев. Движения песни-игры показывают все участники игры.)

  1.                                            Как у дедушки Андрея

Было сорок сыновей.

                                           Они не пили, не ели,

     Все на дедушку глядели

                                            И делали вот так.

(Исполнители и с ними вместе все остальные дети качают головами поочередно в разные стороны.)

2.Текст песни повторяется один и тот же, меняются только движения – они добавляются к тем, что уже выучены. Во втором куплете одна рука берется за локоть второй, а вторая подпирает щеку пальчиком.

3. Добавляется движение плечом – одно плечо ритмично поднимается вверх в такт песне.

4. Добавляется притопывание ногой.

Педагог: Вот такая добрая песня получилась у нас. И станцевали, и спели мы.

Упражнения на тренировку дыхания

Эти можно использовать в качестве начальных этапов музыкального занятия или непосредственно перед тем,  как  перейти к вокальному исполнительству – пению. Предварительно педагог говорит, что для хорошего пения сначала надо научиться правильно дышать, а в этом помогут веселые упражнения.  Каждое упражнение одновременно является  веселой забавой, которая может затем повторяться детьми в минуты досуга.

Егорка

Для тренировки дыхания полезно бывает пропевание продолжительных фраз на одном звуке, которой длится на протяжении одного взятого дыхания. Например, «а-а-а» или «о-о-о». Звуки тянутся на удобной для детей высоте – в диапазоне «ми»- «соль».

А можно научить детей еще одному тренингу – скороговорке, которая вся должна произноситься на одном звуке, без дополнительного взятии дыхания. Начало этой скороговорки следующее: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки». Далее дети должны начать считать – «раз Егорка», «два Егорка», «три Егорка» и так далее. Чем больше Егорок сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.

В этом упражнении есть одна хитрость. Чтобы произнести как можно больше слов, их надо проговаривать как можно скорее.

Веники

При некотором овладении детьми умением делать глубокий вдох перед началом пения, попробуйте усложнить задание – разучить с ребятами особую попевку, которая называется «Веники».

        В русском фольклоре подобные попевки носят название «докучные», то есть бесконечные. Вот текст попевки – скороговорки про веники:

Веники, веники,

Веники – помелики,

На печи валялися,

С печи оборвалися,

Кум Гаврило, кум Гаврило,

Я Гавриле говорила….

(Скороговорка повторяется с начала.)

Сначала с детьми разучивается текст скороговорки, затем показывается, как она должна исполняться – не прерывая дыхания, то негромко, чтобы воздух экономно расходовался.

Пусть  в качестве тренировки дети попробуют научиться произносить все эти шесть первых строчек, не переводя дыхания, то есть, не делая более дополнительного вдоха.

По мере того как ребята приобретают навык скороговорки, пусть он научатся петь докучную попевку про веники на звуках разной высоты – поднимаясь все выше и выше по музыкальному звукоряду.

Фантазия

Педагог объясняет, что сегодня на занятии все снова будут заниматься тренировкой своего дыхательного аппарата, а поможет в этом всего только один звук – звук «ш».

- Вспомните, - обращается педагог к детям, когда мы в жизни слышим звук «ш». Он даже может быть протяжным – «шшшшшшшш». Давайте повторим его все вместе (повторятся вместе с детьми) «Шшшшшшш».

Идут ответы детей. Этот звук встречается, когда:

- ветер шелестит листьями деревьев;

- спускается воздушный шарик;

- набегает и убегает с берега морская волна;

- убегает вода из раскаленного чайника;

- жарится на сковороде картошка;

- встречаешь змею;

- сыплется песок;

- мама укачивает ребенка спать и просить его не шуметь;

- гладят вещи утюгом, перед этим  побрызгав водой.

Дети  имитируют движения, во время которых слышен звук «ш». Произнося этот звук, они раскачивают ладошками, подняв  вверх руки – изображая порывы ветра; делают вид, что сдувают воздушный шарик; подносят  к уху раковину и вслушиваются в издаваемый ею звук, гладят утюгом и т.д.

