Круглый стол для родителей и детей. «Культура. Культура? Культура!»
консультация (2 класс) на тему

Карташова Ольга Николаевна

Цель:

  • Формировать у родителей и детей понимание значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов;
  • Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и вне ее, а также дома.

Возраст: 2 класс.

Форма проведения: «Шесть интеллектуальных шляп»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_kultura.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей и детей.

«Культура. Культура? Культура!»

 

Подготовила учитель начальных классов

Карташова Ольга Николаевна

Круглый стол для родителей и детей.

Тема: Культура. Культура? Культура!

 

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Дж. Свифт

От правильного воспитания детей зависит благосостояния всего народа.

Д. Локк

Умей себе приказывать, муштруй себя, а не выпячивай.

В. Шефнер

Цель:

  • Формировать у родителей и детей понимание значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов;
  • Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и вне ее, а также дома.

Возраст: 2 класс.

Форма проведения: «Шесть интеллектуальных шляп»

Подготовительная работа:

  1. Видеозапись поведения детей в школе.

Оформление: шляпы, плакаты с высказываниями, карточки с ситуациями.

Ход собрания.

I.         Вступительное слово.

        Добрый вечер, уважаемые родители, дорогие дети! Я очень рада видеть вас в стенах родной школы.

Вот сегодня мы и проведем игру «Шесть интеллектуальных шляп», но в игре будет решаться серьезная проблема.

II. Знакомство с правилами игры.

        Каждой группе я предлагаю выбрать, т.е. вытянуть, под какой
шляпой вы будете работать.

Белая (1) Вы работаете с информацией, статистикой, личными наблюдениями, факты, цифры.

Зеленая    (2)    Выявить    проблему.    Причины    возникновения проблемы.

Красная (3) Что мы чувствуем по данной проблеме.

Черная (4) можно ли разрешить эту проблему? Каким образом?

Желтая (5) Насколько выгодно решение данной проблемы, кому это выгодно, зачем это делать?

Синяя (6) Подводят итоги, определяют следующие шаги.

III. Знакомство с проблемой.

        Вы уже обратили внимание на высказывания, народные мудрости.

        Как думаете, о чем пойдет речь?

        Что же такое культура человека в нашем понимании?

( Духовное богатство, моральные качества, формы общения.)

IV. Анализ видеоматериалов по теме собрания.

        Давайте послушаем, что об этом говорят наши дети.

(видеозапись с высказыванием детей)

V. Толкование слова «Культура»

Культура в словаре Сергея Ивановича Ожегова трактуется так:

«1.Совокупность достижений человечества в производственном и умственном отношении.

2. Разведение, выращивание каких – нибудь растений, а также бактерий, выращенные в лаборатории.

3. Высокий уровень чего – нибудь, высокое развитие, умение.

4. Физическая культура»

VI. Работа в группах.

        Сейчас Вы будете работать в группах. Примите видеозапись «Наши дети» как пищу для размышления и информацию, наблюдения для Белой шляпы.

VII. Обсуждение.

Давайте послушаем Белую шляпу.

Факты, цифры, наблюдения.

Зарегист-но

 административных нарушениявсего преступл

угроза

Кражи

Грабежи

Ванда-

лизм

лизм

Алклголь

Административных нарушений

Причинение

 Насилия, телесных повреждений,

Алкоголь-

ное опьянение

лизм

алкомии

За

2007-2008г.г.

26

1 чел. ст.115 (ч.1)- причине

ние

 легкого вреда здоровью

1 чел. ст.114 (ч.2)- нанесение удара ножом

1чел.-вымогательство денег

1 чел. -уничтожение имущества

19

2

1

За2008-2009г.г.

по сег. день

5

1чел.

3чел.+

1 чел.-нарушение покоя в ночное время

По поведению на внутришкольном учете стоит 32 человека. Это составляет 5,7 % от общего числа учащихся.

Наличие в школе случаев травматизма.

В селе совершены акты вандализма: осквернение памятника

Подростки распивают спиртные напитки,

 сквернословят.

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Это кругом и повсеместно.

В поселке и в школе очень распространена ненормативная лексика, сквернословие, мат.

О чем говорят эти факты?

Случаи травматизма, употребление жаргонов, нецензурных выражений, наличие драк, рост процента детей, внешний вид которых не соответствует назначению.

Т.е. проблема культуры поведения, внешнего вида существует.

А теперь слушаем Зеленую шляпу.

Причины.

  1. Дети просто не знают некоторых правил,
    (эта причина легко устранима).

Дети не знают, что не принято подавать первым руку, когда здороваешься со взрослыми; неприлично во время действия в театре жевать конфеты…

Другие правила дети знают, но не умеют их правильно выполнять. Они здороваться и разговаривать, не глядя на собеседника. Значит, надо не только рассказывать о том, что 6есть такое правило, но и показывать, как выполнять его.

  1. Личный пример.

Требуя надлежащего поведения, взрослым стоит постоянно и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.

К личному примеру.

Вызывает учительница отца в школу.

  • Ваш сын разбил окно в классе.
  • Зимой? Негодяй! Он же мог здорово простудиться!

3.        Взрослые    далеко    не    всегда    образцово    ведут    себя    в
общественных местах, дома, на улице. Отсутствие привычки к
волевому усилию.

