Материалы для родителей.
материал (1 класс)

Давлетшина Ирина Олеговна

Мой ребенок - школьник.

Материал для скачивания:

https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

           Беседа с родителями на тему:

        «Почему трудно первокласснику»

 То, о чём я хочу рассказать, не достигается в одночасье. Но если ваш ребёнок пойдёт в школу через год, а вы стремитесь к успеху, время для этого у вас есть. В добрый час!

 

  Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это только первый класс!»

  Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждёт много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.

  Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребёнка словно подменили.

  Взволнованные мамы, а изредка даже папы, торопятся поделиться с учителем своими переживаниями. О чём они говорят?

  О том, что до школы у них был прекрасный ребёнок, общительный, добрый, послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием.

  А теперь всё изменилось, малыша просто не узнать! Уроки делать не хочет, тянет, откладывает на крайний срок. Приходится заставлять, силой усаживать за стол. И вот тут-то каждый раз начинается форменный кошмар: вертится, грызёт ручку (все в доме перепортил), постоянно вскакивает – то к окну подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнёт. Пишет кое-как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает что-то на бумажке. «Уроки готовит часами и от себя не отпускает. Приходится быть рядом с ним, понукать, контролировать каждый шаг. Такой стал ленивый! Что случилось с ребёнком?»

 

НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ!

 

  Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно – соблюдать его?»

  Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом.

  Начало занятий в школе, как правило, в 8 часов 30 минут. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на всё: постель убрать, зарядку сделать, себя привести в порядок, позавтракать.

  И главное, выйти из дома заранее, без спешки. Тогда и друзей во дворе подождать можно, и до школы не бежать сломя голову, а идти спокойно, погулять немножко.

  Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъёма было не менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребёнок засыпал в строго определённое время.

  Итак, первое – сон. Нужно рано вставать, а, следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный в детском саду, как правило, отменяется.

  Если не позаботиться, чтобы ребёнок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнёт овладевать вялость, либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретёт напряжённый характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.

 

УЧЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ

 

  Второе – движение. Это необходимейшее условие успехов первоклассников. Для того чтобы ребёнок хорошо учился, его двигательный режим должен составлять 12 – 14 часов в неделю.

  А что мы видим на практике? Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность – самая обременительная часть школьных будней.

  Особенно тяжело переживается ребёнком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение – активный процесс и участвуют в нём 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека.

  Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают. Наверняка, каждому приходилось слышать раздражённое: «Да постой же спокойно хоть пять минут!» А малышам всё трудно, даже стояние. Правда, при этом легче функционировать сердцу и лёгким. Сколько может выстоять первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше наступает перенапряжение, а затем – срыв.

  День за днём накапливается и недостаток движения. Два урока физкультуры в неделю его, безусловно, компенсировать не могут. Но лишь немногие дети занимаются в спортивных секциях, утреннюю гимнастику делают единицы, зато большое количество школьников освобождаются от уроков физической культуры врачом, а частенько и мамой: «Сегодня на физкультуру не ходи, у тебя насморк». Ребёнок вручает записку учительнице, а родителям невдомёк, что болеет он как раз потому, что недостаточно двигается. Ведь малоподвижный образ жизни – прямая дорога к гиподинамии, чрезвычайно опасной для растущего детского организма.

 

УЧЕНИЕ И ГУЛЯНИЕ

 

  Третье – воздух. Прогулки на свежем воздухе – сильнейшее лекарство от переутомления.

  С первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не хватает. После уроков – все это прекрасно знают – нужно выполнить домашнее задание, да ещё сделать работу качественно. Усиленное внимание к учебным успехам своего чада – сегодня фактор родительского престижа. Вот и заставляет мама переписывать упражнение по несколько раз, а мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы – корявыми, письмо – неряшливым.

  Или чтение. Чтобы прочесть одну страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребёнок быстро устаёт, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится, постоянно что-то хватает руками, рвётся куда-то, может и под стол залезть или по дивану попрыгать. «Какой шалун! Прекрати баловаться!» – гневно восклицают взрослые, глядя на такого малыша. А он просто не выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки.

