Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
методическая разработка на тему
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда ученика предостерегает опасность допустить ошибку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_u_uchashchihsya_nachalnyh_klassov_1.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный опыт на тему:
«Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»
Золоева-Мамаева М.Т.-
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №2 г Дигоры
2012г
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда ученика предостерегает опасность допустить ошибку.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, я располагаю в определенной последовательности.
1. Письмо с проговариванием.
В основе этого письма – проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её. Например: За- пишу з с гласной а и т.д.
Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Нра- пишу н , пишу ра (р) с гласной А».Такое письмо исключает пропуски букв. Когла все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговаривание является грамотное письмо, исключаются ошибки на пропуски и замену букв. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию- письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества. Сначала образец проговаривания я давала сама 1-2 слова по слогам, потом дети себе диктовали хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально.
Проговаривание вносит в урок разнообразие, предупреждает скуку, утомляемость.
2. Списывание.
Списывание основывается на проговаривании по слогам. Это вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся.Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, я рекомендую детям пользоваться бумажными полосками, которые кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам, следующее слово и т.д. до конца упражнения. Некоторые ученики отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить все упражнение. Чтобы сосредоточить их внимание, я провожу игру «Как птичка зернышки клюет?». Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх- вниз, вверх-вниз,
А на вопрос: «А как мы будем зернышки клевать?» Хором отвечают: « В книжку, в тетрадь, в книжку, в тетрадь». – «А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей « птичкой», -продолжаю я. «А самой лучшей птичкой будет тот, кто все задания выполнит быстро, красиво, грамотно», – отвечают дети.
В процессе списывания у детей вырабатывается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитываются самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
3. Комментированнное письмо
Этот тип диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают слова и слова, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно следить за тем, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно и все остальные. Постепенно развиваются внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
4. Письмо под диктовку.
Сначала диктуют слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибается). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, стараюсь повысить внимание к слову, развивать слуховую память, фонематический слух, чтобы исключить ошибки типа: «на деревьев», вместо на деревьях.
5. Письмо по памяти.
Такой вид письма я провожу очень часто. Он развивает память, мышление, речь, внимание.
6. Творческие работы.
Это самый трудный вид письма, требующий огромного внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (каждое слово диктуется по слогам), и на логику изложения. Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Например, даю зимние слова (снег, мороз, конки, каток, снеговик, снежки и т.д.). Дети сразу представляют себе время года – зиму, зимние забавы детей и легко составляют как отдельные предложения, так и небольшие рассказы.
Мои ученики очень любят писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают меня, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. При проведении творческих работ и с целью проверки работы, мои ученики пользуются такой памяткой:
- Состав рассказ.
- Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
- Запиши, диктуя себе по слогам, где нужно подбери проверочное слово.
- Проверь по слогам каждое слово.
- Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаю в каждый урок русского языка. В чем их суть?
Произношу слово «мальчик», одновременного на доске изображаю его схему в виде прямоугольника. дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или большой буквы писать и почему? Если с большой, я пририсовываю к прямоугольнику вертикальную черту
– Какие еще правила спрятались в этом слове ? – спрашиваю у детей. – Какие буквы «спорят»? Какие побеждают?
- Сугроб…, сне…, заво…, шка…, рука….
- Золое… в/ф, Акое… в/ф, Кру… г/к, Стол… б/п
- К(о/а)за, д(о/а)ма, р(е/и)кА, тр(о/а)ва
- П(о/а)ет, з(о/а)веет, л(е/и)тит
Систематически проводя указанные выше виды работ, формируют у учащихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты. Для развития орфографического навыка у учащихся я всоей работе применяю также стихотворные упражнения. Назначение таких упражнений предельно просто.
Основное требование – не подменять ими правила учебника. Стишки эти заучиваются учениками еще в букварный период одновременно с накапливанием опыта чтения по «Букварю» и в последующих классах. Вот некоторые из этих стишков.
Большая буква
Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда!
Разделительный мягкий знак
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья!
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е, ё!
Безударные гласные
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Буква твёрдый знак
Твердый знак – нужный знак!
И узнать его пустяк.
За приставкой он стоит,
Ничего инее говорит –
А за ним е, ё ю, я –
Его лучшие друзья.
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
В сочетаниях ЧА-ЩА
пишем только букву А!
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ЧА и ЩА.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
пишем только букву У!
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
Все слова на ЩУ и ЧУ:
Только с буквой У пишу
Для письма по памяти
Р…чной, л…сной, г…ристый,
М…рской, р…дной, л…систый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно сп…ши!
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.
Естественно, что не все рифмовки читаются детьми в период обучения грамоте. Основная часть упражнений проводится на уроках русского языка.
В одном я убедилась т очно: использование подобных рифмованных упражений в сочетании с заданиями учебников, другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.
Беспроверочные написания – самый трудный раздел обучения орфографии в начальной школе. В начальных классах непроверяемые слова обычно заучиваются без какого-либо объяснения, что наносит большой ущерб орфографической зоркости. В изучении орфографии слов, непроверяемых ударением, неоценимую роль играет этимологический анализ сорва. Дети должны понимать, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на ее положениях.
Этимологический анализ – эффективный прием обогащения словарного запаса слов у детей.
Как я провожу работу со словарными словами:
- Знакомлю детей с непроверяемыми словами, выясняю и уточняю его лексическое значение.
- Учу проговаривать слово орфоэпическм, затем орфографически.
- Приступаем к осознанному нахождению офограммы.
- Знакомлю детей с этимологической с правкой к непроверяемому слову.
- Например:
- Сегодня на уроке мы будем писать слово корова.
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите первый слог, второй слог, третий слог.
- Произнесите слово с ударением.
- На какой слог падает ударение?
- Назовите орфограмму. Докажите.
- Как можно проверить безударную гласную в первом слоге?
- Какие слова вы еще знаете с сочетанием –оро-?
- Как вы напишите все эти слова? Почему?
- Как вы думаете, почему домашнее животное назвали коровой?
Открываем этимологический словарь и читаем статью о корове.
Корова – домашнее животное, произошло от слова кор. На дрвенерусском языке кор значит рог. Корова – рогатая.
Дети записывают этимологическую справку в свои словари.
Вот несколько вариантов таких записей:
Огурец – от огур – незрелый.
Телефон – от теле – далеко и фоне – звук.
Мешок – от мех.
Столица – от стол.
Дорога, мороз, корова – содержат полногласие –оро-, в котором не бывает буква а.
История методики, практика преподавания и раскрытие особенностей этимологического анализа говорят о значительной ценности этого методического приема как средства обучения орфографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....
"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"
Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....
Родительское собрание "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов".
В современном понимании орфография - это система правил написания слов.Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное...
Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»
Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»...
Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...