Материалы для родителей
материал ( класс) на тему

Тунникова Людмила Александровна

Материалы представляют практическу ценнность для родителей и педагогов начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как  правильно подготовить ребёнка к школьному обучению?

    Этот вопрос волнует педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребёнка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учёбой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе» понимается не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

    Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки детей старшего  дошкольного возраста направлен именно на обеспечение познавательного, физического, эмоционально – эстетического и социально – этического развития детей старшего дошкольного возраста. Другими словами – способствовать общему развитию ребёнка. В сравнении с обычным детским садом специфика групп предшкольного образования связана с тем, что следующей ступенью детской жизни является обучение в школе, к которому ребёнок должен быть подготовлен всей системой сложившихся у него представлений о мире, объёмом практических умений. Первое место, среди них занимают умения следовать правилам поведения, принятым в обществе. Поэтому результатом предшкольного образования должно быть, прежде всего, умение ориентироваться в мире человеческих отношений, выполнять правила поведения и только потом стремление проявлять определённую сумму знаний и умений по всем показателям, которые являются базовыми для перехода к новой ведущей деятельности – учебной.

   Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки включает в себя все виды деятельности, традиционно отведённые обществом для дошкольников и реализующие линии полноценного развития ребёнка. К ним относятся игровая деятельность, продуктивная (изобразительная, конструктивная), восприятие художественной литературы, двигательная активность, познавательно – исследовательская деятельность, элементарная математика, а также практическая бытовая деятельность по самообслуживанию. При этом каждый вид деятельности имеет специфические развивающе – образовательные функции.

   В математике важно не обучение механическому счёту, а формирование определённых представлений: о составе чисел, о сравнении предметов по величине, о геометрических  фигурах.

   Важна и подготовка к обучению грамоте.  Ребёнок должен владеть звукобуквенным и слоговым анализом слова, уметь воспринимать речь окружающих, задавать вопросы и  отвечать на них, говорить перед товарищами, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных мультфильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.

   Помимо этого необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение, а также мелкая моторика и координация движений рук. С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется приём штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью шаблонов, их штриховка. С этой же целью используются книжки – раскраски.

  К концу дошкольного возраста у ребёнка должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире: знакомство с животным и растительным миром, природными явлениями, первые знания по географии, сформировать представление о времени, научить разделять предметы на группы в зависимости от их назначения.

   Особое внимание уделяется воспитанию любви к родителям и родным; формированию уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю; совершенствованию навыков общения (вежливого и культурного) детей со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представления о доброте, дружбе, правдивости, справедливости и смелости.



Предварительный просмотр:

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ЛЕВША

Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из нормальных вариантов развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может возникать в результате минимальной мозговой дисфункции, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается “обоеруким”, или амбидекстром (обе руки работают как правая рука).

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

        Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: “Найди спичку

            в одном из коробков”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает

            коробок.

        Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков

            с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия,

            неведущая рука держит пузырек.

        Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины.

            Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).

        Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая

            рука.

        Раздавать карты (ведущая та рука, которая раскладывает карты).

        Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

        Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

        Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

        Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно

            дозируемые движения, заводящие часы.

        Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

        Скрещивание рук на груди. Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой

            руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

        Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии

           1 – 1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определенное время.

           Большее количество линий проводится ведущей рукой.



Предварительный просмотр:

Как формировать навыки учебной деятельности дома.

Информационная подготовка ребёнка к учёбе в школе, как правило, начинается ещё задолго до самого момента поступления в первый класс. Практика показывает, что существуют разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети заведомо уже готовы привыкнуть к новой социальной среде. У одних вхождение в предстоящие социальные условия проходит сравнительно легко, у других – тяжело. Адаптация ребёнка к новым для него условиям жизни неизбежна, но взрослые в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Подрастая, ребёнок узнаёт о том, что ему придётся пройти через период регулярного школьного обучения. Одни  родители обычно связывают такую ассоциацию с важной перспективой – пойдёшь в школу, станешь умным. Другие родители используют школьное будущее в качестве предстоящей меры дисциплинарного давления. Высказывание типа «вот пойдёшь в школу, там  с тобой так нянчиться не станут» вообще противопоказано.  Задача родителей на ближайшее время совсем другая, надо создать у малыша готовность к тому, что присутствие в школе обязательно станет для него интересным и полезным.

В период подготовки ребёнка к регулярному школьному обучению, родители должны вступить с ним в тесное сотрудничество, связанное с овладением теми или иными умениями.  Для успешного обучения в школе необходимы  высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития и умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем.

Умственные возможности человека неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загруженные работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой.