Усложняя упражнении, остальные показы можно делать с изменением динамики звука «ш». Усиление, а затем – ослабление звучания. Так же надо произносить звук «ш» - сначала с усилением его звучания, потом – с ослаблением.

Песня- игра «Шар»

Педагог: Ребята,  песня, которую мы сегодня с вами будем разучивать, необычная. Это песня- игра. Слова там простые, они почти не имеют смыслового содержания, а скорее, напоминают веселую шутку, скороговорку. В старину их называли тарабарщиной. Вы их запомните очень быстро. Зато потом, разучив и исполнив песню, можно проверить – все ли из вас  внимательны. Ну и самое главное – наше занятие развлечет вас, поможет приобрести хорошее настроение и улыбки.

А начнем мы вот с чего. Давайте вспомним всем хорошо известную песенку «В лесу родилась елочка». Исполним хором ее первый куплет, а чтобы получилось дружно, я вам помогу - дирижирую общим исполнением.

(Идет исполнение первого куплета песни «В лесу родилась елочка»)

Здорово у нас получилось – настоящий хоровой кружок. Я смотрю, мелодию песни все помнят неплохо. А вот теперь на мотив этой самой «Елочки» попробуем исполнить другие слова. Послушайте, они совсем не сложные.

Летит, летит по небу шар,

                                       По небу шар летит.

                                       И знаем мы, что этот шар

                                       До неба долетит.

Это текст песни- игры, которая называется «Шар». Давайте повторим эти слова вместе со мной.

(Идет повторение слов)

Попробуем еще раз повторить слова, а затем спеть их на уже знакомую мелодию «Елочки».

(Идет разучивание слов и исполнение их на знакомый мотив)

А вот  теперь мы примемся выполнять самое интересное, только будьте очень внимательны. Давайте для начала слово «шар» заменим на жест, вот такой: (показывает) руки вытянем вперед и сомкнем их пальцами, закруглив локти, как будто держим большой воздушный шар.

(Идет исполнение  песни с заменой первого слова. Педагог поет новые слова вместе с ребятами, демонстрируя правильное выполнение замены.)

Второе слово, которое мы будем не называть, а показывать, - слово «летит». Вытяните руки в стороны и плавно помашите ими, словно крыльями. Давайте споем песню уже с заменой двух слов – «шар» и «летит».

(Идет исполнение песни- игры с заменой слов «шар» и «летит»)

Последнее, что нам осталось показать, «небо». Это очень просто – пальцем вверх. Споем песню, заменив в ней все три слова – «шар», «летит» и «небо». Смотрите не ошибитесь, будьте внимательны.

(Идет исполнение песни- игры с заменой слов «шар»,  «летит» и «небо»)

Молодцы, почти никто не ошибся. Но мы пели песню про шар в медленном темпе. Попробуем увеличить  скорость и посмотрим, сумеем ли мы справиться.

(Идет быстрое исполнение всего четверостишия с заменой трех слов)

Ну вот, я смотрю, вам понравилось играть в эту веселую тарабарщину.

Кто теперь попробует заменить меня и стать ведущим?

(Идет исполнение песни- игры  с новыми  ведущими, которые показывают правильность выполнения замены слов жестами.)

Подобную игру можно провести в качестве игрового момента во время праздника встречи Нового года. Тогда с детьми разучивается четверостишие, которое исполняется на мотив все той же песенки «В лесу родилась елочка»:

Идет, идет к нам Дед Мороз,

К нам Дед  Мороз идет.

И знаем мы, что Дед Мороз

Подарки нам несет.

После того как ребята запомнили текст песни, надо заменить первые слова -  местоимения «к нам» и «мы» - на жест. Вместо этих слов все показывают ладонью на себя. При втором исполнении вместо слов «Дед Мороз» все показывают на Деда Мороза или, (если он еще не появился в зале), то на дверь. После чего заменяется слово «идет» - вместо него надо просто показать ходьбу на месте. Слово «знаем» показывают так – указательным пальцем прикасаются ко лбу, а слово «подарки» - округлым жестом, изображающим большой мешок.