Необходимо постоянно тактично напоминать ребенку о правилах, которым они должны следовать.

Родители, вмешавшись в конфликт, должны постараться быть справедливыми, избегать оценочных суждений.

Чтобы сформировать навык, нужны упражнения.

  1. В общении неумение договариваться, остановиться вовремя,
    уступать.   Макаренко  считал,   что  «человек  без  тормоза  -
    испорченная машина»

Идут двое друзей. Разговаривают громко, обсуждая вчерашний хоккейный матч: один вспоминает ход игры, другой ему поддакивает, поддерживает… Вместе заново переживают вчерашнее… Драка

Учить ребенка вовремя остановиться: не сказать лишнего, обидного слова, не поднять руку, особенно, если перед тобой тот, кто слабее.

  1. Во внешнем виде следование моде.

Психологи наблюдали, если с утра в воскресенье надеть старенький халат без пуговиц, то день проходит шиворот –навыворот.

Если вы в театре встретите двух нарядных мужчин, то их костюм не подскажет вам: вот министр, а вот рабочий. А если мужчина одет в самый красивый свитер, то на него все обратят внимание.

Культура внешнего вида

  1. Чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус.
  2. Не может быть красивым то, что может нанести ущерб
    здоровью.
  3. Одежда должна соответствовать своему назначению.
  4. Одежда должна соответствовать индивидуальным
    особенностям.
  5. Одежда должна соответствовать своему возрасту.

  1. Не тактичность в поведении.

...Нарядная оживленная женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев ее, поднимается девочка:

  • садитесь, пожалуйста!
  • Ну что ты... спасибо... не надо...
  • Садитесь! Я всегда пожилым место уступаю!
    Оживление на лице женщины гаснет...

Культура общения не складывается из одной лишь вежливости. Ее непременный атрибут - тактичность.

А теперь слово «Красной Шляпе»
Они выразят свои чувства и эмоции.

Давайте послушаем «Черную шляпу».

Можно ли разрешить проблему?

Что скажет нам «Желтая шляпа»?

Кому выгодно, насколько это выгодно, нужно ли это делать.

Правила человеческого поведения выработаны многовековой историей общества. Тот человек, который владеет по крайней мере двумя важными преимуществами. Во – первых, он не только не ограничивает себя, а наоборот, становиться более свободным, не тратящим времени по поводу того, как поступать, во- вторых, такой человек производя благоприятное впечатление на других, может достигнуть гораздо больших успехов во всех сферах деятельности

Итак, итоги подведет «Синяя шляпа» и наметит дальнейшие
шаги.

Если вернуться к истории о ежах. Что же такое культура?
Может, культура - это «золотая середина», которую нашли люди
для удобства общения, поведения.

М.И.Калинин заметил, культура начинается с умывания лица. Это простая аксиома усваивается в детстве.

VIII. Заключение.

В психологии есть забавный пример: человек - это дробь, числитель, который обозначает, на сколько сам человек себя оценивает, а знаменатель - на сколько оценивают его окружающие. Чем больше числитель и меньше знаменатель, тем неустойчивее дробь, которая вот-вот опрокинется.

     В виде, какой дроби вы хотели бы видеть своего ребенка?

        Думаю,   что   сегодняшний   разговор   поможет   детям   стать
правильной дробью.

Чтение стихотворений, высказывание детей.

Стихотворение «Красота» Николай Алексеевич Заболоцкий

Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка.Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда, она рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине ее горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты ее нехороши И нечем ей прельстить воображенье,-Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье. А если это так, то что есть красота? ,И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Ты старушке место

В транспорте уступишь.

Маме помогая,

Хлеб к обеду купишь,

С другом на уроке

Ты болтать не будешь,

 И сказать «спасибо»

Ты не позабудешь.

В комнате порядок

Наведешь, конечно.

И друзей поздравишь

С праздником сердечно.

В разговоре взрослых

Перебить не сможешь

И в несчастье другу

Ты всегда поможешь,

Слабому в защите,

Верно, не откажешь,

О другом, конечно,

Слов плохих не скажешь.

Вежливый ребенок –

Это просто клад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями "Здоровая семья - здоровый ребенок"

цели это мероприятия: повысить уровень знаний родителей в области формирования,сохранения, укрепления здоровья детей, формирование здорового образа жизни; повышение социальной активности и укрепления ...

Круглый стол для родителей «Без добрых дел нет доброго имени»

Цель: показать необходимость целенаправленного воспитания у детей  доброты, побудить их к этому. В разработке содержится  памятка для родителей о воспитании доброты в детях, заповеди разумно...

Круглый стол для родителей «Игра и труд в жизни младшего школьника»

Показать родителям значимость игры и труда в семь, развития личности ребенка; обратить их внимание на использование приемов трудового воспитания, познаватель...

Круглый стол для родителей "Как хорошо уметь читать"

Цель: развитие интереса к формированию интеллектуальных умений, желания читать. обмен идеями, суждениями, мнениями в группе, направленных на решение поставленных задач...

Круглый стол для родителей «Родитель – как много в этом слове…»

В данном конспекте описано содержание круглого стола для родиелей по теме осознанного родительства. В наше время очень остро стоит вопрос о роли родителей в воспитании детей. Какой должен быть успешны...