  Близятся сумерки, а маленький труженик упорно и безнадёжно делает уроки.

  Сколько же времени уходит у него на это? Два, три, порой даже четыре часа! Да, как показывают наблюдения, совсем не редкость, когда первоклассник сидит за уроками четыре часа.

  А если ещё музыка, иностранный язык?

  Где же выход? И первое, на что идут родители, – отмена прогулки. Не успеваешь – не гуляешь. Картина весьма знакомая.

  Но вот уроки сделаны и в конце дня неослабным вниманием всей семьи завладевает телевизор. Между прочим, за это удовольствие дети расплачиваются своим здоровьем. Поэтому позволять ребятишкам быть телезрителями лучше в выходные дни и немного больше на каникулах. Причём смотреть трансляцию следует сидя на жёстком стуле, а не развались в кресле или, что ещё хуже, лёжа на диване.

  Задумывались ли вы, почему передача «Спокойной ночи, малыши» длится 15 минут? Ровно столько времени разрешается детям проводить у телевизионного экрана. Однако любящие мамы и папы, пренебрегая элементарными правилами, не возражают, когда мальчики и девочки до глубокой ночи просиживают перед телевизором или компьютером, забывая о вечернем моционе.

  Дневная норма прогулки первоклассника – 3 часа. А сколько гуляет ваш ребёнок? Наверняка меньше. К чему это приводит? Переутомление растёт, недостаток в свежем воздухе увеличивается. В результате, родительская небрежность оборачивается во вред школьнику. Он истощается в борьбе с неправильным режимом и неподдающимися уроками. С трудом входит в мир обязанностей, которых не знал прежде, причём обязанностей не всегда приятных. Нелегко сходится со сверстниками в новом коллективе и испытывает трепет перед учителем.

  Всё это сказывается на общем состоянии организма: многие дети худеют; жалуются на головные боли, плохой сон и кошмары по ночам, а утром у них «ватная голова» и синяки под глазами.

  Вот почему, именно на первых порах, чрезвычайно важно чётко определить режим дня первоклассника и добиться его выполнения, то есть организовать жизнь ребёнка так, как это необходимо для успешного учебного труда. И помните, любая «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей, а вам принесёт в будущем немало забот.

 

ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ

 

  Самый опасный враг школьника – плохое настроение. А оно зависит от того, как прошло утро.

  У этого малыша «опять проспали» и теперь его поджидает масса неприятностей. Зарядку не сделал, позавтракать не успел, собрался кое-как. Мальчуган и так торопится, но взрослые подгоняют его и бранят за медлительность. В школу приходится бежать, однако к началу занятий всё равно опоздал. Смятение в душе. Дрожащими руками мальчик открывает дверь и робко идёт к своему месту. Он беспокойно оглядывается кругом и начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает на пол, учебник не находится. Оказывается, что линейку забыл дома, карандаш сломан, наспех засунутая тетрадь совершенно измята.

  Прозвенел звонок, а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал. Он так старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ, но нынче похвалы не будет...

  Вот появилась девочка. Замечаю, у неё снова глаза «на мокром месте» и плаксивое выражение будет долго держаться на лице.

  Родители уходят на работу, когда она ещё спит. Бабушка, жалея, подольше не будит внучку, а потом в доме всё становится с ног на голову. Обе суетятся, кричат, обвиняя друг друга в том, что альбом для рисования куда-то делся, от блузки оторвалась пуговица, туфли не вычищены, на шнурке затянулся узел...

  Эти мелочи, о которых стоило позаботиться ещё с вечера, выбивают из колеи, девочку охватывает страх опоздать в школу. Настроение испорчено.

  Я совершенно точно знаю: половину урока, возможно даже больше, девчушка будет сидеть, насупившись, ничего не воспринимая, пока не забудутся утренние неприятности. А как это отражается на её здоровье и успехах в учении вообще говорить не приходится.

