Первая школьная отметка
статья (2 класс) на тему

Жадько Елена Николаевна

В основе позитивной оценки школьника лежат его собственные успехи в учении,

а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobran._pervaya_shkolnaya_otmetka.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Первая школьная отметка»

Выступление классного руководителя. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка является облаком раздора между членами семьи  и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

        Во второй класс дети приходят уже «бывалыми», к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

        Ожидание второклассника во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения: « Думаю, что буду учится так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».

        Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

         Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной оценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

        Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

        Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

         Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «Феномена вторых классов».

        Снижение самооценки у второклассников связанно с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и происходет  неуверенность к себе, снижение самооценки.

         Оценка не тождественна отметке. Оценка- это процесс оценивания; отметка- результат этого процесса, его условное отражение в баллах.

         Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

        Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А Сухомлинский: «С перервых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка – он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый…. Ребенок старается удовлетворить или- на худой конец- обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки»

         К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня люби, потому что я не всегда пятерки получаю».

        Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая « единица».

        Связывая свое отношение к ребенку  с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

        Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Заключительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания.

         И «двоечникам», и «Хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?

Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого- то и четверка- достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не попреков, а помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, постарайтесь выбрать один- тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое и центральное: хвалить- исполнителя, критиковать- исполнение. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить его личности от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребенка нет иллюзий полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Девятый принцип: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться- главного средства преодоление учебных трудностей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Первые школьные отметки».

Познакомить родителей с причинами затруднений в учебном процессе младших школьников....

Праздник «Моя первая школьная отметка»

Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса...

"Первая школьная отметка. Как к ней относиться?" Родительское собрание. 2 класс.

Материалы к родительскому собранию. Цель: помочь родителям сформировать конструктивное отношение к школьным оценкам. Как влияет  отношение родителей к школьной оценке на учебную мотивацию ребенка...

Первая школьная отметка. Как к ней относиться?

И вот наши дети уже второклассники! Они совсем скоро начнут получать оценки. Всегда ли должны огорчать "тройки" и радовать "пятерки"?  Как нам, взрослым,  относиться к отметкам наших  м...

Первая школьная отметка.Как к ней относиться?

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий...