Проблемы преемственности основного общего образования и их решения
консультация (4 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы преемственности основного общего образования и пути их решения.

Трудности адаптации учащихся при переходе из начальной школы на вторую ступень в очередной раз заставляет нас обратиться к проблеме преемственности. Традиционный подход к ее решению заключается в том, что старшая  школа диктует начальной свой взгляд на то, каким должен приходить ребенок в старшие классы. Такой подход – решить проблему преемственности сверху вниз – приводит к тому, что учителя начальных классов:

- неизбежно увеличивают число занятий (в том числе дополнительных), что ведет к перегрузке детей;

- игнорируют сензетивные периоды в развитии детей, роль возрастных новообразований, роль ведущей, игровой  деятельности, вытесняется творческая художественная деятельность;

- содержанию знаний по математике, обучению грамоте  уделяют наибольшее количество времени, но вместе с тем недостаточно внимания уделяется развитию детской речи, общих познавательных способностей детей;

- контролируют не развитие детей, а усвоение ими знаний, слабо владеют игровыми методами обучения.

        В результате отмеченных тенденций происходит «овзросление» начального образования, искусственная акселерация детского развития.

        Вместе с тем состояние физического и психического здоровья детей год от года ухудшается. Указанные факты и тенденции требуют адекватного решения проблемы преемственности. Это возможно в том случае, если осуществлять ее снизу вверх. Для этого необходимо:

- учителю второй ступени школы признавать не на словах, а на деле опыт, приобретенный ребенком на первой ступени;

- старшая школа должна создавать  условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших и младших школьников. В этой связи по-прежнему актуально звучит высказывание А.В. Запорожца: «Нельзя ограничиться задачей передачи ребенку отдельных знаний и умений, в большей степени необходимо решать задачу воспитания способностей, которые могут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше усваивать различные знания и умения и творчески их применять».

        Младший школьный период сензетивен к развитию образных форм познания окружающего мира (восприятия, наглядно-образного мышления и памяти, творческого воображения), эти познавательные процессы развиваются не вопреки, а благодаря игре, формируя психологическую готовность к обучению в школе. Учителю в сотрудничестве с ребенком предстоит опереться на уровень этих процессов, достигнутый в начальной школе, и используя его в своей работе, формировать проблемное отношение к изучаемому материалу.

        Лучшие педагоги, участники конкурсов «Учитель года», демонстрируют уроки, в которых значительное место отводится игровым методам обучения, проблемно-творческоим задачам, созданию обстановки сотрудничества и взаимопонимания. Они доверяют детям и опираются на их опыт. На таких уроках можно видеть любопытные глаза учеников и их чрезвычайно высокую познавательную активность. Это убеждает в необходимости создания следующих условий, могущих обеспечить реальную преемственность:

-овладение учителями  личностно ориентированным взаимодействием с детьми;

- ориентация педагогической оценки на достижения ребенка с учетом его индивидуальности;

- формирование ведущей деятельности как важнейших факторов развития;

- опора учителя на игру при формировании учебной деятельности;

- сбалансированность на занятиях репродуктивной , исследовательской и творческой деятельности;

- использование в процессе обучения совместных и самостоятельных видов деятельности детей;

- создание развивающей образовательной среды.

        Цель начальной школы – формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения ребенка. Каждое звено образования должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга, и заботиться прежде всего о том, чтобы наши дети были здоровы.

Для того, чтобы лучше осуществлять преемственность необходимо составить план работы, который может содержать, например, классный час «Особенности организации учебной деятельности в 5 классах». Его цель: знакомство с едиными требованиями к учащимся 2-й ступени. Это может быть и классно-обобщающий контроль в 5 классе с целью изучения психолого-педагогических проблем в период адаптации. Учителям начальных классов и среднего звена необходимо заниматься совместной методической работой для выработки единых требований к учащимся и учета индивидуальных способностей детей. Посещение уроков и мероприятий в 4 классах учителями-предметниками среднего звена  позволит им познакомиться с методикой и едиными требованиями к учащимся в начальной школе, проследить соответствие ЗУН образовательным стандартам. В план может быть включен малый педсовет «Создание условий успешной адаптации учащихся  в 5 классе», где можно подвести итоги работы по проблеме преемственности. А в заключении данной работы  с целью компенсации слабой успеваемости учащихся администрацией школы должна быть составлена и корректировка учебных планов для 5 класса по уровням обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования

Программа  преемственности начального общего образования и основного общего образования...

Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...

Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»

Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...