 

«НЕЛЬЗЯ» И «НАДО»

 

  Часто на собраниях перед началом учебного года родители первоклассников спрашивают: кому будет легче учиться, – тому, кто идёт в школу подготовленным, или тому, кто не знает грамоты.

  Обычно очень трудно ответить на такой вопрос однозначно. Многое зависит от индивидуальных возможностей ребёнка. Однако с уверенностью берусь утверждать, что для успешного обучения гораздо важнее, насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.

  Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».

  Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться...

  Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.

  Кстати, замечу, что дети, которым дома привили элементарные навыки самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими учебными обязанностями.

 

СОБРАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМОКОНТРОЛЬ

 

  Собранности и самостоятельности недостаёт многим первоклассникам. Все это – издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребёнка, считают единственным средством приучения его к ответственности неослабный контроль.

  Как они это делают? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать своё детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый».

  А «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слёзы, да ещё домашних упрекнёт: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребёнку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо изо дня в день, шаг за шагом вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под силу.

  И тогда ребёнок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрёл необходимых навыков для успешной учёбы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно.

  Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.

  Как этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам педагога. В сентябре у первоклассников домашних заданий как таковых ещё нет. Их учат ответственности, порядку и дисциплинированности. Приёмы просты, ими может воспользоваться каждый.

  К примеру, учительница говорит, что завтра необходимо принести клеёнку или большой лист бумаги, хотя бы газету. Но обязательно целую, несмятую, чтобы парту не испачкать клеем во время урока труда. Да ещё не забыть тряпочку  руки вытирать.

  А вот другое задание – нарисовать свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли она у тебя, почему больше всего любишь её, во что с ней играешь?

  Не правда ли, такое запамятовать довольно трудно. Но всякое бывает.

  В чём проявляется забота родителей в подобных случаях? От взрослых требуется немногое – всего лишь помочь ребёнку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя.

  Если кто-то из членов семьи взял в этом году отпуск в сентябре, а кто-то в октябре, чтобы уделить ребёнку больше времени, то вы приняли правильное решение. Именно в самом начале школьной жизни совет и поддержка старших так важны для маленького человека. Именно сейчас он особенно нуждается в том, чтобы рядом с ним были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится, придут на помощь.

 

 



Предварительный просмотр:

Русский язык

                         Основные требования к уровню

                           подготовки учащихся 1 класса:

называть, приводить примеры:

- звуков: гласных, согласных (мягких, твердых);

-   слов, называющих предметы;

различать:

звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; звук, слог, слово;

в   слово и предложение; кратко характеризовать:

качественные признаки звуков;

условия выбора и написания буквы гласного звука пос ле мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

выделять предложение и слово из речевого потока;

проводить звуковой анализ и строить модели звуково го состава четырех-пяти звуковых слов;

правильно писать ча — ща, чу — щу и жи — ши под уда рением;

писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;

ставить точку в конце предложения;

грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).

               

 

                               

                         Литературное чтение

       Основные требования к уровню подготовки

                           учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь

слушать сказки, рассказы, стихотворения;

читать плавно слогами и целыми словами вслух

 небольшие тексты;

пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне — пересказывать по готовому плану;

знать наизусть 2-3 стихотворения,  1-2 отрывка прозаического произведения;

самостоятельно читать небольшие по объему

произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень -самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях  о животных, о природе);

•        работать с доступными книгами — справочниками
и словарями.

                                            Математика

              Основные требования к уровню подготовки

                                        учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке;

•        число,   большее   (меньшее)  данного  на  несколько
единиц;

»   фигуру, изображенную на рисунке (крут, квадрат, тре угольник, точка, отрезок);

воспроизводить по памяти:

•        результаты табличного сложения двух любых одно-
смачных чисел;

» результаты табличных случаев вычитания в преде лах 20;

различать:

•        число и цифру;

•        знаки арифметических действий (+, -, -, :);
•' шар и круг, куб и квадрат;

•   многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник; сравнивать:

предметы в целях выявления в них сходства и различия;

предметы по форме, по размерам (больше, меньше);

•        два числа, характеризуя результат сравнения словами
«больше», «меньше», «больше на ...», «меньше на ...»;

