Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
методическая разработка на тему

Золоева  Мая Тимофеевна

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим  надобность   в правилах и развивающим  способность выделять при письме  те случаи, когда ученика  предостерегает  опасность допустить  ошибку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщенный опыт на тему:

 «Развитие орфографической зоркости у  учащихся начальных классов» 


                                        Золоева-Мамаева М.Т.-

                                     учитель начальных классов

                              МКОУ СОШ №2 г Дигоры

                          2012г

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим  надобность   в правилах и развивающим  способность выделять при письме  те случаи, когда ученика  предостерегает  опасность допустить  ошибку.

Упражнения по выработке  орфографической  зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, я располагаю в определенной последовательности.

1. Письмо с проговариванием.

В основе этого письма – проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её. Например: За- пишу з с гласной а и т.д.

Слоги со стечением  согласных дети проговаривают так: «Нра- пишу н , пишу ра (р) с гласной А».Такое письмо исключает пропуски букв. Когла все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговаривание является грамотное письмо, исключаются ошибки на пропуски и замену букв. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию- письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества. Сначала образец  проговаривания я давала сама 1-2 слова по слогам, потом дети себе диктовали хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально.

Проговаривание вносит в урок разнообразие, предупреждает скуку, утомляемость.

2. Списывание.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Это вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся.Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски  слова в учебнике, я рекомендую  детям пользоваться бумажными полосками, которые кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам, следующее слово и т.д. до конца упражнения.  Некоторые ученики отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить все упражнение. Чтобы сосредоточить их внимание, я провожу игру «Как птичка зернышки клюет?». Задаю этот  вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх- вниз, вверх-вниз,

А на вопрос: «А как мы будем зернышки клевать?» Хором отвечают: « В книжку, в тетрадь, в книжку, в тетрадь». – «А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей « птичкой», -продолжаю я. «А самой лучшей птичкой будет тот, кто все задания выполнит быстро, красиво, грамотно», – отвечают дети.

В процессе списывания у детей вырабатывается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитываются самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3. Комментированнное письмо

Этот тип диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают слова и слова, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно следить за тем, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно и все остальные. Постепенно развиваются внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

4. Письмо под диктовку.

Сначала диктуют слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибается). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом,  стараюсь повысить внимание к слову, развивать слуховую память, фонематический слух, чтобы исключить ошибки типа: «на деревьев», вместо на деревьях.

5. Письмо по памяти.

Такой вид письма я провожу очень часто. Он развивает память, мышление, речь, внимание.

6. Творческие работы.

Это самый трудный вид письма, требующий огромного внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (каждое слово диктуется по слогам), и на логику изложения. Самые легкие творческие работы  – это составление предложений по опорным словам. Например, даю зимние слова (снег, мороз, конки, каток, снеговик, снежки и т.д.). Дети сразу представляют себе время года – зиму, зимние забавы детей и легко составляют как отдельные предложения, так и небольшие рассказы.

Мои ученики очень любят писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают меня, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе.  При проведении творческих работ  и с целью проверки работы, мои ученики пользуются такой памяткой:

  1. Состав рассказ.
  2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
  3. Запиши, диктуя себе по слогам, где нужно подбери проверочное слово.
  4. Проверь по слогам каждое слово.
  5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Развивать  сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаю в каждый урок  русского языка. В чем их суть?

Произношу слово «мальчик», одновременного на доске  изображаю его схему в виде прямоугольника. дети вдумываются в смысл, определяют,  с маленькой  или большой буквы писать и почему? Если с большой, я пририсовываю к прямоугольнику вертикальную черту  

– Какие еще правила спрятались в этом слове ? – спрашиваю у детей. – Какие буквы «спорят»? Какие побеждают?

  1. Сугроб…, сне…, заво…, шка…, рука….
  2. Золое… в/ф, Акое… в/ф,  Кру… г/к, Стол… б/п
  3. К(о/а)за,  д(о/а)ма, р(е/и)кА, тр(о/а)ва
  4. П(о/а)ет, з(о/а)веет, л(е/и)тит

Систематически проводя указанные выше виды работ,  формируют у учащихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.  Для развития орфографического навыка у учащихся я всоей работе  применяю также стихотворные упражнения. Назначение таких упражнений предельно просто.

Основное требование – не подменять ими правила учебника. Стишки эти заучиваются учениками еще в букварный период одновременно с накапливанием опыта  чтения по «Букварю» и в последующих классах. Вот некоторые из этих стишков.

Большая буква

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда!

Разделительный мягкий знак

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья!

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё!

Безударные гласные

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Буква твёрдый знак

Твердый знак – нужный знак!

И узнать его пустяк.

За приставкой он стоит,

Ничего инее говорит –

А за ним е, ё ю, я –

Его лучшие друзья.

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

В сочетаниях ЧА-ЩА

пишем только букву А!

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА и ЩА.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

пишем только букву У!

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун.

Не стучу, не пищу,

Не ворчу и не кричу,

Все слова на ЩУ и ЧУ:

Только с буквой У пишу

Для письма по памяти

Р…чной, л…сной, г…ристый,

М…рской, р…дной, л…систый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно сп…ши!

Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг, 

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды – 

Будешь грамотным и ты.

Естественно, что не все рифмовки читаются детьми в период обучения грамоте. Основная часть упражнений проводится на уроках русского языка.

В одном я убедилась т очно: использование подобных рифмованных упражений в сочетании с заданиями учебников, другими дидактическими  материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.

Беспроверочные написания – самый трудный раздел обучения орфографии в начальной школе. В начальных классах непроверяемые слова обычно заучиваются без какого-либо объяснения, что наносит большой ущерб орфографической зоркости. В изучении орфографии слов, непроверяемых ударением, неоценимую роль играет этимологический анализ сорва. Дети должны понимать, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на ее положениях.

Этимологический анализ – эффективный прием обогащения словарного запаса слов у детей.

Как я провожу работу со словарными словами:

  1. Знакомлю детей с непроверяемыми словами, выясняю и уточняю его лексическое значение.
  2. Учу проговаривать слово орфоэпическм, затем орфографически.
  3. Приступаем к осознанному нахождению офограммы.
  4. Знакомлю детей с этимологической с правкой к непроверяемому слову.
  5. Например:
  6. Сегодня на уроке мы будем писать слово корова.
  7. Сколько слогов в этом слове?
  8. Назовите первый слог, второй слог, третий слог.
  9. Произнесите слово с ударением.
  10. На какой слог падает ударение?
  11. Назовите орфограмму. Докажите.
  12. Как можно проверить безударную гласную в первом слоге?
  13. Какие слова вы еще знаете с сочетанием –оро-?
  14. Как вы напишите все эти слова? Почему?
  15. Как вы думаете, почему домашнее животное назвали коровой?

Открываем этимологический словарь  и читаем статью о корове.

Корова – домашнее животное, произошло от слова кор. На дрвенерусском языке  кор значит рог. Корова – рогатая.

Дети записывают этимологическую справку  в свои словари.

Вот несколько вариантов таких записей:

Огурец – от  огур – незрелый.

Телефон – от теле – далеко и фоне – звук.

Мешок – от мех.

Столица – от стол.

Дорога, мороз, корова – содержат полногласие –оро-, в котором не бывает буква а.

История методики, практика преподавания и раскрытие особенностей этимологического анализа говорят о значительной ценности этого методического приема как средства обучения орфографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....

"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"

Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Родительское собрание "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов".

В современном понимании орфография - это система правил написания слов.Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное...

Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»

Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»...

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...