Родителям о развитии произвольного внимания у детей.
методическая разработка (1 класс) на тему

Климова Елена Алексеевна

Данная разработка родительского собрания ставит целью показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить с методами и приёмами развития внимания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_proizvolnogo_vnimaniya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание « Родителям о развитии произвольного внимания у детей»

Цели – показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; познакомить с методами и приёмами развития внимания школьников.

Вопросы для обсуждения:

- Значение внимания для результативности учебной деятельности.

- Приёмы развития внимания ребёнка дома.

Подготовительная работа:

1.Проверка устойчивости внимания в учебной деятельности.

Для проверки внимательности учащихся им предлагаются такие задания:

А) Нарисуй точки в тетради так, как они расположены на листочке (рисунок заранее подготовлен учителем).

Б) Подчеркни слово, в котором есть буква «д»:

Портной, подвал, антракт, земляк.

В) Каким по счету будет в перечне слов слово «мот»?

Рот, кот, мот, год, крот.

Г) Учащимся предлагается решить примеры на вычитание и сложение. Примеры даны с однозначными и двузначными числами. По команде учителя дети выполняют задания с однозначными числами, затем переходят на двузначные. Установка меняется несколько раз:

2+3=                      10-5=                       30-12=

5+5=                      10+10=                    28-14=

6-2=                       12-10=                      10+14=

4+6=                      13+11=                    18+12=

8-4=                       14+10=                    16+13=

4+3=                      11+12=

6-4=                       14+16=

5+6=

7-3=

9+1=

Д) Учащимся предлагается диктант:

Жуки сидят на траве. Банка стоит на столе.

Папа надел сапоги. Крокодил плавает в реке.

Красные розы цветут в саду.

2.Анализ типичных ошибок, связанных с невнимательностью. На доске плакат с типичными ошибками:

- Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам. ( «жуки – зуки)

- Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва- трава)

- Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания. (тарава – трава)

- Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.

3. Подготовка упражнений по развитию внимания учащихся в домашних условиях.

Упражнение 1. 

Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:

АВОРОК, АЛОКШ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА

Упражнение 2.

Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представит себе, что могли бы означать эти слова:

1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

2.РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР

3.РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА

4.ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ

Упражнение 3.

Ребёнку можно предложить в таблице предложенных букв вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ

МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЯЮИЕЛФВАМЮ

ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ

ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД

СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ

АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ

ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ

ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ

БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР

ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖЗСП

ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ

ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ

НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ

ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ

МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ

Упражнение 4.

В рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ

ШАОНСРВИКЕМЫОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТДС

(очки, пакет)

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ

(береза, книги)

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ

(кошка, весна)

ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

(пенал, лес)

Упражнение 5.

Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА

КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

Упражнение 6.

Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 7.

Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8.

Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания:

5 ,8 , 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4. 8, 19, 42.

Упражнение 9.

Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в приведённых ниже примерах:

3+12=15                                15-8=17                                 16+4=22

3+3=10                                  16+8=23                                 13-4=9

16-9=7                                   16+9=28                                 13-2=11

12-6=6                                     15+9=25                                15-4=11

15-2=13                                  19+5=24                                 12-4=16

15+5=10                                  14-9=5                                   12-9=3

5+17=22                                   7+18=25                                2+11=13

4+18=22                                  6+15=22                                 18-8=10

16-5=11                                   12-7=5                                    19-7=13

17+7=23                                  19-6=13                                  5+13=18

14-8=6                                     16+6=22                                 13-5=8

18-4=12                                    14+9=23                                16-2=14

Упражнение 10.

Можно предложить ребёнку решить задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, гуашь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, гуашь, ластик, книга, краски. Что убрали  со стола и что положили на стол?

Упражнение 11.

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

4.Памятка для родителей по развитию внимания учащихся.

- В основе внимания лежит интерес. Чем  интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.

- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы.

- Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания  обращайте на достигнутые им успехи.

- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.

Ход собрания:

1.Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Если внимание хорошо , то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

2.Сообщение о результатах заданий на внимание. Родители работают с тетрадями, в которых учащимися выполнено тестовое задание и обмениваются мнением с учителем, задают интересующие их вопросы.

3.Классный руководитель раздаёт памятки по развитию внимания учащихся и комментирует их.

4.Итог собрания.

Классный руководитель проводит индивидуальную консультацию с родителями, у которых есть вопросы по учебному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников

Игровые приёмы развития основного компонента успешной учебной деятельности младших школьников -произвольного внимания-  для учителей и родителей....

Упражнения по развитию произвольного внимания

«Запоминай порядок».«Заметить всё».«Ищи безостановочно»....

Исследование свойств произвольного внимания у детей младшего школьного возраста

Уровень развития произвольного внимания (концентрация, избирательность, объем, устойчивость)   влияет на успешную учебную деятельность....

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натуры Авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натурыАвторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»...

Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."

Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно.  Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...

Квест-технология как средство развития произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2019 года....

Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»

Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»...