Способности к счёту можно развивать, используя игровые приёмы. Для начала выучите с ребёнком, сколько ему лет. Пусть он научится счёту от единицы до пяти, а затем – до десяти. На это даже не надо выделять никакого специального времени. Вот вы пошли на прогулку. Одновременно с шагами проговаривайте любую считалку:

Раз – два, три – четыре,

Три – четыре, раз – два,

Кто идёт? Мы идём.

Кто поёт? Мы поём.

В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых цифр в считалочке.

Помогая вам на кухне, малыш может посчитать, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ложек или тарелок лежит в мойке, которые надо помыть. Из яблок, картофелин или фасолинок, из которых готовится еда, ребёнок может выложить цифры, обозначающие их число. Обратите внимание, на что похожи отдельные цифры, заучивая стишки про них.  Например:

  • Вот один иль единица

            Очень тонкая как спица.

  • А вот это цифра два

            Полюбуйся какова.

            Выгибает двойка шею

            Волочится хвост за нею.

  • Тройка третий из значков

            Состоит из двух крючков.

-1-

Ребёнок должен выучить не только счёт до десяти, но и в обратном порядке – от десяти до единицы. Обратный счёт можно повторять перед тем, как ребёнок укладывается спать. Учёными замечено, что информация, получаемая человеком непосредственно перед сном, обычно хорошо запоминается.

С привычными предметами легко освоить простейшие приёмы сложения и вычитания. «Было у нас на столе три кружки, а пришёл папа, и одну кружку добавили. Сколько стало?» «В вазе утром лежало четыре конфеты, а теперь осталась одна. Сколько же конфет мы съели?» Хороший тренинг счёта – поочерёдное название чисел. Ребёнку предлагается игра, в ходе которой он попеременно со старшими должен называть числа «через одно».

Математические развлечения могут быть представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур – силуэтов, образных изображений из определённых частей. Они увлекательны для детей. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, например, животных, птиц, домов, кораблей, используя весь предложенный набор фигур. В этих играх составляются плоские фигуры: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Из многообразия математических игр и развлечений доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения.

Для закрепления ребёнком успехов в математике научите его, разбираться, который час. Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. Поиграйте с ребёнком в игру -  в течение дня спросите его: «Который час?». Если ребёнок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. Постепенно с практикой придёт навык определения времени по циферблату. Народная мудрость гласит: «С умом играем – знаний набираем».

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. С помощью логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения ребёнок научится мыслить. Для этого можно использовать настольные развивающие игры фабричного изготовления.  Например, игра «Весёлая логика» развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования. Игра «Сказки о животных» поможет развить память, внимание ребёнка.

Память человека – это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. В младшем дошкольном возрасте развитие памяти идёт очень быстрыми темпами. Обычно ребёнок легче запоминает всё новое, яркое, интересное для него, то есть у него лучше развита непроизвольная память.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляется произвольность всех психических познавательных процессов, в том числе и памяти. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Если с ребёнком проводятся специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, а также классификацию и группировку предметов – можно развить у малыша опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

Если в доме скопилось немало старых журналов с картинками, не выбрасывайте их. Научите ребёнка управляться ножницами, давайте ему задание вырезать из журналов понравившиеся изображения. Потом пусть ребёнок поищет и назовёт, сколько он вырезал цветов, домов, деревьев, машин, людей.

-2-

Кроме того, можно малышу дать несколько конвертов и объяснить, что в один конверт он может складывать вырезанные изображения машин или человечков, в другой – цветы, деревья, а в третий – животных.

Наряду с общей физической развитостью к будущим первоклассникам предъявляется одно особенное требование: желательно чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу даст большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при чтении и обучении письму. Тренинг кистей и пальцев рук проводить легко. Их сила и ловкость получают автоматическую «подкачку», когда ребёнок занимается рисованием и лепкой.

Для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с мозаикой, нанизывание колечек на пирамидки, перематывание ниток с одних клубочков на другие. Родителям рекомендуется также приобрести несколько разноцветных губочек, но объяснить ребёнку, что их купили не для купания, а для того, чтобы, сжимая и разжимая их, тренировать ручные мускулы. Сделать руки умелыми поможет и оригами, когда из обычного листа бумаги можно сделать вертушку, корзиночку, птичку, котика.

Сейчас детей трудно удивить оригинальностью игрушек, так как в каждом доме есть игрушки самых новейших конструкций. Однако не меньшую радость детям доставляют игрушки, сделанные собственными руками из природных материалов. А, самое главное, это снова даст «подкачку» пальцам ребёнка. Необычную куклу ребёнок может смастерить из колючих корзинок репейника. Техника её изготовления похожа на лепку из пластилина.

С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется приём штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью лекал, их штриховка, с этой же целью используются книжки – раскраски.

Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...