Методические разработки педагога-психолога для родителей: памятки, буклеты, советы и рекомендации
материал

Строева Ксения Николаевна

Данные методические разработки представляют собой конспекты родительских собраний собраний, консультаций, памяток для родителей обучающихся,  созданнных педагогом-психологом Центра и предназначенных для ознакомления родителей обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. Их целесообразно использовать в различных ситуациях в процессе развития и воспитания своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему:

«Основные виды девиантного поведения в современной молодежной среде»

Педагог-психолог ОГБОУ

"Центр образования и развития "Особый ребенок "

г. Смоленска" Строева К.Н.

Девиация – это отклоняющееся поведение, в сферу которого входит проблемное поведение в виде отдельных поступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Разделение таких понятий как: «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение», «асоциальное поведение» достаточно субъективно, часто под одним из них предполагают наличие всех трех, и действительно различия незначительны. Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

Виды поведения человека

Асоциальное поведение – собирательный социологический и политологический термин, применяемый обычно в отношении представителей неблагополучных и маргинальных слоев общества, которые неспособны придерживаться форм нормального поведения.

Антисоциальное поведение  – целенаправленное отрицание социальных норм, ценностей со  стороны отдельных людей или социальных групп.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Формы аддиктивного поведения (в зависимости от объекта):

1) химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

2) нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

3) гемблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

4) сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);

5) религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Шопоголизм - психологическая зависимость, выражающаяся в навязчивом стремлении посещать магазины и совершать необдуманные покупки.

Пристрастие к онлайн-шоппингу стоит рассматривать как психическое расстройство, считают психиатры из Ганноверской медицинской школы в Германии — у многих людей тяга покупать вещи через интернет имеет признаки навязчивого поведения.

Признаки шопоголизма:

  • Проведение почти всего свободного времени в торговых центрах, магазинах или в интернете в онлайн-магазинах;
  • Больной может не обязательно покупать сразу, но будет долго просматривать различные товары, мерить, или покупать много вещей, а вскоре часть возвращать обратно в магазин;
  • Интерес к покупкам часто приводит к пренебрежению повседневными обязанностями;
  • Планирование последующих покупок заранее и с необычным трепетом. Шопоголик ждет похода в магазин, как праздника, рассматривает интересные предложения, выбирает конкретные магазины, готовится к шопингу очень тщательно;
  • Большинство денег тратится на покупки ненужных вещей. Больной может уже иметь похожую одежду, или купить второй телефон, хотя уже имеет аналогичный;
  • Чувство эйфории до и во время покупки, и ощущение вины и стыда по завершению шопинга.

Токсикомания - психо-химическая зависимость от токсических веществ, оказывающих наркотическое воздействие.

За последние двадцать лет токсикомания - вдыхание «летучих наркотически действующих веществ» (ЛНДВ) - приобрела характер эпидемии. Ежегодно сотни детей и подростков с кульками на голове отправляются в мир иной. Средний возраст потребителей продукции химической промышленности - 8-15 лет. Учитывая масштабы распространения токсикомании и те необратимые разрушения, которые она производит в детском организме и психике, можно серьезно говорить об угрозе будущему нации.

Опьянение наступает после нескольких вдыханий. Дозу определить практически невозможно в зависимости от препарата глубина вдоха, задержка дыхания, концентрация паров различны. Ограничительными реакциями служат головная боль, сжатие головы, тяжесть дыхания, тошнота.

Основными нарушениями пищевого поведения считаются нервная анорексия и нервная булимия. Общими для них являются такие параметры, как:

1) озабоченность контролированием веса собственного тела;

2) искажение образа своего тела;

3) изменение ценности питания в иерархии ценностей.

Так же к расстройствам влечений, которые проявляются выраженными отклонениями в поведении, традиционно относят клептоманию. Клептомания характеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи. Следует отличать делинквентное стремление воровать и клептоманию, сутью которой не является приобретение путем кражи какой-либо веши. Самоцелью становится процесс воровства и связанный с ним риск.

Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстройства и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми. Такова реальность. В первом случае их поведенческая девиация имеет непосредственную связь с психической патологией, «вытекает» из нее и требует в основном психофармакологического лечения. Во втором — базируется на внутриличностном или межличностном конфликте, отражает какую-либо личностную «деформацию» и подразумевает необходимость коррекции с помощью методов психологического воздействия. Проблема изучения механизмов поведенческих отклонений становится значимой после того, как подобное поведение однозначно причислено к девиантному, определены его опознавательные клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особенности девианта. Часто бывает так, что девиант нуждается и в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании, и в психофармакологическом сопровождении.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Неопределённое положение – ещё не взрослый, но уже не ребёнок – побуждает его задаваться вопросами: кто я? какой я? что я могу, а что нет? И ответы на эти вопросы во многом зависят от самооценки ребёнка. Для формирования самооценки нужны определённые условия. И отражения этих условий как раз можно найти в семье.

Если вас волнуют такие вопросы: как научиться любить подростка, вечно меняющегося и приносящего много огорчений? Как помочь такому любимому, немного заблудившемуся в себе ребёнку? И многие другие…

Обращайтесь:

       Служба сопровождения Центра к.12

И вместе с профессиональными психологами вы распутаете этот сложный клубок противоречий, из которых и соткётся сложная ткань будущей личности вашего ребёнка!

Предлагаем вам для чтения некоторые книги, рекомендованные психологами:

1. «Общаться с ребёнком. Как?»

Гиппенрейтер Ю. Б.

2. «Шпаргалка для взрослых» Лютова Е. К. Моника Г. Б.

3.«Как быть родителями»

Спиваковская А. С.

4. «Наши неуправляемые подростки»

Булгаков А

5. « Когда ваш ребёнок сводит вас с ума» Эда Ле Шан.

Составитель: Строева К.Н., педагог-психолог

«Уроки любви и терпения для родителей»

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы »

А. Н. Острогорский

г. Смоленск 2020

Подростковый возраст – один из самых сложных, но в то же время один из самых значимых периодов в жизни наших детей . В этот короткий отрезок времени ребёнок проходит большой путь в своём развитии.

У ребёнка происходят основные физиологические изменения:

1. Изменяется рост и вес.

  • Расскажите своему ребёнку об изменениях в его организме ( рост, вес), о временном характере этих изменений.

2. Появляются вторичные половые признаки.

  • Поговорите с подростком  о половом развитии и половой гигиене сами или донесите эти сведения через посредника – специалиста.
  • Помогите ему найти ответы на все интересующие его вопросы.
  • Расскажите о специалистах в данной области, к которым он при необходимости может обратиться.

3. Происходит гормональная перестройка организма.

  • Будьте терпеливы к своему ребёнку. Обращайте внимание на его недомогания и периодически проверяйтесь у специалистов.
  • Поговорите с ребёнком с глазу на глаз о чувствах; о разнице влечения, влюблённости и любви;

об ответственности за свои действия.

Личностное развитие ребёнка на данном этапе характеризуется двумя основными потребностями: с одной        стороны, потребностью в самоутверждении,

с другой – в общении со сверстниками.

Помогите ребёнку научиться принимать себя таким, какой он есть, со всеми сильными и слабыми сторонами. Только реально оценивая себя, подросток имеет шанс изменить себя.

Как помочь ребёнку принять себя?

  • Любите и принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Обсуждайте только те или иные его поступки, действия, но не его самого!
  • Чаще говорите своему ребёнку о любви к нему, хвалите его.
  • Помогите подростку понять себя, найти свои сильные стороны. Примите его с его слабостями. Поищите вместе с ребёнком в слабости сильную сторону. Например, его робость и нерешительность можно представить в глазах подростка как осторожность.
  • Научите ребёнка спокойно шаг за шагом решать свои проблемы.
  • Спокойно относитесь к меняющимся увлечениям подростка. Просто иногда обсуждайте, почему какое – то дело сначала увлекло, а потом перестало интересовать. Это поможет подростку научиться анализировать свои действия.
  • Следите за своими высказываниями и эмоциональными оценками ребёнка.

В этот период у подростка появляется  своя позиция. Он считает себя достаточно  взрослым, и относиться к себе как к взрослому. Примите эту позицию. Если вы хотите сохранить добрые отношения, то меняться и подстраиваться придётся вам.

Как примириться со взрослением своего ребёнка?

