Родительское собрание "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов".
консультация (2 класс) по теме

Петличёва Татьяна Валериевна

В современном понимании орфография - это система правил написания слов.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся - задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание
Тема: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»


Цель: повышения эффективности просветительской работы родительского коллектива по формированию орфографического навыка учащихся начальных классах.
Этапы работы
1.Организационный момент
2.Психологический настрой
3.Тренинг «Муха» - снятие эмоционального напряжения.
4.Лекторий « Развитие орфографической зоркости»
5.Мониторинг техники чтения
6.Итоги контрольных работ
7.Проверка письменных работ.
8.Упражнение «Хвасталки в шляпе»
9.Итог собрания. «Отзыв о собрании».

Ход собрания

1.Психологический настрой на собрание
Тренинг:  Упражнение
«Муха»
Цель: снятие  эмоционального напряжения
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Термин « орфография» создан на базе греческих слов  огthos «правильный» и  grapho «пишу», буквальным переводом его на русский язык является термин «правописание».

В современном понимании орфография - это система правил написания слов.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся - задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).

Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема  грамотного письма учащихся. Анализ диктантов заставляет задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализируя письменные работы детей,  беседы по готовности  детей к уроку, их устную работу на уроках, беседуя с коллегами,  мною были  выявлены причины,  способствующие не грамотному  письму учащихся:
1. незнание правил;
2. знание правила, но неумение их применять;
3. ребята мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
4. отсутствует положительная мотивация;
5. плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
6. дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.
Возможны  и другие причины:
1) невнимание, рассеянность, поспешность;
2) не видит орфограмму (нет зоркости);
3) орфограмму видит, но ошибочно определяет;
4) допускает ошибку на одной из ступени алгоритма проверки;
5) не понимает значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
6) работает медленно, не успевает применить свои знания.
Работу по развитию орфографической зоркости я разбила на несколько этапов.
Первое, что я предпринимаю, анализирую ошибки в работах, выясняются причины слабой успеваемости, намечаю пути устранения наиболее типичных ошибок. Показать Таблицы Итоговых контрольных работ.
На втором этапе определяются приемы работы по формированию орфографической зоркости:
- Повторение изученной орфограммы. Дети сами формулируют и задают вопросы по данной орфограмме одноклассникам (в парах, цепочкой). В результате такой работы, учащиеся повторяют теоретический материал и закрепляют практические навыки и умения.
- На уроках русского языка провожу орфографические минутки.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Умение обнаруживать орфограммы,   это фактор является залогом грамотного письма.  Карточка
Русский язык - значит правила. Никакой другой ассоциации термин « русский язык», увы, не вызывает.  
Сами себя по отношению к правилам взрослые делят на два «вида».
1.  Правила никогда не учил, но пишу правильно.
2.  Правила помню наизусть, но пишу с ошибками.
Хотя следует отметить, что абсолютно грамотных людей нет.
- Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальных классов своим количеством?
-Как сделать так, чтобы правила не  разлетались по разным уголкам детского сознания?
И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
  - во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
  - во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм, Таблица « Важнейшие орфограммы»
  - в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Итог:
Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Больше детей, которые знают правила, а применить их на практике не умеют. Вывод: наши ученики должны знать правила и уметь их применять.
3.
Решение собрания:
- регулярно учить правило
- читать  больше  и внимательно с исправлением ошибок
- помогать ребятам, находить орфограммы не указывая на них
- разъяснять значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста.
И нужно помнить гласное ..
Упражнение
«Хвасталки в шляпе » «мой ребенок...» Каждый участник  позитивным прилагательным должен охарактеризовать своего ребенка.
Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
4.  Итог собрания.
В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания:
- что они узнали нового,
- в чём смогли убедиться,
- что вызвало их негативную реакцию.
Для этого они заполняют
«Отзыв о собрании».
•       Я узнал, что…
• Новым для меня стало то, …
• Я убедился, что…
• Меня не смогли убедить в том, что…
• Я категорически против того, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....

"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"

Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Ум...

Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»

Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»...

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...