Родительское собрание на тему: "Мама, папа, я - читающая семья"
консультация (1 класс) на тему

Ситдикова Айсылу Раефовна

Цель:

v  Содействовать воспитанию любви к чтению у младших  школьников и их родителей;

v Сплочение родителей и детей, сплочение классного коллектива.

Форма:

v Интеллектуальная семейно-развлекательная программа.

Участники:

v Учащиеся 1 класса;

v Родители учащихся;

v Классный руководитель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р О Д И Т Е Л Ь С К О Е

С О Б Р А Н И Е

« Мама, папа, я –    читающая семья»

                           

                                               

Составитель:

Ситдикова Айсылу,

        

                                               

Цель:

  •  Содействовать воспитанию любви к чтению у младших  школьников и их родителей;
  • Сплочение родителей и детей, сплочение классного коллектива.

Форма:

  • Интеллектуальная семейно-развлекательная программа.

Участники:

  • Учащиеся 1 класса;
  • Родители учащихся;
  • Классный руководитель

Подготовительный этап:

  • Анкетирование детей и родителей;
  • Разучивание стихотворений.

План проведения собрания:

  • Вступительное слово классного руководителя;
  • Конкурсная программа;
  • Подведение итогов  и принятия решения собрания.

                                             

Х О Д     С О Б Р А Н И Я

СЛАЙД ___

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас тема нашего сегодняшнего родительского собрания. Эта тема тесно связана с заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в успешно меняющемся мире, конкурентоспособности  на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

     Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать детей к чтению и к книге.

     От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности – судьба России.

      Сегодня, когда наши дети постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

     

      Совет №1: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

       Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь, то отдохнут. А ведь неверно это. А еще некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за этим должен следить учитель или библиотекарь, а роль родителя в этом деле невелика. Но учитель и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книги, предназначенных не для них.  Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги.

    Совет №2: «Если ваш ребенок читает в свободное время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите её с ребенком, оцените её с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.»

     Такое поверхностное чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики.

     В классе было проведено анкетирование по данной тематике. Вот какие данные были получены. СЛАЙД ____

Что мешает чтению детей?

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.

Вот что говорит об этом французский педагог-словесник Даниэль Пеннак: «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что проблема не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время.

     СОВЕТ № 3: Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

     СЛАЙД  ___

Давайте рассмотрим, какие виды чтения бывают.  

1.    Углубленное чтение, при котором большое внимание уделяется деталям. Такой вид чтения можно назвать  аналитическим или критическим.

  1. Панорамное быстрое чтение становится возможным, только если человек в совершенстве овладел техникой чтения.
  1. Выборочное чтение  подразумевает обращение внимания на отдельные разделы текста.
  2.  Чтение просмотр – это такой метод чтения, который необходим для первого, подчас поверхностного знакомства с текстом.

5.   Сканирование текста  - это быстрое его просматривание для того, чтобы найти интересующие  детали. 

     СЛАЙД ___

А какие компоненты входят в навык чтения, которому в школе уделяется большое внимание?

Навык чтения включает в себя два компонента:
* техническую сторону ;
* смысловую сторону .

   В техническую сторону чтения включаются следующие компоненты:

* способ чтения;

* темп чтения;

* динамика скорости чтения;

  • правильность чтения.

   Цель технической стороны развивать правильное безошибочное беглое чтение.

СЛАЙД ___

В смысловую сторону чтения входят:
* выразительность;
* понимание.
Цель смысловой стороны развивать выразительное чтение, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.
    Главной задачей в 1 и 2 классах является техническая сторона чтения.

СЛАЙД___

А теперь рассмотрим количество слов, которые дети должны  освоить в данном  1 классе. Ведь чтение является ОСНОВОЙ ВСЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что , не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с  техникой чтения.

      Главные вопросы, которые беспокоят родителей: «Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?» Вот как отвечает на этот вопрос Даниель Пеннак: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить»…или «мечтать»… Попробовать, конечно, можно. Пробуем?  «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!».

- Марш к себе и читай!

Результат?

Никакого».

СОВЕТ № 4: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

    Самостоятельное чтение детей нужно дополнять совместным чтением и в школьном возрасте: можно читать книгу попеременно – часть читает взрослый, часть – ребенок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет хорошей традицией. Сам процесс чтения должен сопровождаться ненавязчивой (не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку, нет ли незнакомых слов, какие у него предположения о дальнейшем развитии сюжета. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, не заставлять ребенка пересказывать.

СОВЕТ № 5: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы.

      По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что произошло с героем. Известный педагог Ш.Амонашвили предлагает метод, в котором советы о том, что читать, даёт ребенку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума.

Обращение ребенка в детскую или школьную библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка – лучший путь к чтению ценной литературы.

СОВЕТ № 6: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и её мероприятии. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться её фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку.

Помимо книг в круг чтения ребёнка необходимо включать и детскую периодику – журналы и газеты.

Не менее важна и домашняя библиотека.

«Дом, в котором нет книг,- говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души».

     Надеюсь, что данные советы помогут вам, дорогие родители, продвигаться с вашими малышами по пути к творческому чтению.

  Давайте объединим наши усилия для того, чтобы будущее наших детей было счастливым и успешным!