  • Будьте другом  своему ребёнку. Научитесь доверять ему. Найдите формы налаживания и поддерживания доверительных отношений.  Отнеситесь к нему как к взрослому, имеющему свои взгляды и мнения. Научите его грамотно спорить, аргументировано отстаивать свою позицию.
  • Поговорите с подростком о правах и обязанностях и о том, что такое ответственность.
  • Выработайте единые требования к ребёнку в семье. Нельзя допустить, чтобы один взрослый разрешал ему делать то, что другой запрещает.
  • Поддерживайте своего ребёнка в начинаниях. Выработайте систему совместных дел. И обязательно  включайте ребёнка в решение семейных проблем. Интересуйтесь его мнением и учитывайте его при решении важных вопросов.

Меняйтесь вместе с вашим ребёнком, это поможет по – новому выстроить ваши отношения с ним.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей подростков

Что нарушает психологическую безопасность подростка:

-постоянная критика родителей и учителей, которая планомерно программирует сознание ребенка на неудачу;

-отстранение ребенка от круга знакомых и друзей дома

-слишком жесткие правила или их отсутствие

-насмешки над внешностью детей, их физическими недостатками и слабостями

-вербальные или невербальные послания негативной направленности

-терпимость окружения к употреблению  алкоголя и «легких» спиртных напитков

-отсутствие времени у родителей для общения с детьми

Что защищает и укрепляет:

-конструктивный стиль общения родителей с подростками, позволяющий ему чувствовать себя самостоятельным членом семьи

-поддерживающие уверенность в себе и чувство своей ценности для семьи «поддерживающие послания» - вербальные и невербальные

-замена репрессий за плохое поведение наградами за хорошее

-умение родителей повиниться, если они в чем-то были не правы

-серьезное отношение к чувствам и переживаниям подростков

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда. 

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

http://zt74.ru/wp-content/uploads/2015/09/Trudnyie-podrostki.jpghttp://zt74.ru/wp-content/uploads/2015/09/Trudnyie-podrostki.jpghttp://zt74.ru/wp-content/uploads/2015/09/Trudnyie-podrostki.jpg

C:\Users\Николай\Documents\DETAIL_PICTURE__85115083.jpg

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

или

Что родители должны знать о

подростках

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок" г. Смоленска"

Специалисты Службы сопровождения

Смоленск 2017

Как наладить отношения с подростком?

-научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно

-удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных ( они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в семье)

-чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным

-понимать, что в подростковом возрасте ребенок повторяет стадии раннего развития  в более усложненной форме, стремясь удержать чувство безопасности и беззаботности детства

-установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.

Как научить ребенка самозащите от давления группы

или «друга-манипулятора»

-научить ребенка опознавать методы индивидуального и группового давления, разъяснить их цель

-убедить ребенка, что он имеет право на собственный выбор, собственное решение и не обязан принимать чужие

-не откладывать разговоры с ребенком, если он пытается что-то сообщить, и не игнорировать это сообщение как маловажное

Способы повышения самооценки подростка:

- чаще хвалить за любые достижения и успехи;
- подчеркивать достоинства его внешности;
- подчеркивать его положительные черты характера;
- помогать подростку выглядеть современно (покупать по мере возможности модную одежду).
- поручать сложные и ответственные дела;
-доверять;
- помогать наладить общение со сверстниками.

Родители могут предотвратить грубое поведение:

- отмечать и хвалить за адекватное и социально приемлемое поведение;
-  учить просить внимания конструктивно (личный пример).
- минимизировать внимание (парадокс чрезмерное внимание закрепляет плохое поведение);
- игнорировать выходку;
- удивлять: на выходку ответьте выходкой;
- отвлекайте подростка, задавая вопросы на отвлеченные темы;
- обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия.

Подростковый возраст - это период между детством и взрослостью.

У подростков на первом месте – общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи.

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании. С течением  времени группы становятся смешанными. Ещё позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу и взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Ребенок требует независимости, уважения к своим тайнам. Разногласия с родителями происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.



Предварительный просмотр:

ВЫБИРАЕМ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ


Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, НАЛИЧИЕ ГРАНТОВ )?

Какова продолжительность обучения? Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

Адрес учебного заведения и его полное название?

ВОПРОСЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

(задайте эти вопросы детям, подумайте над ответами вместе)

От каких своих умений и способностей ты получаешь наибольшее удовлетворение?

Твои основные интересы и любимое времяпрепровождение?

Твои любимые учебные предметы?

Чем бы ты хотел заниматься каждый день по     8 часов из года в год?

О какой работе ты мечтаешь?

Каким ты представляешь свое занятие                              через 10 лет?

Какая работа была бы для тебя посильной?

Твои сильные стороны и навыки, позволяющие тебе считать себя подходящим для работы, которая тебе кажется идеальной?

Какие пробелы в своих знаниях и умениях тебе необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную  работу?

Если работа, идеальная для тебя недостижима в настоящее время, то какую работу ты мог бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

Главное, спланируйте ближайшие и долгосрочные цели в области профессии и действуйте!

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ,

ПОМОГАЮЩИМ ШКОЛЬНИКУ

ВЫБРАТЬ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ

    Педагог-психолог:Строева К.Н

Выбор профессии — трудный и важный шаг в жизни человека. Не выбирайте будущую профессию случайно. Доверьтесь профессионалам. Обдумайте выбор с учетом способностей ребенка, его внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против»:
- обдумайте все его хобби, интересы, возможности — они могут стать его профессией.

- взвесьте сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

- ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют его интересам и способностям; приобретайте информацию о новых и востребованных профессиях.

- общайтесь с людьми  избираемых профессий, совершайте вместе с ребенком экскурсии на рабочие места этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда.

- посещайте дни открытых дверей в учебных заведениях, в которых можно получить избранную профессию.

- сравните личные качества и возможности ребенка с характером той профессии, которую он выбираешь.

- если ребенок твердо принял решение — не настаивайте, чтобы он отступил, пусть решительно идет к намеченной цели.

И всегда помните: окончательный выбор только за ним, ибо выбирая профессию, он выбирает судьбу.

Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции, обеспечивать максимальную реализацию возможностей  человека и приносить пользу обществу.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

-что он хочет;

-что он может;

-что от него потребует работа и  коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Будущая профессия должна соответствовать  интересам, возможностям, способностям, состоянию здоровья подростка и одновременно потребностям общества.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных.

 ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности,  организованности,  самостоятельности, инициативности,  выдержки, настойчивости.

ЗАТРУДНЕНИЯ РЕБЕНКА

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

давление родителей;

выбор профессии за компанию;

ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

незнание или недооценка своих физических особенностей;

незнание или недооценка своих психологических особенностей;

неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

увлечение только внешней стороной профессии;

предубеждение в отношении престижности профессии;

незнание требований профессии к человеку.



Предварительный просмотр:

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила:

 Строева К.Н., педагог-психолог

КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЁНКА

Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими людьми.

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;

  • прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;

  • мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.

Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологических потрясений - укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность. Слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».

Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».

Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех её членов.

Поощрение дружеских отношений - поиск друга самая важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой -будь то учебный класс или кружок. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для его друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые навещали бы его дома, проводили время в совместных с ним занятиях.

Организация        взаимодействия        ребёнка        с        ограниченными        возможностями здоровья с окружающей средой

  • Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.

  • Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

  • Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу особого ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же особых детей.


Предварительный просмотр:

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

Рекомендации педагога-психолога родителям, имеющим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Разработала: педагог-психолог Строева К.Н.

Уважаемые родители!

  •         Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  •         Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
  •         Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  •         Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
  •         Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  •         Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  •         Не отказывайте от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
  •         Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  •         Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.
  •         Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическим монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  •         Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
  •         Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком – инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти

себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

Рекомендации родителям

  • Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.
  • Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его' учебные неудачи. Плохая оценка - это не конец света.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми: «Как тебе не стыдно, вот Маша прекрасно справляется, а ты вечно ничего не можешь!»
  • Ведите отсчет от его собственных неудач до достижений.
  • Корректируя деятельность ребенка, опирайтесь на позитивные моменты: «Ты молодец, ты хорошо постарался, сегодня у тебя

получилось, но смотри, здесь можно было бы сделать лучше, правда?»

  • Шаг за шагом поддерживайте маленькие успехи ребенка.
  • Уважительно выслушивайте ребенка, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом.
  • Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях - это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
  • Помогите ребёнку составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
  • Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание, поможет ему справиться с беспокойством, даже если получится оно или нет.


