Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Круглова Светлана Алексеевна
Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы будут нарастать: снижение успеваемости, нежелание учиться вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_priuchit_rebenka_k_chteniyu_statya.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  на тему:

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Автор статьи: Круглова Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы будут нарастать: снижение успеваемости, нежелание учиться вообще.

Каковы причины нелюбви к книге:

1.Читают медленно!

Если читаешь медленно, любая книга кажется неинтересной, становится скучно. Ребенку нравится то, что у него хорошо получается.

2.Никто не читает!

В детской среде это не престижно. Современные дети обсуждают, реально ли добраться до 120-го уровня новой компьютерной игры.

Привить любовь к чтению можно. Надо только захотеть, приложить максимум усилий. Можно выбрать тот метод, который лучше других подходит ребенку.

Покажите пример!

Это самый простой и действенный способ привить любовь к чтению. Если ребенку говорить: «  Возьми книгу!», толку не будет. Большинство детей  делают то, что  видят, а не то, что слышат.

Поэтому  повторять общие фразы  о пользе чтения можно бесконечно!

Заинтригуйте!

Объясните, что книги бывают разные. Из них можно почерпнуть массу полезной информации. Сложность этого способа в том, что  родители должны точно знать, что интересует их ребенка. А для этого родители должны сами много знать и читать.

Желательно заранее подобрать соответствующие книги. Только не навязывайте их, а советуйте.

Придумайте традицию!

В старые времена семейное чтение вслух являлось доброй традицией. Почему бы не сделать что- то подобное сейчас? Чтение вслух очень сближает детей и взрослых. Важно только выбирать такие книги, которые интересны всем.

Приучайте к книжке с пеленок!

Начинать читать ребенку никогда не рано. Книги расширяют словарный запас, будят воображение, учат жизни.

Призовите на помощь компьютер!

Книги можно не только читать, но и писать, иллюстрировать. Вот и применение того самого компьютера, который отвадил детей от чтения

В.А.Сухомлинский говорил, «что можно жить и быть счастливым не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения -невоспитанный человек -нравственный невежда».Выражение « уметь читать»включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его.

Ребенок, который не умеет читать, будут испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет не усидчив, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.

Многие учителя эффективно используют помощь родителей при обучении детей чтению. Чтобы эта помощь была эффективнее, надо родителям показать отдельные виды упражнений по развитию навыка чтения.

Игры в звуки хорошо даются детям. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит в слове знакомый звук, названный взрослым.

Игра в слова – взрослый называет несколько слов начинающихся на одинаковую букву. Задача ребенка определить ее.

Угадай букву - другой вариант игры в слова, когда называется несколько слов с одинаковой буквой в конце или в середине. Малышу нужно ответить, где она расположена.

Игра с картинками. Малыш должен выбрать группу изображений, которые начинаются на одну букву.

Хлопни, когда услышишь звук [А];

Отбери картинки, в названиях которых звук [А] находится в начале слова (в конце слова, в середине слова);

Игра «Гласный или согласный». Взрослый называет знакомые ребенку звуки нашей речи. Малыш поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук, карточку синего цвета, если звук согласный.

Игра «Наоборот». Взрослый называет твердый звук, ребенок должен назвать его мягкий аналог.

«Слоговое лото». Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех- или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2, 3, 4);

Игровое управление «Открытки»

Взрослый показывает детям открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток – слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той последовательности, в какой они были названы. Для лучшего запоминания слова связываются между собой в рассказ или небылицу.

Подружки – парк –принцесса – пудель – птичка – пальма – почтальон – посылка – подарок – Павлик – портфель – пряник – пальма.

Дети запоминают и называют слова, определяют, какой звук встречается во всех этих словах, дают ему характеристику.

Аналогично проводится упражнение «Письмо», но детям предъявляются не открытки, а ряд слов.

Оля – осень – отпуск – остров – овцы – овощи – ослик – обувь – осы – облако – окна – обруч – окунь – озеро.

Игра «Необычные цветы».

Цель :Найти заданный звук в слове.

Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

Игра «Рыболов»

Цель: Определение места звука в слове.

Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.

Игра «Улитка – светофор».

Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.

Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.

Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.

Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

Игровое упражнение «Домики».

У детей на столах домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место заданного звука в слове и вставить картинку в нужное окошко.

Знакомство с буквой.

Стабильный графический образ буквы необходимо формировать на полианализаторной основе. Для этого я использую такие игровые упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефных букв, тактильное опознание «наждачных» букв – «Читающие пальчики», игра «Чудесный мешочек» с буквами, лабиринты – «Какие буквы написали коньками на льду Маша и Миша», зашумленные картинки – «Буквы рассыпались» (например, найти букву А и обвести её фломастером по контуру).

Группировка букв. Детям предлагается на буквенной таблице найти все буквы, например, А и закрыть их фишками или пальчиками. Более сложный вариант, когда дети ищут 2 буквы (например А, У) и закрывают их фишками разного цвета или пальчиками правой и левой руки.

Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.

Игровое упражнение «Близнецы».

Например, дана таблица, на ней буквы А разного шрифта, каждая буква в двух экземплярах – «близнецы». Задание: найти две одинаковые буквы и закрыть их пальчиками левой и правой руки. Работа начинается с верхнего ряда и идёт построчно слева – направо.

Упражнения по конструированию и реконструированию букв.

Составление букв из спичек, веревочек, из «буквенного конструктора» (дуга – полукруг, короткая и длинная полоски).

Игровое упражнение «Превращение букв».

Например, составить букву «О» - О, букву «О» превратить в «Э» - Э,  «И» - И, в «П» - П

Игровое упражнение «Логические цепочки».

Х л Н ?  П  ;  Ж  К  Ф  ?  Р

Очень нравится детям игра «Живые буквы».

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»!

Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается достать слог, прочитать его и придумать слово, которое начинается на данный слог.

Игровое упражнение «Вороний язык», «Мышкины слова».

В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые можно «попищать» - ПИ (те слова, которые начинаются со слога ПИ-), слог выставляется на доске. Какие это слова? Пианино, пижама, пирог, письмо и т.д.

А какие слова умеет говорить ворона? Картошка, карман, карта и т.д. аналогично обыгрываются слоги МУ, ГА, КО, КВА.

Игровое упражнение «Чудо – дерево» или «дерево и листочки».

На ветвях написаны слоги. Дети придумывают слова и закрепляют листочки на соответствующих ветках.

Используя слоговые карточки мы работает над синтезом – конструируем слова. Для составления слов из заданных слогов активно используются на занятиях игры Воскобовича «Читайка», «Нахлобушки»; игра «По кругу».

Игровое упражнение «Слово рассыпалось».

Проводится по принципу разрезной картинки, на одной сторон карточки слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову.

Игровое упражнение «Рыболов».

Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.

Включи телевизор

Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).

Оборудование: Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.

Ход игры: взрослый объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет. Например: матрешка, аист, кот – МАК. Картинка «мак» появляется на экране. Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...

Система упражнений для формирования навыка чтения целыми словами

Система упражнений для формирования навыка чтения целыми словами...

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами ________________________________________

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?...

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы  при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...