Место и значение подросткового периода в развитии ребенка
статья (4 класс) на тему

Захарова Мотрена Николаевна

В поростковом периоде могуть впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального  взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношение.

        Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми т товарищами, наконец, на самого себя.

        Однако процесс становления нового растянут во времени, он зависит от многих условий и поэтому может происходить неравномерно по всему фактору. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости» и «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в степени развития разных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1. Тормозящие развитие взрослости: занятость детей только учением при отсутствии у большинства из них других постоянных родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем; 2. Овзросляющие: огромный поток разнообразной по содержанию информации: большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей, интенсивное развитие общения с товарищами; акселерация физического развития и полового созревания.

        Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Почему этот возраст трудный.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость. Депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п. важно отметить, что даже у абсолютно нормальных подростков возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, ровно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку  испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности, связано с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

        В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса  формирования личности. «Переходный возраст, - писал Л.С. Выготский, - предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии».

        В этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как о.дин сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию»

           Самопознание, самоопределение, самореализация.

    Для обозначения аффективных, когнитивных и поведенческих компонентов, сфокусированных на «я» подростка как некоторой целостности, интенсивно развивающейся в данный возрастной период, многочисленные исследователи этого процесса используют самые различные термины: самосознание,  я –концепция, я- схема, образ Я, самоидентичность и т.п.

         Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанных с их отношением к себе, к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество  таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя все новых недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Есть все основания думать, что это не просто некоторая возрастная характеристика развития самосознания, а во многом результат интериоризации, усвоения подростком тех представлений и оценок, которые имеют на его счет окружающие подростка взрослые, прежде всего учителя и родители. Суждения о недостатках были всегда предельно конкретными, разнообразными, менялись с возрастом подростка.

     Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем. И эти переживания недооцениваются взрослыми, которые считают их характерными только для старших школьников. Соответственно воспитание подростков с учетом перестройки их мотивационной сферы, связанной с более ранней ориентацией на будущее, не осуществляется.

     

                                    Общение со сверстниками.

       Отношения с товарищами находятся  в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

     Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком – то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно недоумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.

    Содержание общения младших подростков сосредоточивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у семиклассников, а особенно у восьмиклассников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, не воспринимая его проблем.

               

                             Дружба подростков.

       Важная роль в развитии личности и социально – моральной взрослости подростка принадлежит особому роду отношений – с близкими товарищами и другом. С каждым годом они становятся все более необходимыми ему. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением , авторитетом, выделяются продвинутостью в чем – то. Привлекать может разное: товарищеские качества, знания, многосторонняя умелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида и манеры поведения, опыт в отношениях романтического характера, самостоятельность в отношениях со взрослыми. Часто подростка привлекают ребята очень разные, с противоположными интересами, круг общения бывает широким, но не устойчивым.

       Для сближения ребят большое значение имеет сходство в интересах и любимых занятиях, привлекательность разговоров. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника  сам старается приобщить его к собственным занятиям. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов подростка.

      Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появляется желание быть таким же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка.

    Расширение и углубление содержания, осознаваемого как важное и личное, рождает острую потребность в друге, с  которым можно поделиться и посоветоваться, найти у него поддержку и помощь.

     Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям – взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания, умения хранить тайну.

    Идеал дружбы подростков – «всегда все вместе, все пополам!» Под этим разумеется не только абсолютное соблюдение кодекса товарищества

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка"

Воображение - один из познавательных процессов или способностей. Без воображения не может быть мыслительной деятельности. В работе предложены игры и упражнения для развития творческого воображен...

Значение игры для психического развития ребенка.

Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали значение игры для психического развития ребенка.       ...

Родительское собрание: "Проблемы и опасности подросткового периода"

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те или иные трудности во взаимод...

Родительское собрание "Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка с использованием сказкотерапии в домашних условиях"

1.   Фото презентация.  Выступление на тему «Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка с использованием сказкотерапии в домашних условия».2. Анкета для родите...