Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"
статья по чтению (1 класс) на тему

Александрова Наталья Васильевна

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнения для развития техники чтения.

В своём выступлении  я поделюсь опытом работы о системе упражнений по развитию навыка чтения. В..А.Сухомлинский говорил, « что можно жить и быть счастливым не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек – нравственный невежда». Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. Остановлюсь на том этапе обучения чтению, когда дети научились складывать слоги, слова, но ещё недостаточно быстрое чтение, дети не понимают прочитанное, читают неосознанно, не могут выразить свои чувства при чтении.

Слайд 2. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками  мелодиями окружающего мира». Задача учителя и родителей научить ребёнка читать так, чтобы чтение доставляло удовольствие, привить потребность в чтении, так как чтение прежде всего играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ученика. Мы обращаемся к различным технологиям, методикам, чтобы как-то разнообразить уроки чтения. Включаем самые различные упражнения, чтобы привлечь внимание, развивать мышление, память и конечно развивать технику чтения.

Навык чтения характеризуется такими качествами , как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств  использую специальные упражнения, которые стараюсь включать в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Слайд 3.Все упражнения разделены на группы: для развития сознательного чтения;  для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности.

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.

Первая группа – логические упражнения.

1.Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Зелёный, синий, красный, жёлтый.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

3.Какое слово лишнее и почему?

Ель, сосна, кед, осина.

Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.

Слайд 4. Слова  могут быть напечатаны на доске, на индивидуальных карточках. Учитывая индивидуальные способности класса или ученика ( если работа по карточкам) слова  можно поделить на слоги. Прежде чем выполнить задание слова обязательно нужно прочитать. Хоровое чтение, жужжащее,  чтение «спринт», индивидуальное чтение – можно применить для выполнения задания. После такой работы ученик выполняет задание и не замечает того, что он читал.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв:  они одного рода; они состоят из двух слогов.

5. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза. (корова)

Кора, лото, боксёр. (колобок)

Молоко, нерест, тарелка. (монета).

6. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама. (яма)

Пуговица, молоток, лава. (голова)

7. Даны три слова. Первые два находятся в определённой зависимости. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое.

Песня – композитор; самолёт - ? аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель.

Нож – сталь; стул -? Вилка, дерево, стол, пища, скатерть.

8. Какие буквы, слог, слово лишнее.

а у р о ы

ма ра ла ны та

река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

Эти упражнения дают возможность поработать над техникой чтения, ведь прежде всего надо прочесть какую-то группу слов, а затем подумать, применить логическое мышление, выполнить задание.  

Вторая группа – игры по составлению слов со словами.

В эту группу входят упражнения также предполагающие прежде всего прочесть какую-то группу , а затем выполнить задание. Найди слово в слове, подбери пару, закончи предложение, различные ребусы, шарады, загадки.

Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами, работа с текстами учебника.

Задания этой группы способствуют развитию речи учащегося.  Это начальный этап работы над текстом больших произведений.

1. Составь текст  (перестановка предложений). Тексты подбираются по теме урока.

2. Составь предложение (3-4) к теме урока. Можно дать слова помощники.

В школе.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3. Закончи рассказ. Даётся 2-3 предложения, продолжают дети.

4. Прочитай текст, ответь на вопросы.

5.Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.

6. Задай вопросы по тексту или части текста.

7.Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

8.Выборочное чтение.

9. Пересказ по вопросам и без них.

10.Составление плана текста.

II. Упражнения для формирования правильности чтения.

Все эти упражнения тоже можно поделить на 2 группы: упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и упражнения со словами.

К первой группе отнесём следующие виды упражнений:

1. Выбери слова на данный звук ( чтение четверостишия, предложения, текста).

2.Придумай название продуктов на данный звук.

3.Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

4.Покажи название 5-6 предметов. Выбери название предмета, в котором один слог, два слога.

5.Повтори скороговорку, предложение, текст.

6.Заучи четверостишие.

7. Повтори слова на тему, добавляя своё. Игра «Снежный ком».

Вторая группа это перевёртыши, сквозная буква, лесенка , послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой и морфемный состав.

III. Упражнения для развития беглости чтения.

Упражнения для развития беглости чтения можно поделить на две группы для расширения поля зрения и для активизации органов речи.

Упражнения для развития поля зрения – работа со словарными блока, по вертикали которых спрятано слово. Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам которые выделены.

        Работа по созерцанию зелёной точки. На карточки ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.

        Специалисты рекомендуют. Работа по таблице Шульте. Развитие поля зрения по вертикали, горизонтали.

сок                                       Света                         ива

носки                                   место                         кресло

сам                                       каток                         клетка

                                             кукла                         кукла

                                             магазин                     рак

Чтение столбиков с трафаретами. Дети, используя трафарет , читают слова в столбиках.

Чек                      красный                          защёлка                      универмаг

Зуб                       бегать                              лаборант                    продовольствие

Дом                      игра                                   молоко                       учебники

Работа по таблицам. Пособие состоит из 4-х блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов. Работа проводится так: называется слово которое отыскивается. ( таблица).

Наборы по Т.Н.Федоренко.

Тексты зрительных диктантов.      Методика профессора И.П. Федоренко,  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. 

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижению результативности в обучении чтению. Следующая группа для активизации органов речи: скороговорки, чистоговорки, различные виды чтения шёпотом, затем громко, затем про себя, хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим, чтение с убыстрением темпа, чтение с переходом на незнакомый текст, жужжащее чтение,  чтение «спринт».

IV. Упражнения для развития выразительности чтения.

Чтение слов с разными оттенками, чтение фраз с интонацией, соответствующей конкретной ситуации, прочитать передавая радость, печаль, гордость, чтение по ролям, в лицах и т. д.

Младшему школьнику трудно сосредоточиться, они быстро теряют интерес, очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Цель игры пробудить интерес к познанию. Система таких упражнений показывает , как можно привлечь внимание, заинтересовать ребёнка на уроке.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

Из опыта работы учителя начальных классов Александровой Натальи Васильевны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития навыков чтения 1-ков

Данный материал поможет учителю и родителямоказать практическую помощь ученикам, имеющим затруднения в овладении навыками чтения....

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы.

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы....

Упражнения для развития навыка чтения

Материал полезен для работы во время уроков грамоты в 1 классе,а также в предшкольной подготовке....

Упражнения для развития навыка чтения

Ежедневные  упражнения,  применение  котоорых  поможет  учащимся успешно овладеть навыками  чтения...

Упражнения по развитию навыка чтения.

Упражнения по развитию навыка чтения у младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"

Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования " Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"...

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...