 При последнем исполнении все слова основного исчезают, замененные на жестикуляцию, кроме предлогов и глагола «принесет».

Сам себе оркестр

Педагог. Исполнение любой песни становится более привлекательным в соответствующем музыкальном сопровождении. А что делать, если под рукой нет ни одного музыкального инструмента? Тогда вам помогут… ваши собственные руки. Ведь ладонями всегда можно хлопать одна о другую или о колени, пальцами – прищелкивать. То есть одновременно с пением музыкального произведения вы при этом получите еще и ритмико-двигательную тренировку.

 Познакомимся с известной финской песней- танцем «Делай так».

(Педагог показывает певческо - ритмическое исполнение первого куплета песни).

Если весело живется, делай так.

(Два хлопка в ладоши.)

Если весело живется, делай так.

(Два хлопка в ладоши.)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так.

 (Два хлопка в ладоши.)

(После чего дети  повторяют пение первого куплета с хлопками.)

Педагог. Вот вы почти научились исполнению этой песни. Ее основной текст в последующих четырех куплетах не меняется, меняется только его ритмическое оформление.

        Далее под руководством педагога дети осваивают ритмические движения каждого последующего куплета. Во втором куплете вместо хлопков в ладоши дети должны сделать по два щелчка пальцами.

В третьем – по два хлопка ладонями по коленям.

В четвертом – по два притопа ногами.

В пятом куплете на месте ритмических движений следует произнести слово «хорошо». Сам куплет при этом несколько видоизменится и будет выглядеть следующим образом:

5 куплет:

Если весело, то крикни «хорошо», (Хорошо.)

Если весело, то крикни «хорошо», (Хорошо.)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся.

Если весело, то крикни «хорошо». (Хорошо.)

И, наконец, в последнем – 6 куплете собираются вместе все движения, которые выполнялись в предыдущих куплетах.

То есть после первой, второй и четвертой строчек дети должны произвести следующие действия: сделать по два хлопка в ладоши, два щелчка пальцами, два хлопка ладонями по коленям, два притопа ногами и произнести слово «хорошо». Вот как будет выглядеть исполнение последнего куплета:

6 куплет:

Если весело тебе, то делай все.

(Два хлопка, два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа и слово «хорошо».)

Если весело тебе, то делай все.

(Два хлопка, два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа и слово «хорошо».)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело  тебе, то делай все.

(Два хлопка, два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа и слово «хорошо».)

Песню- танец «Делай так» можно рекомендовать для использования на любых празднествах.

Зеркало

Эффективным во время музыкальных игр оказывается прием, который называется «зеркало»: солист (педагог или один из детей) выходит вперед и показывает импровизированные ритмические движения. Задача остальных детей – повторить движения солиста.

Показ таких движений может проходить под одновременное исполнение детьми песни ил просто под инструментальную музыку. Для такой игры-развлечения можно использовать практически любую танцевальную музыку. Главное условие – четкий ритм, который дожжен быть простым для усвоения детьми, ведь их движения необходимо  выстраивать так, чтобы они совпадали по своему метроритмическому рисунку с ритмом песни.

Ритмика с веревочкой

Педагог и его партнер слегка раскачивают веревочку, остальные дети должны, прыгая через раскачивающуюся веревку, скандировать нараспев стихотворение в ритме, заданном веревочным колебанием.

Для такого упражнения подойдут народные прибаутки, например, такая:

Тра-та-та, тра-та-та,

Два пушистеньких кота,

Серый кот в чулане,

Все усы в сметане

Рыжий кот полез в подвал

И мышонка там поймал.

Тот, кто собьется с ритма и заденет веревочку, выходит из игры, заменяя партнера педагога.

