«Играем пальчиками – развиваем речь».
консультация ( класс) на тему

Денисова Ольга Анатольевна

 

В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс обучения и развития детей дошкольного возраста, помогают развить мелкую моторику, мышление, речь детей. В ходе игры ребенок осваивает различные пальчиковые позиции: попеременное, одновременное сгибание, разгибание, сжатие и расслабление пальцев, встряхивание, соединение, обхваты пальцами. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Играем пальчиками – развиваем речь».

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

                                                                              В. А. Сухомлинский

      Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.

       Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

       В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

     Хорошо развития мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.

      А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите Вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Ну кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами – шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

       В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс обучения и развития детей дошкольного возраста, помогают развить мелкую моторику, мышление, речь детей. В ходе игры ребенок осваивает различные пальчиковые позиции: попеременное, одновременное сгибание, разгибание, сжатие и расслабление пальцев, встряхивание, соединение, обхваты пальцами. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

       На пятом году жизни постепенно определяется «лидерство» одной из рук: правой или левой, именно эта рука берет на себя выполнение большей части работы. Одновременно с этим еще большее значение приобретает синхронная работа рук. Синхронизация движений имеет важное значение для стабилизации психофизических процессов организма. Неменьшую ценность имеет работа, основанная на поочередном выполнении движений (левой, правой рукой). Упражнения этого вида благотворно влияют на организацию мозговой деятельности ребенка, а значит, заслуживают особого внимания.     Самомассаж пальцев улучшает тонус и кровообращение мышц кисти, стимулирует активные точки, имеющие связи с мозговыми центрами (речи, мышления и т.д.). Важную роль играют упражнения на развитие более точного движения рук под контролем зрения в схеме «глаз – рука». На совершенствование такой координации работает равномерное приложение мышечных усилий к пишущему инструменту в течение определенного отрезка времени. Данные упражнения активизируют зрительно-моторную координацию, подготавливают руку ребенка к овладению графическими навыками.

     У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитие движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полуторагодовалом возрасте детям даются боле сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

        Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:

Сорока-Белобока кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

       При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.  В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

      Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

 «Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. При хорошей фантазии родителей можно придумывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо нарушения (заикания и т.п.).

 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

     Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

       Игры с пальчиками развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

     Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

      Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

      Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

      У малыша развивается воображение и фантазия.

       Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Какие же игры и упражнения можно провести с детьми на развитие мелкой моторики рук в свободной деятельности:

 1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

12. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

13. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Предлагайте ежедневно такие игры.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

 • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

 • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

 • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

     Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

     Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем пальчиками и развиваем речь

Знакомство родителей, воспитателей детских садов, логопедов и учителей подготовительных и начальных  классов с пальчиковыми играми, которые способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корк...

Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"

Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...

Консультация для родителей "Помогаем пальчиками развивать речь"

Консультация для родителей «Помогаем пальчиками развивать речь».Зачем нужна пальчиковая гимнастика?Пальчиковая гимнастика имеет большое значение в речевом развитии ребенка. Она позволяет в...

Мастер-класс для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

Мастер-класс нацеленный на ознакомление рожителей с упаржнениями и играми, направленными на укрепление звуков, развитие мелкой маторики для коррекции речи....

«Играем пальчиками- развиваем речь»

laquo;Играем пальчиками- развиваем речь»...