Упражнения по развитию навыка чтения.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Лебедева Оксана Анатольевна

Упражнения по развитию навыка чтения у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyk_chteniya.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по развитию

навыка чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств необходимо в своей работе использовать специальные упражнения, которые желательно  включать в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Все упражнения разделены на четыре группы:

-    для развития сознательного чтения;

  1. для формирования правильности чтения;
  2. для развития беглости чтения;
  3. для развития выразительности чтения.

  1. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа – логические упражнения.

  1. Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил

2.Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

Шарф, варежки, пальто, кофта; и.д.

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый;

Минута, время, час, секунда;

Дорога, шоссе, тропинка, путь; и т.д.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

(одинаковое кол-во букв, одного рода, 2 слога)

5. Путем перестановки букв составь слово.

У к л  к б о (клубок), с н о а с (сосна), у п к с (пуск).

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

Кора, лото, боксер;

Молоко, нерест, тарелка.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама;

Пуговица, молоток, лава;

Укор, бузина, тина.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружье;

Соломка, пора, мель;

Лиса, бельмо, полет;

Смола, слеза, берет.

9. Даны 3 слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) песня – композитор; самолет - ?

  1. аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

б) школа – обучение; больница - ?

  1. доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

в) нож – сталь; стул - ?

  1. вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

10. раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

12. Какие буква, слог, слово лишние.

А у р о  ы

Ма, ра, ла, ны, ты, та

Ку, на, ды, ти, ло

Река, речка, ручей, ручка, ручеек

Вторая группа – игры по составлению слов со словами.

  1. Найди слово в слове

Гроза, газета, поднос, щепка, кустарник, шоколадка, ярмарка, и т.д.

  1. Подбери пару.

А) Песня             практичный                 б) загар         золотистый

     Площадь        примерный                      звонок       занимательный

     Подруга          прилежный                     забор          знаменитый

     Почтальон      праздничный                  зубр            звонкий

     Полотенце      полосатый                       задача        зрелый

     Подарок          полотняный                     земляника  зеленый

     Портфель        прекрасный

     Парикмахер    приятный  

  1. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы , о ы б б р.

  1. Шарады.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда. (Картина)

  1. Ребусы.

рона                рота                ка               ком

                                                ва               та

  1. Загадки.

Любые, которые подходят к теме урока.

  1. Найди животное среди строк.

Насос сосет речную воду,                Среди кустов царит покой,

И шланг протянут к огороду.           Здесь хорошо бродить одной.

  1. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.

Ма  ти  ма   си  ра  му   ло  ка   до

Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

  1. Составь текст (перестановка предложений).

  1. Составь предложения к теме.

Школа.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

  1. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Четвертая группа – работа с текстом (учебник).

  1. Самостоятельное чтение текста и ответы на вопросы, записанные на доске.

  1. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.

  1. Задай вопросы по тексту или по части текста.

  1. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
  2. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

  1. Выборочное чтение.

  1. Пересказ по вопросам.

  1. Составление плана текста.

II . Упражнения для формирования правильности чтения

Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

  1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше). Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

  1. Опиши предмет (показать и убрать).

  1. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).

  1. Повтори, что сказал учитель (6 слов попарно, сходных по звучанию). Бочка-точка, бабушка бабочка, кошка ложка.

  1. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

  1. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.

  1. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

  1. Выбери из всех слогов – слоги слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги  и т.д.

  1. Покажи 5 – 6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.

  1.  Выбери слова, в которых два слога. Произнеси 8 – 10 слов.

  1.  Выбери предмет, в названии которого ударение падает на первый слог и т.д. (показать 5 – 6 предметов).

  1.  Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т.д.

  1.  «Фотоглаз»

  1.  Повтори скороговорку, предложение, текст.

  1.  Заучивание четверостиший.

Вторая группа – упражнения со словами.

  1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.  

  1. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

  1. Чтение слов имеющих одинаковые приставки, окончания. Приехал, пришел, принес, припев и т.д.

  1. Чтение «перевертышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

  1. «Сквозная буква», «Лесенка»

___ - з -                              ч__

___ - з -                              ч ____

___ - з -                               ч______

___ - з -                               ч ________

  1. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

  1. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

  1. Упражнения для развития беглости чтения

Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.

  1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).

  1. Работа по таблицам Шульте.

     Развитие поля зрения по горизонтали.

     Развитие поля зрения по вертикали.

  1. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово (см. приложение 3). Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.

  1. Чтение столбиков с трафаретами.
  2. Определи разницу в словах. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.

  1. Назови по порядку. (Дается группа слов).

  1. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.

  1. Наборы зрительных диктантов по Т.Н. Федоренко.

  1. «Угадай-ка». Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.

  1. «Кто быстрее?» У каждого ученика по 2 – 3 текста. Требуется найти данное предложение.

  1. «Бегущая строка».

  1.  Работа по таблице . Называется слово, которое надо отыскать (звездочка, синяя, второе снизу, и т.д.).

Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.

  1. Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения.

  1. Скороговорки.

  1. «Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.

  1. Чистоговорки.

  1. Различные виды чтения:

а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;

б) хоровое чтение;

в) чтение в парах;

г) чтение одновременно с ведущим;

д) чтение с убыстрением темпа;

е) чтение с переходом на незнакомый текст;

ж) чтение в темпе скороговорки;

з) чтение – «Спринт»;

и) жужжащее чтение;

к) скачкообразное чтение «Кенгуру».

  1. Упражнения для развития выразительности чтения

  1. Чтение с различными оттенками интонации.

  1. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
  2. Упражнения для дыхания.

  1. Упражнения для развития голоса.

  1. Упражнения для дикции.

  1. Чтение небольших стихов.

  1. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

  1. Чтение по ролям в лицах.

  1. Чтение с использованием «памятки»:

а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай четко слова и окончания;

в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

                                                                       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Упражнения для развития навыков чтения 1-ков

Данный материал поможет учителю и родителямоказать практическую помощь ученикам, имеющим затруднения в овладении навыками чтения....

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы.

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы....

Упражнения для развития навыка чтения

Материал полезен для работы во время уроков грамоты в 1 классе,а также в предшкольной подготовке....

Упражнения для развития навыка чтения

Ежедневные  упражнения,  применение  котоорых  поможет  учащимся успешно овладеть навыками  чтения...

Упражнения для развития навыка чтения

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, формирующие и развивающие осознанность чтения, развивающие оперативное поле чтения и память....

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...