Предварительный просмотр:

 Правила работы с агрессивными детьми:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

3. Наказания не должны унижать ребенка.

4. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

6. Развивать способность к эмпатии.

7. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

8. Учить брать ответственность на себя.

Однако, все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет вам, родители, наладить взаимоотношения с ребенком.

Упражнения, направленные на обучение ребенка способам разрядки агрессивности и гнева:

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Топать ногами.

3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, затем бумагу скомкать и выбросить.

4. Втирать пластилин в бумагу.

5. Бить подушку или боксерскую грушу.

6. Громко кричать, используя ”стаканчик” для криков.

         Терпения Вам и удачи,  

             дорогие  родители!

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

Как помочь                          агрессивному ребенку?

Картинка 135 из 7178

 Разработала и составила

 педагог-психолог Строева К.Н.

Смоленск

Что такое агрессия?

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: “Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка

 Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим “ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, развивают в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Критерии агрессивности детей  

 среднего школьного возраста:

1. Часто (по сравнению с поведением других детей) теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Намеренно раздражает взрослых, отказывается выполнять их требования.

4. Часто винит других в своих ошибках.

5. Часто сердится и прибегает к дракам.

6. Часто завистлив, мстителен.

7. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество выше-упомянутых признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Критерии агрессивности детей  

старшего  школьного возраста:

1. Угрожает другим людям (вербально, взглядом или жестом).

2. Инициирует физические драки.

3. Использует в драках предметы, которые могут ранить.

4. Физически жесток по отношению к людям и животным.

5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.

6. Шантаж, вымогательство.

7. Намеренная порча имущества.

8. Побег из дома.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6 месяцев и более одновременно проявляются как минимум 2-3 критерия.

         

Критерии агрессивности детей  

среднего школьного возраста:

1. Угрожает другим людям (вербально, взглядом или жестом).

2. Инициирует физические драки.

3. Использует в драках предметы, которые могут ранить.

4. Физически жесток по отношению к людям и животным.

5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.

6. Шантаж, вымогательство.

7. Намеренная порча имущества.

8. Побег из дома.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6 месяцев и более одновременно проявляются как минимум 2-3 критерия.



Предварительный просмотр:

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

Памятка от психолога

«Как делать уроки …без стресса»

(для родителей обучающихся среднегозвена)

Наверняка вы учите уроки вместе со своим ребенком. Совместное выполнение домашнего задания заканчивается испорченным настроением и ссорами? Для вас делать уроки – это так же мучительно, как и ребенку? Особенно в период «самоизоляции». Скучная повинность для детей, нервное и тягостное дело для родителей... И это неправильно!

Практические советы о том, как уйти от стресса и получить от домашних заданий хоть немного удовольствия.

1.Правильная организация.

Организуйте так, чтобы выполнение «домашнего» задания стало определённым ритуалом, происходящим в одно и то же время. Если уже поздно, а что-то осталось не доделанным, лучше отложить выполнение задания до утра. Продолжительность занятия может быть разной, каждый ребёнок работает в своём ритме. После чего нужно делать перерывы на 5-10 минут, чтобы расслабить спину, немного отвлечься, перекусить шоколадом или выпить сок.

2. Должен ли взрослый помогать ребенку с уроками?

Присутствие взрослого во время подготовки к урокам обязательно, поскольку первое время дети не способны самостоятельно организовать свою работу. По крайней мере, в течение первого года. На первых порах без присутствия взрослого ребёнок рискует застрять на одном упражнении или даже на самом простом задании. Взрослый нужен ребенку, чтобы поддержать его и поверить в собственные силы. Если у вас нет возможности всегда быть рядом во время выполнения домашнего задания, договоритесь о правилах выполнения домашней работы. Например, ребёнок самостоятельно делает чтение и лёгкие упражнения, а когда вы вернётесь с работы, проверите выполненные задания и сделаете оставшиеся.

3.Как общаться с учителем?

Некоторые родители сетуют на слишком тяжёлые и невыполнимые задания или, наоборот, требуют дополнительных упражнений. Такие подходы мешают развитию ребенка. В первом случае он не будет прилагать усилий для достижения результата, а во втором подросток от излишнего давления может вообще отказаться от выполнения домашней работы. Задача родителей научиться самим и научить ребёнка разговаривать с учителем, попросить помощи в выполнении непонятных заданий.

