Главные вкладки

    Консультация для родителей "Гиперактивность"
    консультация (1 класс) на тему

    Шарыкина Анастасия Андреевна

    Гиперактивность – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

    Гиперактивного ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. Стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_-_giperaktivnost.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Добрый день, уважаемые родители! Мы - классные руководители ваших будущих первоклассников - рады приветствовать вас на сегодняшнем собрании, тема которого «Гиперактивные дети». Представляемся.
    Начнем с определения.
     Гиперактивность – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

    Гиперактивного ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. Стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, там, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.
    Если вы узнали своего ребенка, то я думаю нам есть о чем поговорить.

    Гиперактивность – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
    (раздать родителям)

    1. При невнимании:

    – имеет незаконченные проекты;

    – отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);

    – слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;

    – с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

    – имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);

    – часто теряет вещи;

    – избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;

    – часто бывает забывчив.

    2. Сверхактивность:

    – ерзает, не может усидеть на месте;

    – проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);

    – мало спит, даже в младенчестве;

    – находится в постоянном движении (с «мотором»);

    – очень говорлив.

    3. Импульсивность:

    – отвечает до того, как его спросят;

    – не способен дождаться своей очереди;

    – часто вмешивается, прерывает;

    – резкие смены настроения;

    – не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);

    – не подчиняется правилам (поведения, игры);

    – имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

    Если в возрасте до 8 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

    Стоит разобраться, в чем же причины?
    В возникновении гиперактивности, по мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности, таких как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы. Патология родов.

    Мы хотели бы поделиться с вами небольшими памятками.

    Рекомендации:
    Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

    Обязательными должны быть:

    - Утренняя зарядка, подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спит, лучше вечером также играть в активные игры.

    - Активные игры, которые одновременно развивают мышление.

    - Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.

    Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию командных игр.

    У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Следует развивать это увлечение.

    Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. НО строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть мягким, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

    Также есть полезные советы родителям гиперактивных детей, предложенных доктором Д. Реншоу.

    1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.

    2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном.

    3. Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укpeпляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.

    4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: «Нет», «Прекрати», «Нельзя».

    5. Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка. Например, советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому».

    6. Предлагайте ребёнку очень чёткое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня.

    7. Учите ребёнка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне.

    8. Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничего его не отвлекает.

    9. Предлагайте ребёнку не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну-единственную игрушку; прежде чем он займётся раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее; когда ребёнок садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.

    10. Определите для ребёнка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем.

    11. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребёнка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию.

    12. Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того, что ребёнок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий.

    13. Старайтесь не проявлять к ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения.

    Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

    1. Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.

    2. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

    4. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

    Уважаемые родители, давайте проанализируем ситуации:

    1. Мама Васи жалуется, что не может уложить ребенка спать. Он постоянно в движении. Не сидит на месте. Устает только под вечер. Спит неспокойно. Мама Васи беспокоится за его здоровье. Что же делать? В чем причина?
    (Решение: ребенок - гиперактивный. В первую очередь необходимо проконсультироваться со специалистами. Самое главное - уделять ребенку больше внимания. Записать ребенка в спортивную секцию. Возможно на тренировках его активность будет на пользу, соответственно, усталость будет наступать раньше и ложиться он будет раньше.)

    2. Родители никак не могут усадить ребенка делать домашнее задание. Отвлекается на телевизор. Он неусидчив. Постоянно что-то трогает, ломает. 5 минут посидит и убежит. Невнимателен.
    (Решение: необходимо ребенку предоставить отдельную комнату, отдельное рабочее место. Цвета комнаты сделать спокойными. Отключать телевизор и радио на время выполнения домашнего задания. Напротив стола сделать пустую стену, без каких-либо картин, узоров.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детский эгоизм. Консультация психолога.

    Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус...

    Агрессивность у детей. Консультация психолога.

    Людмила ПУТЛЯЕВА, кандидат психологических наукПочему агрессивны наши дети?В росте агрессивности детей все чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Несомненно, их неблагородный вклад в наш...

    Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

    Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

    Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"

    Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"...

    Консультация для учителей. Что такое дисграфия?

    Консультация для учителей, обясняющая отличия "обычных" ошибок в письменной речи детей от ошибок логопедического характера....

    Консультация для родителей

    Консультация для родителей...

    Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

    Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...