Роль родителей в подготовке домашних заданий.
статья на тему

Красикова Марина Евгеньевна

"За" и "против" участия родителей в подготовке д/з

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей в подготовке детьми домашних заданий. 

    В начальной школе родители оказывают своему ребенку не только моральную и эмоциональную поддержку, но и активно помогают ему в домашней учебной деятельности.

    Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего – с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.

     Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, – несовпадение стилей (стратегий) познания ребенка и матери.

     При участии матери в подготовке домашних заданий реализуется принцип индивидуальной работы с ребенком. Это требует от матери не столько владения специальными методическими приемами, сколько понимания особенностей познавательной деятельности ребенка и умения соотнести с ними свой собственный стиль познания. Сделать это бывает непросто.

     Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или трудного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.

     Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название "когнитивный (познавательный) диссонанс".

     Специальные психологические исследования показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери влияет на успешность их совместной учебной работы.

    По каким же параметрам могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка? Важнейшие из них такие:

– направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе;
– умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями;
– форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка);
– умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;
– наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам;
– эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.

    Таким образом, конфликт возникает в том случае, если когнитивные стили матери и ребенка по тем или иным параметрам не совпадают. Например, такой конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери – большое внимание к деталям и частностям.

    К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.

    К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери – повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными, несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.

    Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.

    Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого смыслового барьера, в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.

    Следует отметить, что даже в случае очевидных несовпадений познавательных стратегий матери и ребенка большинство матерей бывают искренне убеждены в том, что хорошо понимают внутренний мир своего ребенка и ход его мыслей.

    Для взрослого, помогающего ребенку в подготовке домашних заданий, важно осознать возможные причины трудностей в совместной работе. Конечно, родитель не должен стремиться изменить свой собственный когнитивный стиль. Это нереальная задача. Однако понимание им особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителей по подготовке домашних заданий

Родители могут использовать эту памятку при подготовке домашних заданий со своими детьми....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (Рекомендации для родителей при подготовке домашних заданий).

Рекомендации для родителей при подготовке домашних заданий. Рекомендации по просмотру телевидения младшими школьниками....

Рекомендации родителям по подготовке ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью....

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

Рекомендации могут пригодиться родителям при выполнении домашних заданий с детьми....

Роль родителей в подготовке домашних заданий

quot;Школа эффективного родителя"  встреча №2 (конспект встречи)...

Роль родителей в подготовке домашнего задания

То, что родители зачастую делают домашнее задание за своих детей, особенно в начальной школе – это ни для кого не секрет......

Памятка родителям "Роль родителей в подготовке домашнего задания"

Как правильно организовать подготовку домашних заданий. Назначение представленного материала:- Материал может быть использован на родительском собрании.- Может служить памяткой для роди...