Новогодняя игра

Когда проводится новогодний вечер, и на праздник заглянет Дедушка Мороз, то он может стать ведущим в игре «Давайте все делать как я!», где он увлекает остальных игроков своими действиями.

Сначала все дети  вместе хором повторяют основной текст игры:

Давайте все делать как я,

Давайте все делать как я.

      А ну-ка все вместе, все враз,

Все делают вместе  у нас.

После исполнения на любой произвольный мотив (вальса или полечки) каждой строчки надо выполнить какой- нибудь жест, в каждом куплете – свой. Например, в первом куплете это могут быть два хлопка. Тогда исполнение станет таким:

Давайте все делать как я (два хлопка),

Давайте все делать как я  (два хлопка).

      А ну-ка все вместе, все враз (два хлопка),

Все делают вместе у нас (два хлопка).

Во втором куплете хлопки надо заменить на два притопа. В третьем куплете – на произнесение слов «ха-ха». В четвертом – на имитацию чихания – «Апчхи!».

Пусть Дед Мороз, как водящий, попробует разнообразить варианты исполнения. Например, можно делать приседания, прыжки, произносить разные слова и т.д.

Детский  диско-танец

Возможное музыкальное сопровождение: любая активная ритмическая музыка, но, желательно, чтобы она была не слишком громкая и агрессивная.

  1. Два хлопка в ладоши.
  2. Два хлопка по коленям.
  3. Два перекрестных движения согнутыми в локтях руками справа с поворотом корпуса вправо.
  4. Два перекрестных движения согнутыми в локтях руками слева с поворотом корпуса влево.
  5. Два движения руками на уровне пояса кистями рук – «лапки» - справа с поворотом корпуса вправо
  6. Два движения руками на уровне пояса кистями рук – «лапки» - слева с поворотом корпуса влево.
  7. Два рывка кулаками вверх- вниз с выставленными вверх большими пальцами справа с поворотом корпуса вправо.
  8. Два рывка кулаками вверх- вниз с выставленными вверх большими пальцами слева с поворотом корпуса влево.
  9. Кистью правой рукой вправо делается жест «позови пальчиком» - указательный палец выставляется вперед и дважды «манит» к себе. Корпус поворачивается вправо.
  10. Тот же самый жест дважды повторяется указательным пальцем левой руки с поворотом корпуса влево.

  1. Голова кивает, повернувшись вправо.
  2. Голова кивает, повернувшись влево.
  3. Поднимается вверх и опускается правое колено.
  4. Поднимается вверх и опускается левое колено.
  5. Надо приподняться и быстро привстать со стула. При этом музыкальный руководитель произносит вслух команду «Встали!»
  6. Так же быстро в ритме музыки надо сесть обратно. При этом музыкальный руководитель произносит вслух команду «Сели!»

После разучиваний всех жестов в спокойном темпе танец повторяется более быстро.

Литература:

1. Джон Бин, Амилия Оулдфилд Волшебная дудочка 78 развивающих музыкальных игр Серия Особый ребенок. Центр традиционного и современного образования "Теревинф", М.,2000

2. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей , Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов на Дону: Феникс, 2004.

3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Са-Фи-Дансе". Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: "Детство-пресс", 2003

4. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Использование игровых форм тестов для проверки естественно-научных знаний.

Игровые формы тестов помогут учителю быстро и с интересом проверить знания учащихся, выявить готовность к восприятию нового материала....

Активно - игровые формы в "Учебно - воспитательном процессе".

Статья расскрывает значение игры в учебном процессе детей начальной школы....

Методическая статья «Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературного чтения»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательной и интересной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изуч...

Выступление «Использование игровых форм обучения в 1 классе»

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Роль использования игровых форм урока при обучении английскому языку в начальной школе.

На раннем этапе обучения иностранному языку важнейшая из задач учителя - сделать английский язык  интересным и любимым предметом для детей. В начальных классах дети очень подвижны, внимание ...