 

           КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Внимание! Внимание!

Дети и родители!

Сразиться не хотите ли?

Кто самый лучший книгочей?

И кто герой любимый чей?

Умными словами недаром сказано:

« Все лучшим книге мы обязаны».

Книги читают и стар и млад,

Книжке хорошей каждый рад.

Дети и родители!

Хотите, не хотите ли –

Пришла пора сразиться нам!

Звучат стихи в исполнении учеников класса.

РАЗМИНКА

КОНКУРС 1 « Назови имя литературного героя»

КОНКУРС 2 « Литературная викторина»

КОНКУРС 3 « Кто быстрее»

КОНКУРС 4 « Театральный»

КОНКУРС 5 « Разноцветные книжки»

КОНКУРС 6 « Блиц-опрос для родителей»

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1.Учитывая важную роль родителей в воспитании детей к любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решения следующих задач:

* читать ежедневно с ребенком;

* обсуждать с ним прочитанное;

* помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.

2. Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

3. Рассказывать детям сказки или рассказы. Даже «совсем большие» ребята ( мы часто говорим так семи-восьми летнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку или сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

4. Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

5. Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только возле компьютера или телевизора.

6. Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры родителей по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

7. Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.

8. Не всегда спешите ответить на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

9. Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т.п.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

10. Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги.

11. Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.

12. Обязательно записывать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ КНИГ

1. Для развития логического мышления.

* Д.Биссет ;  * Дж.Родари;  * В.Сутеев;  * Д.Хармс;  * Л.Толстой.

    2. Сказки – путешествия.

* В.Бианки; * К.Пришвин;  * А.Волков;  * В. Берестов.

  1. Научно-познавательная литература

*  Е.Чарушин;  * В. Бианки;  * Ю.Дмитриев;  * Г.Снегирев;  * Н.Акимов.

  1. Книги энциклопедического характера

*  « Я познаю мир»;   * «Все обо всём»;  * «Моя первая энциклопедия».

*************************************************************************

*************************************************************************

                             

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ КНИГ

1. Для развития логического мышления.

* Д.Биссет ;  * Дж.Родари;  * В.Сутеев;  * Д.Хармс;  * Л.Толстой.

    2. Сказки – путешествия.

* В.Бианки; * К.Пришвин;  * А.Волков;  * В. Берестов.

  1. Научно-познавательная литература

*  Е.Чарушин;  * В. Бианки;  * Ю.Дмитриев;  * Г.Снегирев;  * Н.Акимов.

  1. К-ниги энциклопедического характера

*  « Я познаю мир»;   * «Все обо всём»;  * «Моя первая энциклопедия

**********************************************************************

***********************************************************************

                             

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ КНИГ

    1.Для развития логического мышления.

* Д.Биссет ;  * Дж.Родари;  * В.Сутеев;  * Д.Хармс;  * Л.Толстой.

    2. Сказки – путешествия.

* В.Бианки; * К.Пришвин;  * А.Волков;  * В. Берестов.

 3.Научно-познавательная литература

*  Е.Чарушин;  * В. Бианки;  * Ю.Дмитриев;  * Г.Снегирев;  * Н.Акимов.

  4.Книги энциклопедического характера

*  « Я познаю мир»;   * «Все обо всём»;  * «Моя первая энциклопедия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Слайд 2

Анализ анкетирования детей «Читаете ли вы дома?» «Какую книгу читаете?» «Да» - … %; «Нет» - …. % «Азбука» - …%; Другая литература- …%

Слайд 3

ВИДЫ ЧТЕНИЯ 1. Углубленное чтение ( аналитическое или критическое) Панорамное быстрое чтение Выборочное чтение Чтение – просмотр Сканирование текста

Слайд 4

НАВЫК ЧТЕНИЯ техническая сторона смысловая сторона способ чтения темп правильность Цель: развивать правильное безошибочное беглое чтение выразительность понимание Цель: развивать выразительное чтение, учить детей чувствовать худ. произведение

Слайд 6

Рекомендации Всеволода Николаевича Зайцева : Лучше читать поменьше, но чаще. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. После разбора стихотворения полезно, чтобы ребенок нарисовал картинку.

Слайд 7

5. Ребенка следует записать в библиотеку . 6. Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке .

Слайд 8

Семейная традиция сохранять детские книги. Жизнь у этих книг может быть длинная: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. - Есть ли у вас в семье такая традиция?

Слайд 9

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги К.Г.Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья!"

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьюторов и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют. что замедленность процесса чтения, отсут...

Родительское собрание"Мама, папа, я - читающая семья!"

родительское собрание для родителей первоклассников о пользе чтения...

Родительское собрание-игра "Мама, папа, я - читающая семья"

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит е...

Презентация к родительскому собранию на тему "Мама, папа,я - читающая семья"

Данная презентация была подготовлена к родительскому собранию по теме "Мама, пап, я - читающая семья"....

Родительское собрание на тему: "Мама, папа, я - читающая семья"

Цель:v  Содействовать воспитанию любви к чтению у младших  школьников и их родителей;v Сплочение родителей и детей, сплочение классного коллектива.Форма:v Интеллектуальная сем...

Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья"

Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья"...