Из чего складывается готовность к школе
статья на тему

Устенко Елена Петровна

В статье перечисляются основные умения и навыки, которые понадобятся первокласснику при поступлении в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_chego_skladyvaetsya_gotovnost_k_shkole.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Знаю как много родителей интересуются вопросами подготовки ребёнка к школе. Ведь каждый ребёнок когда-нибудь пойдёт в школу. И всем нам очень хочется, чтобы эти 9, а для кого-то 11 классов в школе  прошли интересно и без особых проблем.

В этой статье я расскажу на что надо обратить внимание родителям будущих первоклассников.  

Хотелось бы начать с того, какого ученика ждёт каждый учитель, набирая  1 класс.  

Здоровые (психически и физически)

Очень внимательные            

С хорошей памятью

С развитым мышлением,  воображением

С хорошо сложившейся системой знаний об окружающем мире

С хорошей моторикой рук

Умеющие слушать и слышать

И владеющие социальными навыками и умениями.

- Какие из этих качеств воспитываются в ребёнке и с какого возраста?   Всё это невозможно воспитать за год до школы.

Заметьте, что я ни слова не сказала о чтении и математике. Это, конечно, тоже нужно, но первое важнее. Помните, что развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.

Умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать – это ОБУЧЕННОСТЬ. Это он делает механически.

А способность ребенка  к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач, т.е. некий умственный потенциал – это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Если ребёнка учили  играть в шахматы, а не читать и писать, то он сможет быстро догнать одноклассников, т.к. обладает высокой ОБУЧАЕМОСТЬЮ.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того,   на старых запасах долго не проедешь. Поэтому
лучше сосредоточить свое внимание не на чтении и математике, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

Рассмотрим некоторые из них.

1.В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Успех обучения, особенно в младших классах, зависит от того, насколько регулярно ребенок посещает школу. К сожалению, дети часто болеют.     Ребенок, пропустивший занятия  может потерять веру в свои силы, почувствовать себя неуспевающим. Идеально, если за год до школы вы реально оцените здоровье своего ребёнка и максимально постараетесь прислушаться к рекомендациям врачей. Плавание, прогулки, велосипед — это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

2. Родителям также необходимо вовремя проверить своего ребенка у логопеда. Своевременно начатые занятия помогут малышу исправить дефекты речи и избежать заикания, шепелявости и картавости.  Кроме того, дефекты речи мешают  формированию навыка письма по слуху и затрудняют овладение грамотой.  Как слышу, так и пишу, а если слышу неверно, то что напишу?

3. Необходимо привить  навыки самообслуживания. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

4. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доводить до конца.

5. Важно также и то, чтобы в процессе дошкольного воспитания дети уже научились правильно себя вести, не нарушать порядок и не мешать окружающим. Потому что тем детям, которым только в школе впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя",  придется очень нелегко.

Что такое школа в первую очередь? Школа это  система социализации, дисциплинирующая система.  И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения.   Ребёнок  должен знать слово «НЕЛЬЗЯ» и  уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

6. Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение с позиций, что хорошо, а что плохо, ему будет  трудно привыкнуть к жизни в школьном коллективе.

Что же должен уметь делать ребенок, чтобы его можно было считать социально и эмоционально развитым?:

уметь создавать дружеские отношения и поддерживать их;

быть способным испытывать эмоции (и различать их), и они должны быть контролируемыми;

уметь выражать свои идеи, мысли, эмоции;

быть любознательным, готовым к учебе, исследовать и взаимодействовать с окружающим миром.

Дети, с хорошо развитыми социальными навыками, также могут:

управлять своей агрессией (разочарованием, злостью..) и уметь сопереживать;

быть устойчивым (это, например, когда ребенок может самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию с другими детьми, а не бежать сразу к родителям);

развитое чувство достоинства, умение чувствовать себя уверенно.

Все области развития (навыки мышления, навыки моторики, развитие речи) непосредственно зависят от того, как ребенок умеет выражать свои чувства и эмоции. Социально-эмоциональное развитие дают в первую очередь родители.

Но не только для малыша школьная жизнь является обещанием начала чего-то нового и доселе неизведанного. Это также и начало нового этапа в жизни семьи, в которой воспитывается первоклассник. Следовательно, не только ребенку необходимо быть подготовленным к школьной жизни. От родителей тоже требуется определенная психологическая готовность помочь юному человечку вступить в новый мир. Для того чтобы лучше понять, что чувствует ваш малыш на пороге школы, постарайтесь вспомнить те ощущения, которые вы испытывали сами перед тем, как пойти в первый класс.

Исключительно важно при формировании положительного отношения малыша к школе не выражать своей негативной оценки к школьному обучению. Не пугайте школой.  Ни при каких обстоятельствах не следует говорить ребенку о том, что в школе неинтересно, что школьное обучение - это напрасная трата времени и сил.

Анкета для родителей "Готовы ли к школе родители?"

(Е.С. Ковалева, Е.И. Синицына)

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:

помочь, не рассердившись;

не кричать, принимать спокойно все так, как есть;

не унижать;

не обижать;

не сравнивать с другими своего ребенка;

не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

Вы уже понимаете, что готовность определяется вашими умениями сдерживать эмоции и раздражение. Тренируйтесь!

В конце подведу некоторый итог:

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
       
Здоровьем,  

Развивать навыки самообслуживания, волевые качества, 

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги,

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение,  смекалку: рисование, лепка, конструирование.

Помните,   что   не   существует     волшебной   таблетки,  которую  съест Ваш ребёнок  и сразу всему научится и будет готов к школе. Многие учителя  выбрали для себя девиз «НЕ НАВРЕДИ». Не навредите и вы своей чрезмерной подготовкой к школе, а помогите своему ребёнку с успехом и с удовольствием пройти эту жизненную ступеньку.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из чего складывается работа школьного учителя

Воспитание! Обучение! Что поставить на первое место? ...

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Из чего складываются добрые дела

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эиоционально - ценностной сферы учащихся....

Урока-исследование по окружающему миру с использованием ИКТ «Из чего складывается погода?»

С помощью экспериментальной деятельности систематизировать имеющиеся знания, относящиеся к понятию «погода»; описывать погодные условия на обиходном языке, изучить четыре составляющие пого...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...