использовать модели (моделировать учебную ситуацию):

•        выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого
арифметического действия при решении задач;

применять:

. свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;

•        правило порядка выполнения действий в выражениях
со скобками;

решать учебные и практические задачи:

ориентироваться в окружающем пространстве (выбор маршрута, пути передвижения и пр.);

выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов;

•        пересчитывать предметы и выражать результат числом;

«  читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;

•        решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;

измерять длину предмета с помощью линейки;

изображать отрезок заданной длины;

отмечать  на бумаге точку, проводить линию не линейке.

 

                               Окружающий мир

           Основные требования к уровню подготовки

                           учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

основные правила здорового образа жизни;

основных представителей растительного и животного

-        мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

-        основные условия благополучной жизни растений

         животных;

профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

улицы, расположенные вблизи школы и дома; основ ные учреждения культуры, быта, образования;

•        основные достопримечательности родного города
• столицы России;

различать (сопоставлять):

знаки светофора; знаки дорожного движения  для соблюдения безопасности;

основные нравственно-этические понятия  — равнодушие: трудолюбие — леность; пост непослушание);

различных представителей растительного внешнему виду, месту обитания, способу движения

•        времена года;
в  животных, объединять их в группы (звери

насекомые);

•        произведения народного творчества: пение
сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях

выполнять режим своего дня;

определять время по часам с точностью до часа

подготавливать свое учебное место к работе:

оценивать результаты своей и чужой работы : отношение к ней;

выполнять правила поведения в опасных  ситуациях;

ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами учебное место после занятий;

выполнять трудовые поручения по уголку я: : поливать растения, кормить животных, готовить к:: семена, сажать черенки;

»  составлять описательный рассказ по картинке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

                             

 

 

                         

                                           Технология

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: иметь представление:

•        о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;

о созидательной, творческой деятельности человека :роде как источнике его вдохновения;

о человеческой деятельности утилитарного характера;

•        о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе
опасности для человека;

•        о том, когда деятельность человека сберегает природу,
когда наносит ей вред;

знать:

что такое деталь (составная часть изделия);

что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

какое соединение деталей называют неподвижным;

виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия — на уровне общего представления;

последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

способы разметки: сгибанием, по шаблону;

способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

уметь:

наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

различать материалы и инструменты по их назначению;

различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

в качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную раз метку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

использовать для сушки плоских изделий пресс;

безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

под контролем учителя:

•        рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

при помощи учителя:

•        проводить анализ образца (задания), планировать
последовательность выполнения практического задания,

контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность)
выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.

При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.



Предварительный просмотр:

Набор первоклассника

Уважаемые родители, обращаем внимание на набор первоклассника, который должен иметь каждый учащийся. В набор входят различные канцелярские принадлежности, одежда и обувь.
1. Портфель или рюкзак
2. Пенал
3. Ручки шариковые (синие) — 2 шт.
4. Карандаши простые — 2 шт.
5. Карандаши цветные — 12 шт.
6. Ластики — 2 шт.
7. Линейка (прямая, убирающаяся в пенал)
8. Тетради в клетку — 10 шт.
9. Тетради в косую линейку — 10 шт.
10. Обложки для тетрадей — 10 шт.
11. Обложки для книг — после получения учебников
12. Закладки для книг
13. Дневник
14. Клеёнка для труда
15. Ножницы с закругленными концами
16. Клей ПВА, клей-карандаш
17. Бумага цветная
18. Пластилин, доска для лепки
19. Цветные карандаши — 6 шт. + 12 шт.
20. Краски гуашевые
21. Набор кисточек
22. Непроливайка
23. Бумага для рисования — 2 шт
24. Картон цветной
25. Школьная форма синего цвета
26. Сменная обувь и мешок к ней
27. Спортивная форма (белый верх и чёрный низ), спортивная обувь, лыжи


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...

Материалы для родителей. Памятка для родителей на весенние каникулы

Материалы для родителей. Памятка для родителей на весенние каникулы...