4. Как справиться с кризисом?

Когда наступает ситуация, где вы целый час сидите над одним правилом, а ребёнок даже повторить его не может, вы раздражаетесь, кричите, не можете себя сдержать – это кризис. В таком случае стоит отложить тетрадь на час или до утра, и заняться чем-то другим. Постоянное раздражение родителей может отбить у ребёнка охоту в выполнении домашнего задания вообще. Если вы не можете себя контролировать, пусть уроками займется репетитор или другой родственник, которому вы доверяете. Так, ребёнок сможет добиться больших успехов. Возможно, вы просто не владеете навыками по разъяснению материала.

        5. Когда можно «отпустить вожжи»?

Когда-то наступит момент, и ребёнок будет большую часть заданий делать дома сам. Это означает, что он научился самостоятельно планировать своё время и работу, то есть научился учиться. Но у каждого ребенка этот период приходит в разный срок. Чтобы его определить, нужно быть внимательнее к индивидуальному ритму ребёнка.

Сначала начните проверять  задание через день, потом через два и так далее. Но обсуждение заданий хотя бы раз в неделю является обязательным. Интересуйтесь успехами вашего ребёнка, разговаривайте с ним, какой предмет ему нравиться, в каком он силен и какой, наоборот, не нравиться или сложен для него. До 14-15-16 лет процесс обучения должен все-таки быть контролем родителей.

Удачи, дорогие родители!



Предварительный просмотр:

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

Рекомендации родителям по социализации детей с ОВЗ

Подготовила: Строева К.Н., педагог-психолог

1.Содействовать укреплению чувства собственного достоинства своего ребенка. Для этого нужно:

  • создать в семье атмосферу доверия и безопасности;
  • выбрать ясные и справедливые правила и быть последовательным при договоренностях;
  • способствовать инициативе и самостоятельности;
  • искренне заботиться о внутренних чувствах ребенка, то есть интересоваться его желаниями и проблемами в школе и на улице, среди ровесников в компании;

2. Запомнить, что систематические придирки и наказания менее результативны, чем поддержка, похвала и конструктивная критика.

3. Понимать и доверять.

4. Учитывать его интересы.

5. Перестать быть «воспитателем» и стать другом.

6.Просить прощение за свои ошибки и неверное поведение.

7. Критиковать только его поступки, а не личность.

8.Ругать наедине, хвалить при всех.

9. Подчеркивать его значимость и индивидуальность.

10.Больше внимания уделять хорошему, незначительные минусы- игнорировать.

11.Ограничить наказания, это путь к взаимной агрессии.

12. Занять свободное время ребенка интересными делами.

13.Убедить в том, что нет неисправимых недостатков.

14. Учить ставить себя в положение другого человека.

15.Научить считаться с мнением других людей.

16.Стимулировать положительные результаты, создавая ситуацию успеха.

17. Помочь выработать привычку и потребность в самоанализе:

  • чаще обсуждать с ребенком цели и задачи его поступков;
  • совместно разбирать причины его поведения и поведения других людей;
  • научить ребенка сравнивать полученный результат с желаемым.

18. Систематически поддерживать связь с педагогами и другими взрослыми-наставниками вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-буклет "Советы взрослым от ребёнка"

Всегда ли родители правильно строят отношения со своим ребёнком? Может эти советы от имени ребёнка помогут пересмотреть взаимоотношения взрослых и детей?...

Доклад на методическом объединении педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тема: "Внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в практику общеобразовательных школ".

Доклад раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных школах, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации...

Консультация для родителей. ПАМЯТКА.«Важные советы правил воспитания Антона Макаренко»

   Антон Макаренко – один из величайших воспитателей не только СССР, но и всего мира. ЮНЕСКО, в частности, назвала его педагогом, который заложил основы современного представлен...

Городское методическое сообщество педагогов - психологов дошкольных учереждений

Коррекционно- развивающая работа со слабослышащими детьми с использованием материалов М.Монтессори....

Городское методическое сообщество педагогов - психологов дошкольных учереждений

Система психологического сопровождение детей в адаптационный период...